План-конспект проведения урока по основам военной службы с обучающими 10 класса по теме: «Обязанности часового» ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань»
План-конспект
проведения урока по основам военной службы с обучающими 10 класса по теме: «Обязанности часового»
ГАОУ «Гимназия №1 г.Назрань»
Учитель: Газиков Мухарбек Дмитриевич
Цель урока:
а) Познакомить обучающихся с положениями Устава гарнизонной и караульной служб, определяющими основные обязанности часового;
б) Выработать умение действовать в карауле, на посту;
в) Отрабатывать речевые действия часового
Время 40 мин.
Наглядность: учебные таблицы, Уставы Вооруженных Сил, ноутбук, интерактивная доска.
Учебные вопросы
Назначение и задачи караульной службы
Обязанности часового
Пост, его оборудование и оснащение
Положение часового на посту
Ход занятия
Вводная часть
Основная часть
Семантизация активизируемой лекции
После вводной части преподаватель, назвав тему и поставив перед обучающимися задачи, объясняет значение слов гарнизон, караульный. Происходит общее знакомство с назначением, задачами караульной службы. Одновременно на экране через (интерактивную доску) демонстрируются следующие словарные статьи:
Гарнизон – воинские части, учреждения и заведения, расположенные в каком-нибудь населенном пункте или вне его. Гарнизонная служба.
Караул – вооруженное подразделение, которая охраняет и обороняет военные объекты. Выставить караул, сменить караул, почетный караул.
Караульный – военнослужащий из состава караула. Заступив на пост, он становится часовым.
Далее обучающиеся читают и затем записывают свои тетради эти словарные статьи в следующем варианте, сверяя с написанным на доске:
Гарнизон – воинские части в населенном пункте или вне его. Гарнизонная служба.
Караул – вооруженное подразделение, несущее охрану кого-нибудь, чего-нибудь. Караул – смотри, охраняй.
Начальник караула. Смена караула, заступить в караул.
Караульный – заступивший в караул, солдат в составе караула. Караульная форма, караульное помещение.
Таким образом, еще до объяснения первого учебного вопроса учащиеся неоднократно воспринимают термины и их определения на слух и зрительно, записывают в тетрадях, читают эти термины и определения, что значительно повышает возможности включения их в активную речь.Объяснение нового материала
Первый учебный вопрос – назначение и задачи караульной службы.
На огромных просторах нашей Родины расположены военные объекты, которые имеют государственное и оборонное значение. Военные объекты имеются в каждом гарнизоне, в каждой части. Для их охраны и обороны назначается караул. От сохранности военные объектов зависит боеспособность частей, обороноспособность нашей Родины. Обороноспособность – это способность защищать, оборонять.
Караул – охраняет и обороняет боевые знамена, хранилища с вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами, другим имуществом. На экране демонстрируются кадры фильмов с военными объектами, преподаватель называет их, а обучающиеся повторяют за ним эти названия.
- Так что охраняет караул?
Преподаватель обобщает материал, добавляя новую информацию. Охранять объект – не допускать на объект посторонних, караулить, стеречь объект. Обороняют в том случае, когда кто-то нападает на объект. Военный объект охраняет караул. Во время нападения караул не щадя, не жалея жизни, обороняет свои объекты.
- Чем различаются слова «охранять» и «оборонять» (ответы обучающихся).
Караул – это вооруженное подразделение, назначенное для охраны и обороны военных объектов.
- Кто скажет, что такое караул? (ответы учащихся).
Личный состав караула должен быть в караульной форме, вооружен приведенным к нормальному бою оружием – автоматами или карабинами.
Заступая в караул, военнослужащие получают боевое оружие и боеприпасы.
Состав караула: начальник караула, помощник начальника караула, разводящий, выводные, часовые по количеству постов и смен (учащиеся сами находят ответ в учебнике).
Повторив и уточнив состав караула, преподаватель разъясняет: разводящий разводит караульных, приводит их на пост, расставляет караульных.
