Методическая разработка Тема: Методика использования игрушек в качестве партнера-собеседника для преподавания иностранного языка без перевода на начальном этапе обучения.
МБОУ СОШ №37
Методическая разработка
Тема: Методика использования игрушек в качестве партнера-собеседника для преподавания иностранного языка без перевода на начальном этапе обучения.
Разработал: учитель английского языка
Дикунова Светлана Брониславовна
Хабаровск - 2014 г.
Введение.
Эта методика очень актуальна в настоящее время, т.к. английский язык начинают изучать уже в 1 классе (ФГОС предусматривает часы на дополнительное образование). Обязательное изучение английского языка начинается во 2 классе, где ведущей деятельностью всё ещё остаётся игра. Многие дети начинают изучать английский языку ещё в детском саду. Использование игрушки – партнёра позволяет с первых же уроков погрузить учащихся в языковую среду, так как преподавание осуществляется без перевода.
Научно-практическая значимость – новый метод преподавания иностранных языков, который может применяться любыми преподавателями.
Проблема (или комплекс проблем) которые решаются с использованием данной методики – устраняются барьеры между учителем и учениками, у детей нет страха перед новым предметом, нет боязни допустить ошибку.
Новизна заключается в том, что проведение таких уроков должно быть системой, это не один урок – игра, или не игра на урок. Играть проходится весь год. Это своеобразный стиль отношений учителя со своими учениками на данной ступени обучения.
Зачем используются игровые технологии на начальном этапе обучения.
Игра – ведущая деятельность младшего школьника. Узнать что-то новое для себя, совершить открытие в какой-нибудь игре – это совершенно естественный процесс для ребёнка начальной школы, а тем более только что пришедшего в школу. Слишком много правил «сваливается» на него. Но если ему предложить на уроке игру, он включается в неё полностью, запоминает, сам того не замечая, нужный для изучения материал. Игра не перегружает ребёнка, позволяет отдохнуть и выплеснуть эмоции.
Выбор игрушек. На этом этапе важно правильно выбрать игрушки. Они должны
быть интересны детям, иметь голову, лицо, руки, ноги. Герой должен быть похожим на детей, уметь ходить, хлопать в ладоши, танцевать, кувыркаться, кушать, спать и т.д. Все это необходимо для изучения различных слов, например, глаголов, обозначающих действия, или частей тела. Размер игрушки должен быть небольшим (30 – 60 см), так как ребёнок может потом сам брать и озвучивать эту игрушку, и учитель на уроке с небольшими игрушками легче справится. Возможен выбор знакомого детям персонажа (например, Лунтик). Но всё же главный герой должен быть детям незнаком. Они впервые встречаются с английским языком и персонаж-помощник тоже должен быть новым. Знакомые детям персонажи уже обладают какими-то чертами характера, возможно, не всегда нужными для преподавания. А новый герой никому не известен и он становится полной собственностью учеников этого класса, они гордятся, что знакомы с таким персонажем, рассказывают всем родным и знакомым. Это их новый друг и такого больше ни у кого нет.
Любая игрушка может быть обыграна учителем так, что дети полюбят этот персонаж с первых минут знакомства.
В моей практике таким персонажем является инопланетянин Боб. Он – главное действующее лицо. Затем я подобрала ещё несколько героев, которых вводила на первых уроках, постепенно.
«Одушевление» игрушек.
Учитель продумывает, какими чертами будут обладать выбранные персонажи (голоса, черты характера, манеры, темперамент).
Например, Инопланетянин Боб – весельчак, балагур, все время забывает слова, кривляется и всех смешит. Обезьянка Кико – друг Боба, любит двигаться, занимается различными видами спорта. Поросёнок Пиги – коробка с наклеенным изображением поросёнка, с прорезью вместо рта. Ест картинки с изображением предметов, которые необходимо запомнить. Ребёнок подаёт мне картинку, которую называет учитель. Если ответ правильный, Пиги картинка проглатывает. Если ответ неправильный, Пиги её выплёвывает. Летучая мышь Бэтти – двоюродная сестра летучей мыши из детской передачи на канале «Карусель». Она проказница. Меняет местами вещи, ворует карточки, предметы, не учит уроки. Маленький монстрик Чупик- добряк, весельчак.
