Методическая работа Сценическое волнение и психологическая подготовка учащихся к публичным выступлениям


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАУДО ДМШ № 4
ПО КЛАССУ ФЛЕЙТЫ ВАКИНОЙ О.А.
«СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ»
Содержание:
Введение.Глава 1. Публичное выступление - важный элемент в развитии юного музыканта.
1.1. Сценическое волнение и его проявления.1.2. Основные причины сценического волнения.Глава 2. Подготовка учащихся к публичному выступлению.
2.1.Психологическая подготовка.
2.2. Некоторые физиологические моменты подготовки ученика.Заключение.Список литературы.
Введение.
Выступление – результат творческого труда артиста и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия - все это, в той или иной мере проявляется во время публичного выступления.
Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые в детском возрасте, представители сценических профессий не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.  Взволнованность или некоторая «приподнятость» настроения перед выступлением не только естественна и желательна, как показывает практика, она часто спасает исполнение от будничности. Но волнение волнению рознь. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются нежелательными проявлениями сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, работы над собой. Требуют анализа этих неприятных явлений и их коррекции с помощью преподавателя.
Основной целью данной работы является показать методы противоборства издержкам сценического волнения и роль преподавателя в этом процессе, а также показать, что умело и тщательно проводимая подготовка юного музыканта к публичному выступлению имеет достаточно большое значение для роста исполнительского мастерства и психологической стабильности  учащегося, в том числе и на сцене. Из вышесказанного следует, что попытки решить проблему сценического волнения отнюдь не бесперспективны и вполне решаемы.
1. Публичные выступления - важный элемент в развитии юного музыканта.
1.1. Сценическое волнение и его проявления.
Можно считать установленным, что дети и взрослые по-разному ощущают сцену; в разной степени переживают эстрадное волнение, хотя присуще оно и тем, и другим. Это состояние ещё называют тревожным состоянием и даже эстрадобоязнью.
Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, конкурсов. Публичные выступления являются важным элементом учебного процесса, поэтому подготовка будущего музыканта – исполнителя к сцене должна вестись уже в начальный период обучения, в стенах ДМШ. В любой области музыкального искусства большое значение имеет сценический опыт и практические навыки подготовки к выступлениям. Уже во время обучения необходимо создавать особые психолого–педагогические условия в процессе подготовки учащихся к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.
По своим характеристикам публичные выступления музыкантов относятся к стрессовым ситуациям. Главным стрессором для них является зрительный зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому перед выступающим возникают трудности психологического порядка. Психологи и педагоги-практики  по-разному определяют возрастные границы появления симптомов сценического волнения у юных исполнителей. Большинство специалистов все же сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 8-10 лет.
Сценическое волнение проявляется в различных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страха, панического состояния; может трансформироваться в подавленное расположение духа, неверие в свои силы и т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства.  Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни располагают достаточными волевыми ресурсами, чтобы волнение не мешало выступлению, а другие не могут «взять себя в руки». Работать над закалкой воли необходимо с такой же последовательностью и настойчивостью, с которыми ведется работа над развитием технических умений и навыков, убеждены опытные мастера. Неудачи и срывы на эстраде зачастую происходят не столько от недостатка «исполнительской техники», сколько от недостатка «исполнительской воли».
1.2. Основные причины сценического волнения.
Есть все основания говорить в данном случае о комплексе причин. Чаще всего волнение вызывается мыслями: «Что обо мне скажут?», «Каковы будут оценки моей игры?». Забота юного музыканта о своей репутации вполне закономерна и естественна. Но одна из наиболее распространённых причин сценического волнения у музыкантов различных возрастов и уровней - боязнь музыканта забыть текст. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста. И, тем не менее, произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%, что и принесет исполнителю уверенность в себе.
Анализируя проблемы сценического волнения, педагоги-практики обращают внимание, что многое зависит здесь и от  типа нервной системы исполнителя. Это ещё одна важная составляющая сценического волнения.
Подводя итог, отмечу, что подготовка к концертному выступлению - это наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, так как успешное выступление напрямую зависит не только от выученности произведений, но и от уровня психологической готовности учащегося к общению с публикой. При этом надо учитывать тип нервной системы юного исполнителя.
2. Подготовка учащегося к публичному выступлению.
2.1.Психологическая подготовка.
Вся работа, которая велась учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Сценой проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и технический потенциал, и устойчивость психики, и др.
Перед концертным выступлением значимость ситуации, в которую попадает учащийся, чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, некоторой паники. Поэтому педагогу не стоит акцентировать внимание на ответственности, а следует создавать установку на обычное исполнение. Надо помнить, что  психические состояния могут передаваться от одного человека к другому. Это следует учитывать в педагогической практике, поэтому перед выступлением необходимо избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении. Не следует так же говорить фразы типа «смотри не забудь то место» или «помни, что там форте». Иначе ученик будет об этом думать, переживать как бы не забыть и результат может оказаться отрицательным.
