Методическая разработка «Некоторые проблемы и формы работы над ними на начальном этапе обучения в классе фортепиано»


«Некоторые проблемы и формы работы над ними на начальном этапе обучения в классе фортепиано»
Советские фортепианные школы начали создаваться лишь в 30-е годы. Первой из них была школа Н. Шермана /1932г./ Его пособие было предназначено для занятий на фортепиано «без помощи преподавателя – специалиста», и опиралось на существующие в то время массовые и старые революционные песни. Отказавшись от специальных технических упражнений и этюдов, он построил техническую работу исключительно на самих пьесках, вычленяя из них для тренировки отдельные фортепианные формулы.
Спустя три года /1935г./ после учебного пособия Н. Шермана была опубликована другая школа под редакцией И. Рабиновича, в прошлом ученика Б. Яворского. Но ее структура была не столь удачна. Автор отказался от последовательного изложения материала, который совпадал бы с течением учебного процесса. Он распределил пьесы и этюды по разделам, что было нецелесообразно для повседневного практического пользования. Но нельзя не отметить положительных сторон школы:
Рабинович включает на первых этапах обучения подбирание по слуху, для изучения простых форм дробления длительностей пользуется различными словами, которые в должном ритме произносятся сначала последовательно, одно за другим, а затем одновременно несколькими детьми, как например:
♪ ♪ ׀ ♫ ♪ ׀ ♫ ♫ ׀
ЛИ-ПА Е-ЛОЧ-КА ЛИСТ-ВЕН-НИ-ЦА
Заслуживает внимания мысль Рабиновича о фортепианной технике. Следуя методе Е. Гнесиной, он рекомендует упражняться в переносах рук, вдоль клавиатуры, играя в разных октавах отдельные звуки и небольшие последовательности, что дает возможность выработать у учащихся умение более свободно владеть клавиатурой и движениями всей руки. Использует предварительные упражнения к пьесам и этюдам, предпочитает не повторять трудные обороты на одних и тех же клавишах, а советует четыре вида разнообразных повторений: « в разных октавах», « с разных звуков – преимущественно секвенциообразно по ступеням», « по гармонической схеме», « по мелодии.» В конце 40-х годов было выпущено пособие для начинающих под редакцией С. Ляховицкой и Л. Баренбойма, основные методические принципы которого сводятся к следующему:
« Одна из … задач начального этапа музыкального обучения – ввести ребенка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его … переживать выразительность музыкального языка».
Первыми музыкальными интонациями, которые воспроизводятся ребенком, « должны быть интонации родной музыкальной речи, т.е. интонации русских /татарских/ народных песен».
«музыкальный слух развивается … лишь в процессе той деятельности, осуществление которой требует проявления слуховых способностей». Такой деятельностью является подбирание и транспонирование. Отсюда авторы школы делают вывод: следует в донотном периоде мелодии и пьесы разучивать по слуху, а не по нотам.
Систематическая работа на специальных этюдах и упражнениях.
На первоначальном этапе – обучение ансамблевой игре.
Вышедшая в 1951 году школа под редакцией А. Николаева и поныне пользуется популярностью. Курс обучения систематичен и последователен. Состоит из основных девяти принципов:
Пение по слуху. Клавиатура и название нот. Подбор выученных мелодий.
Примеры для исполнения мелодий разными игровыми примерами.
Знаки альтерации.
Связное исполнение мелодий.
Восьмые ноты.
Басовый ключ.
Более сложный ритмический рисунок.
Затакт.
Шестнадцатые ноты.
Школа Кувшинникова и М. Соколова /1963г./ опирается на устоявшиеся традиции нашей музыкальной педагогики:
Одновременное объяснение записи нот в скрипичном и басовом ключах.
Роль позиционной игры, в частности воспитание пяти – пальцевой позиции. Велико ее значение для освоения первичных аппликатурных закономерностей, технических навыков и чтения нот с листа.