Учащимися младшего возраста такие «одушевлённые» игрушки воспринимаются как реальные собеседники. Они им подражают, смеются над ними, сопереживают и т.д.
Наличие нескольких героев, обладающих разными характерами и темпераментами, способствуют разнообразию при проведении урока. Дети, идя на урок, никогда точно не знают, кто сегодня будет гостем. Это придаёт изюминку моему уроку. Дети со своей стороны заинтригованы, заинтересованы и с нетерпением ждут урока.
Как это действует.
На первом уроке (занятии) учитель входит в класс и приветствует детей по-английски. Обычно, дети сразу понимают, что их приветствуют и отвечают на приветствие. Затем учитель представляется “My name is …”. На этом этапе появляется главный персонаж (из-за спины учителя, из-под стола, из сумки….). Он здоровается с детьми, дети здороваются с ним на английском языке. Учитель спрашивает его “What’s your name?” (Как твоё имя?) и за игрушку, изменённым голосом, отвечает “I’m Bob”. Можно ещё раз повторить вопрос-ответ.
Затем Боб начинает опрашивать детей. При этом он садится к каждому ребёнку на парту, на плечо, на руку, на голову, заглядывает в лицо, чешет головку задней ногой, в общем, смешит ребёнка. После каждого правильного ответа он жмёт ребёнку руку или гладит его по голове, а после неправильного может упасть на спину, скривить смешную рожицу, издать какой-нибудь звук удивления и т.д.Конечно, он ждет затем правильного ответа, Ребёнок исправляется и тогда герой хвалит его, гладит по голове, руке, танцует от радости и т.д.. Он должен опросить каждого ребёнка в группе, дети ждут с нетерпением, когда же подойдёт и их очередь ответить на вопрос Боба. Когда один ребёнок отвечает на вопросы Боба, другие дети с огромным интересом следят за этим диалогом. Никто не остаётся равнодушным и невнимательным. На последующих уроках тренируются ранее изученные вопросы и добавляются новые.
С первого же занятия ребёнок вступает в разговор легко, без боязни сделать ошибку. Дети также не бояться нового учителя, поскольку они и не учатся вовсе, а играют. Но слова и фразы запоминаются детьми легко, таким образом, учитель достигает своей цели.
При введении и отработке новых слов можно также обойтись без перевода. Учитель показывает картинки с предметами, названия которых нужно запомнить. Ученики хором повторяют. Затем на помощь приходит какой-нибудь персонаж. Учитель по-английски просит его показать какой-нибудь предмет. Он может показать правильно, тогда дети поддерживают его (“Yes!”) или ошибиться (дети говорят “No!”). И тогда на помощь игрушке приходят дети. Они выходят и показывают правильно. Здесь очень важно, чтобы персонаж «проявлял» эмоции. Он должен искренне радоваться своим и детским победам и сопереживать, если ошибается он или ребёнок.
В дальнейшем дети могут выбирать персонаж для диалога друг с другом. Они совершенно не бояться говорить, и при этом проявляют актёрские способности, вживаясь в образ своего любимого героя.
Конечно, успех этой методики зависит от эмоциональности и умения перевоплощаться самого учителя.
Результативность
По этой методике я работаю уже 1997 года. Результаты совершенно очевидны, так как выпускники, с которыми я начинала работать в первом классе, уже успешно окончили школу, вузы и работают. Многие из них связали свою жизнь с английским или другим иностранным языком, так как эта сфера деятельности оказалась им интереснее других.
Данная методика позволяет работать практически без перевода. Учащиеся погружаются в языковую среду, а это очень важно для успешного изучения английского или любого другого иностранного языка.
Снимается напряжение, боязнь перед новым предметом и новым учителем. Учащиеся ведёт себя раскрепощённо, и легко вступают в диалог на уроках иностранного языка.
Учащиеся не устают на уроке, так как много двигаются и запоминают учебный материал легко в диалоге - игре (здоровьесберегающие технологии).
Учащиеся развиваются не только умственно, приобретают новые знания, умения, навыки, но и эмоционально.
Учащиеся приобретают стойкое желание изучать иностранный язык дальше, что является залогом успеха на дальнейших ступенях обучения.
Приложение 1. Фотографии игрушек, используемых в методике на уроках.
lefttop