Для непосредственной охраны и обороны военных объектов из состава караульных выделяется часовой. Часовой есть лицо не прикосновенное. Неприкосновенность часового заключается в особой охране законом его прав и личного достоинства.
Часовой – это вооруженный караульный, который выполняет боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (учащиеся повторяют, кто такой часовой). Преподаватель может добавить, что это караульный, заступивший на пост.
Пост – это все, что охраняет и обороняет часовой, а также место или участок, на котором он выполняет свои обязанности. Преподаватель показывает пост на различных кадрах учебного фильма.
- Почему охрана военного объекта считается выполнением боевой задачи?
Часовой не только охраняет, но и обороняет пост. Как в бою, часовой применяет оружие, если нарушитель не выполнит его требований. При явном нападении часовой применяет оружие без предупреждения.
- Что делает часовой, если нарушитель не выполняет его требования? Как поступает он при явном нападении на него (ответ обучающихся).
Кто может сменить часового? (ответы). А если все они погибнут? (Преподаватель обобщает ответы).
- Расскажите об обязанностях часового?
- Часовой должен иметь оружие готовым к бою: заряженным, с примкнутым штыком. Ночью в положении изготовки для стрельбы стоя, днем – в положении «на ремень» или в положении изготовки для стрельбы стоя. (Преподаватель показывает эти положения, учащиеся устно повторяют комментарии преподавателя).
Преподаватель рассказывает, а учащиеся внимательно слушают: часовой обязан бдительно, то есть очень внимательно охранять свой пост, нести службу бодро (то есть нельзя дремать или спать), ничем не отвлекаться, не выпускать из рук и никому не отдавать оружие, включая и лиц, которым он подчинен. (Класс повторяет обязанности, пользуясь записью). В случае внезапного (неожиданного) заболевания или ранения, часовой вызывает начальника караула или разводящего. В крайних случаях, при неисправности сигнализации, вызывает их выстрелом вверх.
- Как часовой вызывает начальника караула или разводящего?
Часовому запрещается: спать, сидеть, читать, писать, петь, разговаривать, есть, пить, курить, прислоняться к чему-нибудь, отправлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было и передавать кому бы то ни было предметы, досылать без необходимости патрон в патронник.
Часовой должен отвечать на вопросы только начальника караула, его помощника, своего разводящего и проводящих.
- На чьи вопросы отвечает часовой? (используя запись, учащиеся отвечают на вопросы об обязанностях часового).
3. Повторение. Беседа по первым четырем вопросам.
4. Закрепление материала
Действия часового при появлении посторонних лиц.
- На посту или в запретной зоне появилось постороннее лицо. Ваши действия?
- Останавливаю окриком: «Стой, назад!» или «Стой, обойти вправо (влево)!»
- Нарушитель продолжает двигаться к посту.
- Требую: «Стой, стрелять буду!» Вызываю начальника караула или разводящего. Досылаю патрон в патронник. Делаю предупредительный выстрел вверх.
- Нарушитель пытается проникнуть на пост или обращается в бегство.
- Применяю оружие.
Действие часового в условиях плохой видимости.
- В запретной зоне у объекта появились неизвестные лица.
- Останавливаю окриком: «Стой! кто идет?»
- Ответа не последовало.
- Предупреждаю: «Стой, стрелять буду!» Задерживаю нарушителя.
- Нарушитель обращается в бегство.
- Применяю оружие.
- На окрик часового последовал ответ: «Идет начальник караула».
- Требую: «Начальник караула, ко мне, остальные на месте»
- В темноте не видите лица, назвавшего начальником караула.
- Требую осветить лицо.
- Убедились, что это начальник караула.
- Допускаю к себе всех лиц, прибывших с начальником караула.
- Назвавшийся начальником караула оказался неизвестным лицом.
- Требую: Стой, стрелять буду!»
Урок способствовал активному усвоению учащимися нового материала.