Психологическая гостиная Психологическая разгрузка участников учебно-воспитательного процесса


Психологическая гостиная
Психологическая разгрузка участников учебно-воспитательного процесса
Под психологическим разгрузкой мы понимаем какую-то помощь и поддержку. Она должна быть во время всего учебно-воспитательного процесса, а не только тогда, когда участники воспитательного процесса её требуют.
Участниками учебно-воспитательного процесса как известно являются учащиеся, родители и педагоги. Все они устают и могут возникать стрессовые состояния, которые вредят не только учебной деятельности, но и здоровью.
Стресс (от англ stress — напряжение, давление) — неспецифическая реакция организма в ответ на очень сильное воздействие (раздражитель) снаружи, которая превышает норму, а также соответствующая реакция нервной системы.
Стрессоустойчивость - представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки ( перегрузки ), обусловленные особенностями профессиональной деятельности , без особых вредных последствий для деятельности , окружающих и своего здоровья. Стрессоустойчивость у всех разная, все мы индивидуальны и по-разному относимся к событиям для кого-то одно и то же событие может вызвать просто волнение, у кого-то не вызовет никаких чувств, а у кого-то возникнет стрессовое состояние.
Известно много методов психологической разгрузки. Мы остановимся на нескольких из них:
• Аутотренинг - психическая саморегуляция — это метод самокодирования собственной психики. Аутогенная тренировка действительно является удивительной возможностью самостоятельно регулировать собственное психическое состояние.
• Сказкотерапия - это создание особой сказочной атмосферы, которая делает мечты ребенка действительностью, позволяет ребенку вступить в борьбу со своими страхами, комплексами, расслабиться и отдохнуть.
• Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что любой предмет вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
• Рисование или арт-терапия – цель этого метода избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепить уверенность в себе. Позволяет учащимся вывести все свои негативные импульсы
• Музыкальная и танцевальная терапии - это процесс межличностного общения, применяется музыка на все стороны ее влияния — физическую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную, эстетическую и духовную — с целью улучшения или сохранения здоровья клиента.
• Ароматерапия - используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.
• Антистрессовое дыхание - медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
• Релаксация - в психологии под этим термином понимают, прежде всего, процесс достижения покоя, нирваны. Во-вторых, результат этого процесса — само состояние покоя: от легкой разгрузки психики и мышц до самых глубоких форм самогипноза и танатотерапии (телесная психотерапия).
Два вида отдыха: пассивный и активной
Три сферы влияния на психику и тело: телесная, словесная и образная....
Необходимость психологической поддержки учащимся учебных заведений
Наши воспитанники – это главные герои учебно-воспитательного процесса, поэтому обычно все внимание уделяется им. Ученикам необходимы не только физкультминутки во время урока, о них учителя часто забывают, но и релаксация вне уроков. Особенно это касается старшеклассников, потому что поток информации очень большой и когда к ним приходишь часто можно услышать «Не уходите, побудьте еще… »Также психологическая разгрузка нужна и ученикам среднего звена. В этот период наступает подростковый возраст, у многих появляются комплексы, которых ученики стесняются и это тоже стресс «Почему я другой, не такой как все?».
В нашем учебном заведении нет начальной школы, но младшим школьникам необходим психологический отдых. Им трудно быть все время сосредоточенными ведь ведущей является игровая деятельность, а нужно учиться. По новым государственным стандартом учащиеся начального звена также чрезвычайно загруженные. Часто можно услышать «Когда уже перерыв?»
Психологическая разгрузка учащихся
Для учащихся начальной школы предлагаю следующие методики
Методика арт-терапии рисование пальцами
Цель: избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепить уверенность в себе. Позволяет учащимся вывести все свои негативные импульсы
СказкотерапияЦель: адаптация ребенка с помощью метафоры к условиям микросоциальной среды, снять тревогу.
Ученики средней школы
Методика «Настроение на уроке»
Г. А. Карпова
Цель: диагностика эмоционального самочувствия школьника и его отношения к конкретному уроку и учителя.
Комплименты
Цель: переключить и активизировать внимание учеников от урока, смена деятельностей. Может быть использована вместо физкультминутки.
Учащиеся по очереди дарят друг другу комплименты.
Нарисуй цифры частями тела
1-нос, 2 - правым плечом, 3-левым плечом, 4 – правой ногой, 5 – левой ногой, 6 - локтем правой руки, 7 – локтем левой руки, 8 – целым телом.
Вообще физкультминутки являются очень важным этапом урока, так как и ученикам и учителю перед сменой деятельности следует отдохнуть.
С учениками старшей школы можно попробовать более серьезные методы саморегуляции, такие как аутотренинг, игры с бумагой, аромотерапия, танцевальная терапия.
Игры с бумагой
Перед вами лист, скомкайте его и положите перед собой. Теперь попробуем разровнять.
1. Двумя большими пальцами рук
2. Двумя указательными
3. Мизинцами
4. Кулаками
5. Ладонями не применяя пальцы.
Родители - это наши помощники и им уделять внимание, потому что если они будут чувствовать себя не нужными в учебно-воспитательном процессе, то воспитание переложится полностью на школу. Поэтому следует время от времени устраивать творческие родительские встречи вместо традиционных сборов за круглым столом с чашечкой чая и конфетами.
Упражнение «Аукцион похвал»
Инструкция: ваш ребенок вас порадовала, сделала что-то приятное. Что вы ему скажете в ответ?
Упражнение «Сто способов сказать «Я тебя люблю», также можно попробовать аромотерапию, музыкальную и песочную терапию.
Сегодня наибольшую тревогу у врачей вызывает уже не гиподинамия и переедание, а хронический стресс и многолетняя усталость.. Возникает «профессиональное выгорание», главной причиной которого является психологическое, душевное переутомление личности.
Особенно быстро и незаметно психологическая наступает переутомление из-за чрезмерной нагрузки людей, работающих в сфере «человек-человек». Поэтому профессиональное выгорание " все чаще встречается среди учителей, то есть профессионалов общения. Профессиональное выгорание рассматривается как синдром физического и эмоционального истощения, который свидетельствует о потере профессионалом положительных чувств, что предполагает развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия к ученикам.
Профессия учитель считается одной из психологически напряженных и изнурительных. И на это есть причины:
• коммуникационное нагрузки;
• огромное эмоциональное напряжение;
• появление определенных «профессиональных деформаций»;
• длительное пребывание на ногах.
Это приводит к тому, что к 40-50 годам мало кто из учителей может похвастаться своим здоровьем.
Предлагаю вам физкультминутку, с помощью которой можно разделить учащихся на группы.
Броуновское движение или молекулы: представьте себе, что все мы стали атомами и хаотично передвигаемся по комнате. Атомы постоянно двинуться и объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть различным, оно будет таким, какое число я назову. Например три - все участники должны объединиться в молекулы по три атома. Семь и у нас с вами получилось три группы по семь участников.
Упражнение «Портрет»
Цель: определение главных страхов педагога в определенном возрасте.
Оборудование:
карточки с возрастными рамками педагогов;
бумага А3;
карандаши или фломастеры.
Время выполнения 15 минут
Задачи: определить главные страхи педагога в определенном возрасте; составить психологический портрет и рекомендаций, чтобы избавиться от этих страхов.
Релаксационное упражнение «Поплавок»
Инструкция к выполнению:
Примите позу “Кучера”. Представьте, что вы маленький поплавок в большом океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выбрасывает на поверхность.
Попробуйте почувствовать движение волны, тепло солнца, капли дождя, подушку моря. Почувствуйте СПОКОЙСТВИЕ...