Программа организованной деятельности по развитию детской инициативы «Занимательная риторика и этикет».
Программа организованной деятельности по развитию детской инициативы
«Занимательная риторика и этикет».
Пояснительная записка.
Данная программа кружка «Занимательная риторика и этикет» представляет собой целенаправленную работу по обучению детей дошкольного возраста общению.
Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По утверждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2 – 2.5 месяца. (М. Лисина).
Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 – 15 назад.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми. Ритм современной жизни родителей таков, что не позволяет им целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка. Поэтому дошкольное учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.
В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ребенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как поприветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит – быть внимательным слушателем; существуют ли правила общения и т. д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения. Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.
Целью данной рабочей программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи программы:
Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ) ; Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т. д.) ; Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;
Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
Рабочая программа составлена на основе технологии Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.
Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение и т.д.
В итоге проведённой работы дети должны научиться:
Пользоваться правилами поведения в обществе;
Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности. Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Занятия по риторике и этикету проводятся еженедельно.
Формы работы – занятия-беседы, продолжительностью:
В средней группе – 20 мин.
В старшей группе - 25 мин.
В подготовительной группе – 30 мин.
Важным условием успешного общения является визуальный контакт, поэтому большая часть занятий проводится в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы, общаясь, они видели друг друга. При выполнении коммуникативных заданий, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации. Можно использовать такие формы организации деятельности дошкольников, как работа в парах, группах. На занятии должна царить атмосфера взаимопонимания, добра и доверия.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей 4-5, 5-6 и 6-7 лет.
Тематическое планирование – смотри приложение 1- 3
Список использованной литературы:
Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина «Весёлый этикет».
О.Ю. Безгина «Речевой этикет старших дошкольников».
И.Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения».
Н.А. Купина, И.А. Стернин «Азбука вежливости».
В. Сотникова «Самые маленькие в детском саду».
Г.Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет».
О.Н. Демидова «Будьте вежливы всегда».
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.