Одним из интересных методических приемов, используемых в работе, является ансамблевая игра с первых же уроков: учитель исполняет знакомую попевку, а учащийся играет « сопровождение» на одной или нескольких звуках.
Учебное пособие М. Соколова и В. Натансона « Современный пианист» /1970г./ рассчитано на первые два года обучения и состоит из следующих разделов:
Игра в ансамбле с педагогами / до изучения нотной записи/.
Начало игры по нотам /одновременно в обоих ключах/.
Первоначальные навыки игры и освоение элементов полифонии.
Внепозиционная игра, включающая перенос руки, подмену пальцев, подкладывание первого пальца.
Игра в широком расположении, скачки.
Использование новых элементов техники.
Аккомпанирование.
Составители сборника утверждают, что с первых же уроков необходимо приобщать детей к произведениям, написанным в различных стилях.
Принимая во внимание опыт советской педагогики и зарубежных коллег, где во главу вопроса музыкального воспитания ставится тезис – обучение по принципу научения, умения, навыков, можно с уверенностью сказать, что все может быть образно, если есть соответствующие условия. В США, например, принимают в первый класс всех детей без какой-либо предварительной проверки. Дети посещают концерты, музеи, где видят подлинники искусства, т.е. для детей создается праздник информации, педагоги дают сопереживание самого высокого уровня искусства. Таким образом, на первое место выходит воспитание / сначала вызвать интерес и потребность к этой деятельности, а лишь затем обучение и образование/.
Человеческая система работает по определенным принципам. Сенсорика /слух/ начинает работать до рождения, музыкальные способности развиваются до четырех лет, до одиннадцати лет можно сформировать интеллект на высшем уровне.
Ребенок в возрасте 4-5 лет увлечен самим процессом деятельности, а не результатом. С 7 лет начинает многое осознавать, анализировать, сравнивать. К этому времени необходимо воспитать хороший вкус. А уже к 13 годам дать практические навыки и умения.
Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это семя, из которого вырастет дерево. Генрих Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления роста.
И одна из главных задач начального этапа обучения – ввести ребенка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его переживать и сопереживать выразительности музыкального языка».
А.Д. Артоболевская
Круг задач, возникающих на начальном этапе занятий, достаточно широк и их можно определить следующим образом :развитие музыкальных способностей;
усвоение нотной грамоты;
воспитание навыков звукоизвлечения;
проблемы развития фортепианной техники;
чтение нотного текста;
работа над музыкальными произведениями;
взаимоотношение ученика и преподавателя.
Нельзя, конечно, забывать, что обучение детей – процесс единый, где все взаимосвязано. Но в методических целях разделение процесса на составляющие, все же необходимы.
Если мы раньше сталкивались с недостатком теоретического и практического материала, то сейчас такой литературы настолько много, что нам приходится выбирать то, что приемлемо в работе с учениками на тот или иной период обучения. Примером такого материала является труд замечательного педагога-пианиста А.Шмидт -Шкловской «О воспитании пианистических навыков» в котором раскрыты такие моменты, как:
избавиться от неудобства и скованности во время игры;
естественность движений;
отношение к звуку – он должен быть певучим, струнным, должен соответствовать исполнительскому замыслу;
«белого» звука не должно быть в музыке;
техника пианиста должна быть не механической, а музыкально осмысленной;
техническая работа должна быть при активном участии слуха;
материалом для такой работы могут служить как гаммы, технически трудные места из пьес, так и специальные упражнения.
Здесь можно найти ряд упражнений, представляющих собой преувеличенные приемы звукоизвлечения, предназначенные для развития некоторых важных качеств руки пианиста: легкости пальцев, растяжек. Они применимы и при разучивании пьес. Обращает на себя строгая системность, охват всех видов техники. Они являются школой последовательного овладения пианистическими навыками от самого простого приема – извлечение одного звука до технических задач, требующих уже известной виртуозности. Все упражнения связаны с музыкой.