Многие педагоги замечали, что состояние страха, предшествующее выступлению, вызывает состояние неуверенности на эстраде, а предшествующее состояние увлеченности на уроках, вызывает состояние вдохновения на сцене. Иными словами, если состояние увлеченности постоянно сопровождало репетиционные занятия, и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлеченно.
Опытные педагоги учат не преувеличивать масштабы «беды», если на сцене произошел сбой. Надо дать себе право на случайную неудачу. Можно даже рассказать ученику о своих собственных потерях на сцене, дав тем самым понять, что случайные недочеты вполне могут быть. Надо лишь не бояться этого, а допустив ошибку, сосредоточиться и заиграть с ещё большим старанием.
Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе, а удачные проигрывания добавляют ученику уверенности в себе. Так же нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания.

Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. По возможности, желательно поиграть на той сцене, где будет проходить концерт, «попробовать сцену». Организовать контрольное проигрывание «как на концерте».
2.2. Некоторые физиологические моменты подготовки ученика.
Очень важна, так называемая, обыгранность программы или пьесы. Так как при многократном публичном исполнении вырабатывается некоторая привычка к сценическому волнению и само волнение заметно снижается. Так же важно, чтобы ребёнок постоянно и систематически принимал участие в любого рода публичных выступлениях, что тоже помогает привыкнуть и адаптироваться к возникающим негативным ощущениям типа дрожания рук, сбившегося дыхания. А со временем такие проявления могут сойти на нет или значительно уменьшатся. Есть один хороший приём, позволяющий в классных условиях воспроизвести состояние физического дискомфорта, появляющееся при выходе на сцену, а именно: нужно выполнить несколько приседаний и прыжков, а затем начинать играть. Появившееся при этом учащенное сердцебиение и взбудораженное эмоциональное состояние будут очень схожи с ощущением сценического волнения. А сосредоточенность можно укреплять так: пусть ученик играет, а Вы в это время вполголоса должны что-то говорить (читать). Если ученик может не отвлекаться, то и на сцене, скорее всего, он будет сосредоточен.
Ещё очень важный момент: повышенный адреналин приводит к снижению уровня глюкозы в крови. Как следствие - дрожание конечностей, губ, прерывистое дыхание, туман перед глазами, вата в голове. В медицине это называется гипогликемией. Известный флейтист Тревор Вай в своей книге «Артикуляция» советует: « позвольте себе сладости, такие как леденцы, для медленного рассасывания во рту в течении дня до концерта для поддержания уровня сахара в крови. Это может понизить ваше беспокойство».
Лучше всего излечивает от эстрадобоязни успех, удача – одна, другая, третья.  Обеспечить цепочку удачных выступлений можно довольно легко и просто. Для этого нужно тщательно выучить программу, дать время, чтобы она «улеглась» в голове ученика, не была «сырой». Затем нужно начинать приучать ребёнка к публике. Первым зрителем, как говорилось ранее, может быть мама, бабушка, друг или преподаватель из соседнего класса, к примеру. Затем желательно выступить на классном концерте для родителей, на празднике в общеобразовательной школе, расширяя таким образом аудиторию и меняя место выступлений, развивая быструю адаптацию к любым условиям. Все это подготовит учащегося к более ответственным выступлениям, таким как отчетный концерт, конкурс, фестиваль, экзамен.
Необходимо после каждого выступления похвалить маленького музыканта, не замечая недочётов, показать, что Вы рады за него. Иногда бывают ситуации: ученик сходит с эстрады после выступления, позади страхи и переживания. А задумываются ли педагоги насколько глубоко западают в душу их первые слова, сказанные ученику, насколько важны выражение лица, манера общения, интонация голоса педагога. Хорошо, если все прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражен… Одно можно сказать точно: упрекам, претензиям, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны, поэтому в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим. Пусть похвала будет несовсем искренняя, но зато очень нужная для дальнейшего роста ученика. Этому же «секрету успешности» необходимо научить и родителей ученика. Очень часто семейная обстановка (частые нарекания, сравнение с более успешными учениками) отрицательно влияет на ребёнка, вызывает зажимы и нестабильность на сцене.
Итак, чтобы результат нашей работы – исполнение программы на экзамене, участие в концерте выглядел технически с блеском, эмоционально ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности.  Помочь ребенку поверить в себя – прямая обязанность преподавателя. «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше» – известное высказывание великого Ф. Шопена.
 Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям – вот самый лучший совет для исполнителей всех возрастов.
Станиславский говорил, что нужно добиваться того, чтобы «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным».Литература:
1.Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей /Вопросы психологии. -1975, №1
2. Ганелин Л. Психическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973
3. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992
4. Петрушин В. Музыкальная психология.
5. Литвиненко Ю. Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке.- М.; «Педагогика искусства» №1, 2010
6. Вай Т. «Артикуляция» практическая тетрадь флейтиста.