Методическая разработка на тему Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала
Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала
Детский голос – очень нежный, хрупкий, гибкий музыкальный инструмент. В его создание и сохранение вовлечены многие преподаватели, любящие эту увлекательную работу. Главная задача педагога дополнительного образования – найти те формы и методы работы, которые помогут сделать голоса красивыми, звучными, не напряженными, а занятия увлекательными, интересными и любимыми. Конечно, все находят свои «изюминки», свои маленькие секреты.
Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должен проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации, поэтому благодаря использованию игровой методики они с лёгкостью «выдерживают» полноценное 45-минутное учебное занятие. Безусловно, в игре необходима эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений, так как они облегчают подражание, эмоционально заряжают детей. Главное – не допустить «надзирательного учительского тона» и тем самым не нарушить атмосферу доверия, не снизить интерес к игре. Поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения на занятиях зависит только от педагога [1].
Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса. За основу игровой программы начального этапа, я взяла методические приемы В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной.
Артикуляционная гимнастика и интонационно – фонетические упражнения ФМРГ очень эффективно выстраивают всю систему начального периода учебного процесса. В творческой атмосфере, которая доставляет юным певцам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении непростого тренинга. Этот процесс оказывает положительное воздействие на психику ребенка, развивая его внимание, память, делая тонким и восприимчивым его слух. Дети постигают выразительное значение всех элементов музыкального языка, воспитывается ощущение красоты и гармонии. [1]
Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа: речевой и певческий. Цель первого, речевого, этапа заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, понятным и привлекательным. Цель второго, певческого – формирование и развитие подвижности голосового аппарата, навыков певческого дыхания, певческой интонации, разучивание учебного репертуара. Оба этапа тесно взаимосвязаны между собой, т.к. развитие и формирование певческих навыков идёт одновременно. Используя практический материал речевого опыта можно более тщательно поработать над артикуляцией, дикцией, интонацией. Речевой этап значительно облегчает развитие певческого голоса ученика. [3]
Несколько примеров из практического материала:
1) Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Сюда можно включить комплексы упражнений В.В. Емельянова и О.Кацер по подготовке речевого аппарат к дыхательным звуковым играм и элементы несложного самомассажа: прикусить зубами кончик языка; высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его; сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении; упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь. Пощелкать языком, изменяя форму рта, покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос. Массировать пальцами челюстно-височные суставы (каждое задание исполняется 4 раза). На основе этих упражнений, проявив фантазию, можно придумать несколько сказочных путешествий язычка. Например, «Сказка про язык»: «Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано, а вокруг темно. Стал он искать выход - постучал в зубки (стучать языком в зубы), в губки (стучать языком в губы), постучал в щёчки (стучать языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высунуть язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх), посмотрел на травку (язычок вниз), на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех» (подразниться языком) и т.п. [3]
2) Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание. Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Детям в игровой форме предложить такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования с педагогом «чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как летит пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д.). По возможности игры на дыхание необходимо соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев.
Упражнения для правильного ощущения работы диафрагмы (по методике А.Карягиной): представить, что дорогу перебегает чёрная кошка, или в огород прилетели вороны и клюют ягоды, сказать им «кш» так, чтобы выдох долетел до них и они испугались. Затем чередовать активные выдохи «кш»-«ч»; «кш»-«хь»; «кш»-«с»; «кш»-«ф» с хлопками в ладоши или под удары метронома. Освоив чередование двух звуков, выполнить всю цепочку «кш-ч-хь-с-ф» через хлопок или удар метронома. [2]
3) Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть и т.д.), звукам окружающего мира (тикать, капать, гудеть, выть, скрипеть и т.д.). Игры помогают ребенку воспроизводить интонации различной высоты, устранить неравномерности развития голоса. Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса. В.В.Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Выглядит это так: у-У? У-у!; у-О? У-о! и т.д. Последовательность гласных: У-О-А-Э-Ы. Соединяются звуки грудного и фальцетного режимов. Следить, чтобы рот свободно, широко открывался. Стараться минимизировать внешние движения губ. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином Получается очень забавно. Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики. Еще одно упражнение – «страшная сказка». Оно активизирует работу гортани. Исходное положение: рот открыт, движением вперед - вниз (это условие обязательное!), губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот, испуганное выражение лица. Упражнение выполняется приемом «эхо». Педагог показывает – ученик повторяет. Последовательность гласных: У - УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ (или в обратном направлении). Можно произносить гласные тихим голосом в речевом диапазоне, можно выйти из грудного в фальцетный режим, соединять звуки на легато или наоборот, исполнять пульсирующим стаккато, с различными динамическими оттенками. В фальцете педагог может придумывать различные интонации,а ученик точно повторяет их. Это упражнение дает множество вариантов, рождает разные образы: звуки леса, голоса зверей и птиц, сказочных персонажей. Можно пофантазировать, меняя эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо). [1]
4) Использование речевых упражнений - помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, исправлению речевых дефектов, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, активизирует дыхательную мускулатуру. Прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру. Детям предлагается произносить несложные четверостишия на выдохе в ладошку. Декламация текстов песен в темпоритме, их выразительное чтение. Работа над скороговорками в различных вариантах говорения: от шепота, до громкого звучания; от медленного темпа, до быстрого. Используя различные интонации и жестикуляцию, выделять в них различные ключевые слова. Распределение текста по ролям с педагогом (диалогические скороговорки), при этом учитывать эмоциональное исполнение, чтобы текст не был "сухим", является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов.
5) Приём пения «про себя». Для начала, чтобы ребенок понял суть: фрагмент знакомой песни беззвучно «поет» педагог, а ребенок угадывает ее по артикуляции. Применяем его и при работе над разучиванием репертуара (развивается артикуляция, артистизм, при этом связки регулярно будут «безопасно» тренироваться).
6) «Включаем и выключаем звук в телевизоре» Например, ученик поёт разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает», показывая какой-либо знак рукой. Получается весело, и неплохо тренирует «внутренний слух». Этот игровой прием примените после того, как будет достигнута чистая интонация в упражнениях.
Вокальные упражнения требуют многократного повторения, а играя в фонетические игры, дети будут всегда увлечены певческим процессом. Они не занимают много времени и, выполняя роль распевания, делают урок динамичным, формируют артистические и коммуникативные способности.
Это лишь небольшая часть методического материала, который можно использовать в работе. Познакомившись с работами В.Емельянова, О.Кацер и А.Карягиной Вы найдёте для себя много полезного и интересного материала для работы со своими учениками. Желаю творческих успехов!
Список использованной литературы:
1.Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса», Ленинград 1991.
2. Карягина А. Джазовый вокал: Практическое пособие для начинающих.- СПб.: Издательство «Лань» 2008.
3. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
15