Для музыканта – исполнителя немаловажным является наличие двигательной одаренности, что входит в понятие специальных способностей. Двигательные способности включают в себя шесть компонентов, которые нужно сформировать до того, как ребенок начал играть на инструменте и диагностировать их потенциальные возможности.
1-й компонент - ощущение и запоминание расстояний.
Он является основной мышечной памяти. У детей необходимо воспитать точное ощущение широты интервалов, например, берется лист бумаги, на нем нарисовать два кружочка. Ребенок ставит два пальца на эти кружочки, / модификация может быть различной, расстояние секунда, терция, кварта …/. Затем попросить ребенка « перенести это расстояние на другой чистый листок бумаги. После трех – четырех тренировок способность может сформирована.
2-й компонент – мышечно – осязательное чувство / тесно связано с воплощением художественного образа /
Всегда необходимо помнить, что качество звука зависит от чуткости пальцев, от точности ощущения и представления, например, попросить ученика пройти по прекрасному теплому песку, а потом по булыжнику и т.д.
3-й компонент – сформировать цепочки двигательных стереотипов.
Например, упражнение « балалайка» / имитация гаммы от пятого к первому пальцу и наоборот, сначала в воздухе, затем на столе, а лишь потом на инструменте./
4-й компонент – способность подражать движениям.
5-й компонент – быстрота, скорость двигательных движений.
Например, упражнения с мячом / ловить мяч одной рукой, подбрасывая его вверх, или, перебрасывать мяч из одной руки в другую по дуге, или отпускать мяч и сразу же его подхватывать и т.д./ Игра « хватать ладошку» / кошка съест мышку/
6-й компонент – синхронизация движений.
Координация, способность одновременного выполнения разных типов движения, например, в воздухе рисуем одновременно правой и левой руками различные по форме очертания
пр. р. лев. р.
□ ○
/Аналогии при работе над сочинениями И. Баха, где полное несовпадение фраз, совершенно разные движения и ощущения в каждой из рук, разные штрихи./
Таким образом: двигательные способности должны быть развиты до игры на инструменте. Отсутствие этих навыков и умений является одной из главных причин прекращения профессионального роста детей в средних классах. И педагог в своей работе должен распознавать и диагностировать индивидуальные способности ребенка на разных уровнях. Все что мы рассмотрим выше, является главной и серьезной проблемой на начальном этапе обучения. Но в моей практической деятельности встречались и встречаются еще ряд проблем и «нерешенных задач», которых я частично хочу коснуться в своей работе.
Итак. Мы знаем, что начальное обучение детей музыке состоит из двух периодов:
А) подготовительного /в течение, которого развиваются музыкальные данные ребенка / и
Б) первых классов ДМШ, когда ребенок уже обучается игре на фортепиано. Музыкальное воспитание должно идти полно, разносторонне. На уроках специальности необходимо использовать такие формы работы, как, слушание музыки, пение, музыкально – дидактические игры, ритмика, игра на различных музыкальных инструментах, подбор и игра по слуху и другие формы деятельности, которые могут заинтересовать и увлечь ребенка. Работая с учащимся, всегда стараюсь использовать наглядные пособия. Так, например, мы слушаем пьесу « Море и ручеек» / программное содержание – научить воспринимать и различать темп музыки / как наглядное пособие использую набор картинок с изображением волнующегося моря и ручейка. По ходу игры, если звучит пьеса в подвижном темпе, учащийся поднимает картинку с изображением ручейка, когда же звучит пьеса в медленном темпе- учащийся показывает картинку с изображением моря.
Предлагая вниманию ребенка ту или иную пьесу / музыкальное произведение/, ставлю перед ним следующие задачи:
- эмоционально отказываться / движения рук, можно маршировать, танцевать и т.д./ и уметь определить жанр произведения.
- уметь представлять образное содержание произведение и уметь определить характер звучания.
