Методика Методическая разработка по воспитанию волевых качеств в подвижных играх у детей младшего школьного возраста


Методическая разработка по воспитанию волевых качеств в подвижных играх у детей младшего школьного возраста.
. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.
Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий. Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость.
Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности — самостоятельности обучающихся в выборе действия, принятии решения, которое даёт ей возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придаёт действиям действительно волевой характер.
Формированию волевого поведения обучающихся способствуют такие педагогические условия:
— постепенное усиление требований к ребёнку, содействие достижению им успеха в деятельности;
— поощрение стремления и готовности обучающихся обнаруживать самостоятельность и инициативу;
— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямыми инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию обучающихся;— создание условий для реализации ведущей позиции обучающихся в творческой деятельности и на занятиях.
Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего школьного возраста является постановка перед ним грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности.
Воспитанию ответственного поведения способствуют:
— пример взрослого (соблюдения обещанного);
— наставление детей в позитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуации безответственного поведения;
— использование эффекта собственного удовлетворения, в результате ответственного выполнения порученного дела или самостоятельно определённой обязанности;
— использование шутливой формы разъяснения детям правил поведения ("правила наоборот");
— педагогическая оценка, которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьёзной, шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшению поведения.Цели :Целью данной методической разработки является использование подвижной игровой деятельности школьников в целях формирования их волевых качеств.
Задачи:
1. Использовать систему игр и игровых приёмов в целях формирования волевых качеств школьников.
2. Развивать творческие способности и личностные качества.
3. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
4. Обогащать предметно-развивающую среду.
3. Психолого - педагогическое обоснование специфики восприятия и освоение учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями. Таким образом, подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей школьного возраста. Игра является ведущей деятельностью младшего школьника. Это, пожалуй, самое серьёзное для школьников занятие, в котором ребята многому учатся. Игровая деятельность, как основная деятельность тесно связана с развитием личности школьника, она обусловливает важные изменения в психических процессах личности обучающихся, которая развивается, а также является источником развития. Одно из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра способствует эффективному решению оздоровительных и учебно-воспитательных заданий.
Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.
Я так стараюсь организовывать образовательный процесс, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Самостоятельная деятельность детей, это:
-самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры . Система работы по формированию волевых качеств школьников через подвижную игру.
Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у обучающихся в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Поэтому правильно организованная игровая деятельность обучающихся способствует формированию волевых качеств. А чтобы это определить я решила провести диагностику по формирование волевых качеств у детей 2 класса. Эта работа была проведена с детьми младшего школьного возраста. В классе 22 человека. На первом этапе я провела изучение волевых проявлений у детей. Детям были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от обучающихся определённых волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость. Игра "Перетягивание в парах"
Анализ проводила по схеме:
1.Умеет ли ребёнок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
3.Умеет ли ребёнок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).
4. Сформированные волевые качества у детей я пронумеровала и поместила в таблицу:
1) ответственность – самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата. Выполняет требования взрослого и делает все это точно.
2) упорство – проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.
3) настойчивость – проявляет: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
4) решительность – своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их в жизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро и продуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.
5) выдержка – проявляет способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случае необходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
6) дисциплинированность – подчиняется ребёнок общественным правилам поведения и деятельности; осознанно выполняет общественные правила поведения и деятельности;
7) самостоятельность – умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своей инициативе.
После изучения волевых качеств детей я составила систему игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.
Игра в жизни детей занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития обучающихся. Для того чтобы игра детей носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнёрская игра, в которой партнёрами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств обучающихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В тёплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Игры, которые я использовал с целью формирования волевых качеств: "Зайцы в огороде", "Космонавты","Белые медведи".
Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старалась подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывала и в небольших по численности группах . При большом числе желающих играть в одну и ту же игру ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука") или в различные игры, их проводила с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.
В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывала в помещении. Отбирал требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекал самих детей.
Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, использовала игротеку. На место выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагал самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирала игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. С детьми играла и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры: "Узнай по голосу"
Организовала малоподвижные игры:
"Не ошибись", "Три движения", "К своим флажкам".
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увёртыванием , подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также способствуют формированию волевых качеств. Я провела спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах. "Чья команда быстрее". Участники делились на две команды. "Бой петухов".
С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Я старалась создать такие условия, при которых ребёнок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и своё. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.
Итак, я подобрала систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Детям были созданы такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очерёдность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.
И в заключении:
В период младшего школьного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и твёрдого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для формирования волевых качеств школьников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребёнку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие школьников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра школьника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная, партнёрская игра, в которой партнёрами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В организованных играх для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал: речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах. В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении. Игры с мячом проводили на игровой площадке. С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. Я пришла к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности.