Методические рекомендации на тему Эмоционально — психологическая подготовка педагога к учебному занятию
Эмоционально-психологическая подготовка педагога к занятию
Вспомните группу, где предстоит давать занятие. Вспомните опыт общения с ней: развивайте положительные ощущения, блокируйте отрицательные.
Планируя занятие (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование), основанное на знании группы, поможет выбрать и средства обучения (до элементарного: в этой группе я эту иллюстрацию не покажу – я вижу их реакцию), и сделает планирование «прицельным» (я знаю их реакцию в этом месте – я изберу один тон, я слышу их возражения в этот момент – я изберу другой тон, сделаю паузу, пошучу и т. п.).Вспомните взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте стереотипных установок к отдельным ребятам. Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении педагога к «плохому» ученику (по А. Леонтьеву):
дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;
услышав неправильный ответ, не повторяет вопроса, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;
бывает, либеральничает: ставит хорошую отметку за плохой ответ;
чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; – реже хвалит за верный ответ;
не замечает поднятой руки «плохого», вызывает другого;
реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому». Кроме того, общение с «хорошим» со стороны педагога более эмоционально-личностно окрашено («Правильно, молодец, садись. Вероника!»), чем с «плохими» («Правильно, садись» или: «Правильно, садись, Чернов»).