Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Л.Л.Босовой, по ФГОС
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и утверждено Введено в действие
на заседании педагогического совета Протокол №______
Протокол №_____ от « » ______________2014г.
от « » августа 2014г Директор школы:
Председатель _________Р.В.Бабичева ________________П.И.Сасин
Рабочая программа
по информатике
Класс:5
Количество часов в год: 35
Планирование составлено на основе Государственной программы для общеобразовательных учреждений.
Составитель: Склемина Наталья Николаевна
Вишнево, 2014г
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе.
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Распределение часов.
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Информация вокруг нас
10
2
Компьютер
3
3
Подготовка текстов на компьютере
6
4
Компьютерная графика
3
5
Создание мультимедийных объектов
4
6
Информационные модели
3
7
Алгоритмика
4
8
Резерв
2
9
Итого
34
Количество часов.
Программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 4;
практических работ – 18;
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Л.Л.Босова «Информатика» учебник 5 класса, Москва, БИНОМ, 2013г.
Л.Л.Босова «Информатика» рабочая тетрадь для 5 класса, Москва, БИНОМ, 2013г, а так же электронные образовательные ресурсы: http:// schoo-collection.edu.ru
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации
по способу получения.Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители
информации.Передача информации. Источник, канал, при мник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод
координат.Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представленияинформации.Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в
диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная
позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. При мы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и
удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации. Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Черт жник, Водолей и др.
Повторение.
4.ТРЕБОВАНИЯ У УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I полугодие
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Ввод информации в память компьютера. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру». Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером». Хранение информации Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы». Передача информации. Электронная почта. Практическая работа №4»Работаем с электронной почтой». В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов. Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст». Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст». Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста». Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст». Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задание 1,2). Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (3,4).
II полугодие
Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. Практическая работа №10» Строим диаграммы». Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами». Создание графических изображений Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе». Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Списки - способ упорядочения информации. Практическая работа №14 «Создаем списки». Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет». Кодирование как изменение формы представления информации. Преобразование выражения по заданным правилам.Практическая работа №16 «Выполняем вычисление с помощью программы Калькулятор». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий. Задачи о переправах. Табличная форма записи плана действий. Задачи о переправах. Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаем анимацию(1)». Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию(2)». Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу». Итоговое тестирование. Резерв учебного времени.
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Коли-чество
часов
Дата проведения
Приме-чание
Обору-дование
По плану
Факти-ческая
1.
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас.
1
2.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.
1
3.
Ввод информации в память компьютера.
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».
1
4.
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».
1
5.
Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».
1
6.
Передача информации
1
7.
Электронная почта. Практическая работа №4»Работаем с электронной почтой».
1
8.
В мире кодов. Способы кодирования информации
1
9.
Метод координат
1
10.
Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов
1
11.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»
1
12.
Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст».
1
13.
Текстовый фрагмент и операции с ним.
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
1
14.
Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст».
1
15.
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задание 1,2).
1
16.
Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (3,4).
1
17.
Разнообразие наглядных форм представления информации
1
18.
Диаграммы. Практическая работа №10» Строим диаграммы».
1
19.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».
1
20.
Преобразование графических изображений
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».
1
21.
Создание графических изображений
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».
1
22.
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации
1
23.
Списки - способ упорядочения информации.
Практическая работа №14 «Создаем списки».
1
24.
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».
1
25.
Кодирование как изменение формы представления информации
1
26.
Преобразование выражения по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисление с помощью программы Калькулятор».
1
27.
Преобразование информации путем рассуждений
1
28.
Разработка плана действий. Задачи о переправах
1
29.
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переправах
1
30.
Создание движущихся изображений.
Практическая работа №17 «Создаем анимацию(1)».
1
31.
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию(2)».
1
32.
Выполнение итогового мини-проекта
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».
1
33.
Итоговое тестирование
1
34-35.
Резерв учебного времени
1
7.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплект
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРАВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15