Рандори в дзюдо. В помощь тренеру и спортсмену.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Атлант»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
Методическая разработка
Рандори в дзюдо
В помощь тренеру преподавателю
Автор:
Дрожжин Юрий Викторович
старший тренер-преподаватель
отделения дзюдо.
г. Шебекино 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………...3
Основные правила выполнения рандори ..…………………………...3
Способы усложнения заданий …..……………………………………...4
Список литературы……………………………………………………….5
Введение
Для удачного выступления в соревнованиях все технические действия (приемы), изученные дзюдоистом, как в стойке, так и в партере необходимо совершенствовать в учебно-тренировочных схватках - рандори.
Целью данного тренировочного средства, является развитие у борца способности проводить приемы в конкретных динамических ситуациях приближенных к соревновательным поединкам путем их моделирования.
К сожалению, многие спортсмены и их тренеры недооценивают данную методику, однако рандори это трудоемкий, но необходимый промежуточный этап учебно-тренировочного процесса для перехода от учикоми к тренировочным и соревновательным поединкам.
На данном этапе у дзюдоиста вырабатывается реакция на различные ситуации создаваемые противником, способность правильно реагировать на его любые движения и быстро принимать ту позицию, из которой удобно провести прием. Если дзюдоист не будет уметь координировать в одно целое основные элементы проведения приема (выведение из равновесия, вход в прием, сбрасывание) то в дальнейшем выступая на соревнованиях, он не сможет четко выполнять броски, правильно двигаться по татами из-за неправильно принятой стойки, что естественно отрицательно скажется на его результате и дальнейшем росте технического и тактического мастерства.
Основные правила выполнения рандори.
В учебных схватках (рандори) большую роль играет правильное взаимодействие партнеров - тори (атакующий дзюдоист, который нарабатывает прием) и укэ (дзюдоист, на котором отрабатывается прием). Чтобы получить желаемый результат от рандори необходимо помнить, что любое движение уке сильно влияет на правильную реакцию проведение приема тори. Поэтому на начальном этапе следует следить, что бы уке принимал стойку и передвигался, удобно для отработки элементов и приемов тори.Например, при совершенствовании боковой подсечки под две ноги, если укэ будет оставаться в обычной стойке, то он мало чем поможет тори. В данном случае укэ требуется передвигаться вбок правой ногой, приставляя к ней левую ногу, при этом наклоняя свое туловище влево, то есть в сторону выведения из равновесия, тем самым создавая ситуацию, удобную для проведения подсечки.  При этом важно, чтобы темп передвижения укэ совпадал с темпом передвижений тори. Если укэ рано выходит из равновесия без приложения усилий со стороны тори или сам падает на татами до проведения подсечки тори, то он скорее мешает, чем помогает совершенствовать технику броска своему напарнику. При этом с повышением уровня мастерства тори, партнер должен постепенно оказывать более активное сопротивление.
Изюминкой совершенствования технического действия путем рандори является, способность борца эффективно проводить приемы правильно реагируя на движение партнера или уметь вызывать необходимое движение партнера путем своих движений.
Способы усложнения заданий.
С ростом уровня технической подготовки дзюдоистов учебные схватки рекомендуется усложнять следующими заданиями:
1. Чередования роли отрабатывающего (тори) и пассивного (уке), то есть, например через две минуты, тори превращается в уке, а уке — в тори. Данный метод отработки особенно эффективен на начальном этапе обучения. 
2. Четко не определять роли спортсменов, кто из них уке, а кто тори, партнеры в течение схватки сами создают ситуации для поочередного выполнения приемов. Но для данного случая уже необходима определенная техническая подготовка дзюдоистов. 
3. Усложнение путем ограничения площади передвижения. Данный метод тренировки напоминает учикоми. 
4. Площадь выполнения рандори увеличивается, а задачи учебных схваток приближаются к соревновательным схваткам. 
5. Рандори проводится с партерами разного веса и роста.
Список литературы
Схаляхо, Ю.М. Девальвация оценок в борьбе дзюдо и проблемы совершенствования технического мастерства российских дзюдоистов // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 12. – С. 28-29.
Свищев И.Д., Жердев В.Э. Учебное пособие для спортивных школ (рекомендовано для групп НП-1 и 2 г.о., УТГ-1, 2, УТГ-3, 4). М., 2000
Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и практика дзюдо: учебник. — М.: Советский спорт, 2011. — 448 с.