Методическая разработка Формирование нравственно – волевых качеств обучающихся ДЮСШ в условиях учебно-тренировочного процесса

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 п.г.т.Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение
"Детско-юношеская спортивная школа»












Методическая разработка

Формирование нравственно – волевых качеств обучающихся ДЮСШ в условиях учебно-тренировочного процесса.











Автор:
Тренер-преподаватель СП ДЮСШ:
Блохин П.Н.





п. Безенчук
2016 год

I.Введение.
Современный мир с развивающейся рыночной экономикой, как правило, ориентирует на приоритет материальных ценностей в жизни человека. Потребности общества подводят к необходимости прилагать все усилия на достижение высоких результатов в той или иной сфере, профессиональной деятельности. За пределами внимания остаются честь и достоинство человека, его нравственность и воля.
Глобальные изменения в системе российского образования на всех его уровнях сопровождаются подменой ценностей отечественной культуры чуждыми ей западными ценностями. Подготовка учащейся молодежи к успешной самореализации в обществе, которая трактуется как цель воспитания, в большей мере ориентирует на приспособленчество в социуме, чем на готовность служения Отечеству. Воспитание нравственности и воли личности становится «производным» от такой установки, оттесняется как бы на второй план. Вместе с тем, воспитание нравственно-волевых качеств подрастающего поколения является особенно актуальным в связи с отсутствием должного внимания в современной системе образования к духовно-нравственной сущности человека и декларативным подходом к проблеме формирования общечеловеческих ценностей и эмоционально-волевой сферы личности. Потребность в воспитании высоконравственных подростков, актуализированная в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и новых государственных образовательных стандартах (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ)[1]; Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р)[2];Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 г. Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р[3], определяет необходимость совершенствования системы обучения и воспитания подростков в системе дополнительного образования. Особое место в этой системе занимают детско-юношеские спортивные школы. Самовоспитание нравственно-волевых качеств подростков, профессионально занимающихся спортом, одна из наиболее важных и значимых проблем организуемого в спортивных школах образовательного процесса.

II.Ценность духовно-нравственного воспитания

В наше время перед тренером встаёт ряд вопросов, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим ценность духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Задача воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Таким образом выявляется явное противоречие: с одной стороны обществу требуются высоконравственные, ответственные, творческие, инициативные граждане, а с другой стороны неспособность системы образования в полной мере заниматься нравственным воспитанием обучающихся.
Готовность современного тренера-преподавателя к развитию духовно-нравственных качеств в условиях тренировочного процесса.
Анализ практики работы педагогов-тренеров ДЮСШ позволил установить односторонность понимания ими сущности нравственно-волевых качеств личности и путей их воспитания. Эти качества в большинстве случаев связываются лишь со спортивными достижениями. Мало внимания уделяется гуманизации взаимоотношений, формам взаимодействия детей, способствующим формированию навыков коллективного сотрудничества и совместного преодоления трудностей, наконец, переживанию радости от успешно проделанной работы. Такое сужение сферы проявления нравственно-волевых качеств, недооценка воспитательных возможностей физкультурно-спортивной деятельности ограничивают эффективность целостного воспитательного процесса. В то же время необходимые предпосылки для формирования нравственно-волевых качеств у подростков имеются, так как ими уже накоплен достаточный опыт морального поведения, пробуждается нравственная потребность в жизненном самоопределении и самовоспитании.
Решение задач нравственного воспитания предполагает выявление системообразующего основания, поиск решающего феномена нравственного развития и саморазвития личности, выбор ею собственной жизненной траектории пути. Таким феноменом предстают нравственно-волевые качества. В них воля служит опосредующим звеном между моральными убеждениями и чувствами личности, с одной стороны, и ее поступками - с другой. Соединение воли с нравственностью обеспечивает соответствующий образ действий, который неразрывно связан с внутренней борьбой, преодолением разного рода трудностей. Закономерность связи воли с нравственностью определяется и тем, что первая является частью сознания, связанного с разумом и чувствами, причем действенной его частью, определенным образом характеризующей проявление активности личности.