- уметь проаккомпанировать на любом музыкальном инструменте /металлофон, бубен, барабан …/ ритмический рисунок этой несложной мелодии.
И, так как правило, дети с удовольствием принимаю участие в данной работе. Сборник Н. Мининой « Давайте поиграем» - наш лучший «друг» на первых занятиях. Здесь мы находим материал относительной сольмизации и слоговой системы ритма по принципу « от простого к сложному». На основе этого красочного, доступного материала малыши быстро и с удовольствием овладевают читкой с листа, основной несложного ритмического рисунка. При разучивании попевок, транспонировании, немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст, который может заинтересовать ярким образным содержанием, научить сопереживать музыке.Вот некоторые попевки, так полюбившиеся в нашем классе (см. приложение)
Подбор этих и других попевок построен по системе Г. И. Шатковского, т.е. от простого к сложному, начиная с одноступенного построения, двухступенного, трехступенного и т.д.
Нельзя не отметить, что при формировании навыков игры на фортепиано, необходимо последовательно, шаг за шагом, овладевать пианистическими навыками, от простейшего приема – извлечения одного звука, до технических задач, требующих уже известной виртуозности.
Следующим этапом работы является выполнение упражнений на твердой поверхности. В данном случае пользуемся на уроке учебным пособием Л. Баренбойма «Путь к музицированию».
Целая серия упражнений, игр из данного сборника поможет ребенку исполнять на фортепиано разные музыкальные пьесы, управлять своими руками и пальцами / они станут «умными, сильными, быстрыми и ловкими», петьи сопровождать свое пение игрой на фортепиано.
Автор умело и доступно доводит до сознания ученика свои цели и задачи, наглядно показывает способы их достижения.
Следующим этапом в построении урока является игра упражнений на фортепиано. Они связаны с музыкой и постепенно переходят в работу над произведением. Важно выбрать для каждого ученика индивидуальные упражнения, которые помогут ощутить удобство и свободу игрового аппарата и направят все внимание ребенка на качество звука.
Когда же мы уже знакомы с нотной грамотой, я применяю игры – упражнения по сборнику Л. Хереско «Музыкальные картинки». Они увлекательны, красочно оформлены, способствуют развитию точной координации движения рук, развивают воображение ребенка и оживляют урок (см. приложение).
Во время игры этих и других упражнений надо все время обращать внимание ребенка на выразительность исполнения. пытаться транспонировать выученные произведения, что поможет быстро уловить связь интервалов с определенным положение пальцев на клавиатуре.
И несколько слов о сочинении. Как правило, этим видом деятельности занимаемся как на уроках так и дома. Это сочинения несложных мелодий на заданный текст, как например:
«Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.»«Идет бычок качается – вздыхает на ходу.
Ах, доска качается – сейчас я упаду».
Дети уже знают, что должна быть взаимность между словом и мелодией / осень – минор, радость – мажор и т.д./ , сочиняют несложные музыкальные сказки, пробуждая свое воображение и фантазию, как, например: «Зимний лес», «Дождик», «В игрушечном магазине» … Если вначале данная форма работы кажется недоступной ребенку, впоследствии у учащегося проявляется потребность в творческой работе.
Из всего вышесказанного хочу сделать следующие выводы:
«Музыка не должна быть школьной задачей или сухой тренировкой». Она должна увлечь, закружить и унести ребенка в мир прекрасного, в мир творчества и фантазии. И поэтому свои уроки необходимо строить каждый раз по-новому, всегда учитывая характер, способности и знания ученика. каждый урок – это увлекательная игра. Музыка должна рождать потребность в занятиях, творчестве, «Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые смеешь и надеяться.»Д. Артоболевская
Автор методической разработки
преподаватель высшей квалификационной
категории по классу «Фортепиано»
МБОУДОД «Актюбинская ДШИ»
Азнакаевского муниципального района РТ
Абдуллина Галия Мунировна