III. Нравственно-волевое воспитание обучающегося в процессе спортивной деятельности
Нравственно-волевые качества в целостной структуре личности школьника рассматриваются с позиций субъектного подхода, который подразумевает не только комплекс характерных для каждого индивида качеств, но и присущее ему внутреннее строение, способность управлять отношениями с людьми, изменять своими действиями окружающую действительность, умение сопоставлять мнения и поступки товарищей, а также собственные с усвоенными нравственно-волевыми критериями, осуществлять свободный выбор линии поведения. Такое понимание субъектности придает действенность нравственно-волевые качества, используя которые личность подростка выступает деятельным, творческим началом процесса самоорганизации.
По своей структуре нравственно-волевые качества - сложное социально-детерминированное личностное образование с динамично изменяющимся, противоречивым единством мыслей, чувств, желаний, действий, т.е. осознанием и прочувствованием морального и волевого отношения, его реализацией в адекватном поведении. Это, прежде всего такие качества, как целеустремленность, общественная инициатива, чувство ответственности перед коллективом за свои действия при совершении морально-волевого поступка. Наличие нравственно-волевых качеств позволяет личности успешно выполнять следующие функции: оценивающую, связанную с осознанием и принятием предметно ориентированных решений; эмоционально-ценностную, проявляющуюся в оценке личностно и социально значимой спортивной деятельности, ее влиянии на психофизический облик, социальный статус и результативность спортивных достижений; мотивационно-поведенческую, обеспечивающую проявление активности личности в избранной сфере спортивной деятельности, преодоление возникающих в ней трудностей и препятствий.
С учетом степени сложности моральной ситуации и осознания воспитанником нравственной потребности, выраженной целеустремленности, общественной инициативы и чувства ответственности перед спортивным коллективом, на основе корреляции между этими показателями выделены четыре уровня нравственно-волевой зрелости юных спортсменов. Соответствующий уровень определялся при положительном решении не менее 70 процентов педагогических ситуаций.
Нравственно-волевое воспитание личности обучающегося в процессе спортивной деятельности представляло собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникала и нарастала мотивационно-поведенческая устойчивость, обобщенность и согласованность единства компонентов нравственно-волевых качеств; формировались их целеустремленность, личностная позиция, субъектность. Источником взаимосвязей компонентов нравственно-волевых качеств выступало взаимодействие в системе "ученик - педагог - детский спортивный коллектив", обусловливающей нравственно-ценностное содержание спортивной деятельности, субъект-субъектные позиции воспитанников и педагогов (сочувствие, содействие, взаимопонимание). Сущностью содержательно-динамичного саморегулятивного процесса воспитания нравственно-волевых качеств, стала их зависимость от соразмерности развития нравственных и волевых качеств. При гармоничном и соразмерном - воспитывался их устойчивый и действенный комплекс, обеспечивающий оптимальную регуляцию сознания и поведения, при ином их сочетании - процесс воспитания усложнялся. Внутренним источником воспитания нравственно-волевых качеств является преодоление противоречия между опережающим развитием формирующегося сознания и его реализацией в поведении. Сущность мотивационного аспекта воспитания нравственно-волевых качеств - в его зависимости от мотивов поведения, особенностей коррекции исходных мотивов. Факторами коррекции являются успех в осуществлении целей, опыт нравственно-волевого преодоления препятствий, сложность условий совершения поступков, стабильность личностного смысла целей и др.

IV. Этапы воспитания нравственно-волевых качеств личности
Эффективность процесса воспитания нравственно-волевых качеств личности подростка обусловлена этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, и достигается путем преодоления основных противоречий между разными по ценностям мотивами деятельности и проявления волевых усилий для достижения поставленной цели.
Первый этап охватывает от 1 до 6 месяцев воспитательной работы. Большинство учащихся относятся к низкому уровню нравственно-волевой зрелости. Применяются воспитывающие ситуации малой степени сложности: преимущественное использование одобряющей оценки, выявление недостатка, ставшего привычным; "провоцирование" честности, смелости, отсроченной оценки. Наказание практически не используется. Педагог убеждает подростков в том, что спорт поможет избавиться от негативных взглядов, привычек.
Второй этап охватывает от 6 до 12 месяцев, в течение которых большинство подростков приобретают второй уровень нравственно-волевой зрелости. Используются преимущественно ситуации средней степени сложности: противоречивого выбора, авансированного доверия, нравственной вины. Закрепляются положительные черты и качества, умения и навыки, сформированные на первом этапе. Используется индивидуальный подход, направленный на выработку целеустремленности, умения контролировать свои поступки, проявлять инициативу, чувство ответственности перед коллективом, интерес к трудовой и познавательной деятельности, налаживанию отношений с педагогами, родителями, товарищами по спорту.
Третий этап охватывает второй и третий годы обучения. Воспитанники включаются в ситуации большой степени сложности:
-персональной ответственности, нравственного выбора, самооценки. Вырабатываются навыки самоконтроля и самовоспитания в основных видах деятельности (учебной, трудовой, общественной, спортивной), умение самостоятельно
принимать решения в сложившихся ситуациях. Педагог проявляет строгость и требовательность, целенаправленно ставя воспитанников в ситуации, помогающие преодолевать неверие в свои силы, закреплять нравственно-волевые качества.
Результаты диагностики проведенные в нашей ДЮСШ позволяют судить об эффективности процесса формирования нравственно-волевого развития личности обучающегося. Действенность предлагаемой нами системы воспитательных средств, направленных на формирование у обучающихся нравственно-волевых качеств, определялось с помощью целого комплекса диагностических процедур, в том числе путем сравнения показателей в уровне сформированности этих качеств в учебно-тренировочных группах.
В итоге были получены убедительные данные, подтвердившие эффективность нравственного воспитания юных спортсменов.
В результате изучения нравственно-волевых качеств обучающихся, полученные с помощью диагностических методов показали, что дети в процессе обучения не только овладели соответствующими нравственными нормами, но и руководствуются ими в своем поведении (табл. 1)
Таблица 1
Рассмотрим, как изменяются мотивы посещения нашими воспитанниками тренировок в процессе обучения. Поскольку это самые различные мотивы, то нам важно выяснить, какое место занимает каждый из них.

Мотивы
выбора
На этапах обучения



НП-1
НП-2
УТ-1

« Желание личной славы»

26,0

2,0



1,9


«Подчинение привычному чувству ответственности»

12,8

2,2

2,2

« С товарищем за компанию»

36,3


3,6


-


« Тренировка доставляет удовольствие»

2,4


12,0


37,7


« Желание победы своей команде»

-


30,9


38,9


«Желание проверить силы»


22,5


26,7


19,3


Данные этой таблицы показывают, что у обучающихся на начальном этапе на 1 месте стоит « С товарищем за компанию», на 2 месте « Желание личной славы», на3 месте « Проверить силы», на 4 месте « Подчинение привычному чувству ответственности», на 5 месте « Тренировка доставляет физическое удовольствие», на 6 месте «Желание победы своей команды». У обучающихся на учебно-тренировочном этапе на 1 месте « Желание победы своей команде», на 2 месте « Тренировка доставляет физическое удовольствие», на 3 месте «Желание проверить силы», на 4 месте «Подчинение привычному чувству ответственности», на 5 месте «Желание личной славы», на 6 месте « С товарищем за компанию».
Эти результаты показывают, что количество обучающихся с сформированными понятиями нравственности значительно возросли в процессе обучения.
Соотношение нравственных понятий и поведение обучающихся в учебно- тренировочном процессе.
Полученные данные приведены в таблице 2, %
Таблица 2
Время обследования

Кол-во детей имеющих правильные понятия
Кол-во детей поступающих в соответствии со своими понятиями


О честности
О товариществе
О справедливости
О честности
О товариществе
О справедливости

НП-1
2009-10г
56,4
53,0
43,2
51,3
52,6
40

НП-2
2010-11г
77,2
75,2
65,3
74,6
75,1
63,5

УТ-1
2012-13г
98,1
97,4
87,3
98,0
96,9
87,1


Если сравнить данные группы начальной подготовки первого года обучения с учебно-тренировочной группой, то мы увидим что мотивы посещения тренировок изменились, так 1 место «С товарищем за компанию» заменилось на « Желание победы своей команды», 2 место «Желание личной славы» заменилось на « Тренировка доставляет удовольствие», 3 место « Желание проверить свои силы» осталось неизменным. Это говорит о положительной динамики изменения нравственных качеств обучающихся.

V. Создании оптимального морально-психологического климата в коллективе.
Мой опыт построен на изменении «среды» в которой обучающиеся занимаются. Создание оптимального морально-психологического климата в коллективе.
а) мероприятия, способствующие нравственному воспитанию обучающихся в ДЮСШ:
Ежегодно в нашем районе проводится легкоатлетическая эстафета, посвященная «Дню Победы ». В ней участвуют дети различных отделений ДЮСШ.
Цель: создание условий для развития чувства патриотизма и коллективизма.
Спортивные мероприятия посвященные «Дню защиты детей» с показательными выступлениями всех отделений ДЮСШ.
Цель: пропаганда здорового образа жизни подрастающего поколения.
Турниры, посвященные памяти тренеров ДЮСШ.
Цель: память тренеров, пропаганда здорового образа жизни.
б) средства обучения и воспитания:
-личный пример и педагогическое мастерство тренера;
-высокая организация учебно-тренировочного процесса;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества.
Основные воспитательные мероприятия:

















Список источников и литературы

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
2.Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р); 3.Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 г. Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р
4.Прохорова М.В., Неверкович С.Д., Маркина Т.А. Проблема педагогической компетентности специалистов по физической культуре и спорту //Теория и практика физической культуры, 1994.
5.Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. - М.: ФиC, 1983.
6.Филин В.П., Бабаков А.И. Изучение результативности воспитательной работы c юными спортсменами //Теория и практика физической культуры, 1985.
7.Филин В.П., Бабаков А.И., Степанов Г.И. и др. Теория и практика самовоспитания школьников-спортсменов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997.
8.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиC, 2002.
9.Актуальные проблемы нравственного воспитания // Под ред. Л.Ф. Колесникова. - Новосибирск, Наука, 2004.
10.Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теор. и практ. физ. культ,2001.








13PAGE \* MERGEFORMAT141215




 
·