Методическая разработка открытого урока по предмету слушание музыки и музыкальной грамоте «Работа над ритмом на начальном этапе обучения»
«Работа над ритмом на начальном этапе обучения»
Методическая разработка открытого урока по предмету слушание музыки и музыкальной грамоте на отделении раннего общего эстетического развития детей
Автор-составитель:
Литвин О.В.,
Преподаватель МБОУ ДОД
«ДШИ г. Починок»
Починок, 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.3
План открытого урока...8
Заключение..16
Список литературы.17
Введение
Чувство ритма у детей младшего школьного возраста.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые
ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать
композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в
теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких качественных сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX века, когда радикальные изменения затронули все главные элементы музыкального языка.
Чувство музыкального ритма. Музыка есть выражение некоторого содержания в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания. Аналогичные положения можно было бы высказать про любые другие выразительные средства музыки: про мелодию, гармонию и т.д. Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма
вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу
находятся эти задачи.
Проблема воспитания музыкально-ритмического чувства тем самым усложняется.
Возникает соблазн выделить ритмический момент из музыкальной ткани и
добиваться адекватного восприятия и воспроизведения его, как такового, вне
музыки, а когда эта задача будет решена, присоединить к ритму музыку,
заполнить музыкально-ритмические формулы. В более широкой постановке это значит: задачу воспитания музыкально-ритмического чувства свести к задаче воспитать «чувство ритма вообще» и применить результаты этого воспитания к музыке.
Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.
Занятия надо начинать на основе того музыкального репертуара, который дети знают, с декламации и народных детских песен. Вначале мы закрепляем понятие об основных ритмических величинах: о четверти, восьмой, половине. Постепенно продвигаясь вперед, связываем ощущение этих длительностей с их названием и изображением, т.е. с нотами.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом важно использовать наглядность, понятную ребенку. Объяснение должно быть простым, ясным, чтобы весь коллектив мог овладеть новыми знаниями. В песенном репертуаре и специальных упражнениях надо избегать таких ритмических трудностей, которые не были достаточно подготовлены. Развитие ритмического чувства способствует заинтересованности детей, успешное выполнение заданий. Опора учителя только на лучших учащихся может вызвать торможение в музыкальном развитии класса.
Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое
равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребенок делает во время игры («кошение», «кование» и др.). Выбрав известную детскую песню, которую ученики поют хором,мы выделяем 6 – 8 детей, которые. Составляя маленький круг, равномерно движутся под музыку. В течение урока маленькая группа меняется. Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно
хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением.
Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего.
Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями,
повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.
Для того чтобы отграничить чувство ритма от музыкального слуха, такого
определения, пожалуй, достаточно; восприятия и воспроизведения звуковысотных отношений отходят в область музыкального слуха, восприятие и воспроизведение временных отношений относят к чувству ритма. Но если поставить себе целью разобраться в психологической природе музыкально- ритмического чувства, довольствоваться этим определением уже нельзя. Необходимо, хотя бы в общей форме, ответить на вопрос, какие именно временные отношения имеются в виду, когда речь идет о чувстве ритма, иначе говоря, ответить на вопрос о том, что следует разуметь под термином «ритм».
Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется по отношению к самым разнообразным случаям. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов; говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи.
Чаще всего понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени, но говорят и о «пространственном ритме». Ритм, как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Исходя из такого мало содержательного понятия, едва ли можно придти к психологическому анализу ритмического чувства.
Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Но, какая же именно:
1) ритмическим мы не назовем непрерывное движение или изменение,
протекающее совершенно равномерно, как струя вытекающей жидкости;
2) мы не назовем ритмическим и прерывистый ряд, состоящий из совершенно одинаковых раздражений, разделенных одинаковыми промежутками времени.
Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным.
Ритмическое движение может включать периодическое повторение, однако
периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно начать говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми.
Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм.
Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений.
Без акцентов нет ритма.
В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его
ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».
План открытого урока по слушанию музыки и музыкальной грамоте с учащимися 2 класса отделения раннего эстетического развития( дети 6-7 лет)на тему: Развитие ритма на начальном этапе развития.
Тип урока: - обобщающий: (повторение) Вид урока: - урок - играЦели урока: обучающая - формирование общеучебных умений и навыков(ОУУН), предметных ЗУН, диагностика обученности; задача: самостоятельное учащимися применение ЗУН в различных формах работы; развивающая - развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы, самостоятельности, мотивации;воспитывающая - организованность, работоспособность, активность, самостоятельность.Методы обучения: проблемный, проблемно-поисковый, эвристический, игровой.Методическое обеспечение: нотные станы, ноты-пуговицы, различного вида карточка с изображением животных, карточка с простыми ритмическими группировками, песенка-ритмограмма, ритмические таблицы, знаки-символы, шумовые ударные инструменты, музыкальное оформление: ., фонограммы.
Продолжительность урока: 40 минут ( раз в неделю)
План урока
«Хей, хей, привет, привет» Музыкальное приветствие.
Это добрую и веселую приветственную песенку можно петь, «здороваясь» друг с другом и пропевая имена, или «здороваясь « с разными частями тела или обмениваясь жестами-касаниями в парном исполнении.
В припеве дает возможность преподавателю пофантазировать: напомнить детям разные длительности : четверти – ТА-ТА, восьмые ТИ-ТИ-ТИ-ТИ, или исполнять ритмические фигуры с притопами, щелчками, подпрыгивая на месте, слегка раскачиваясь сидя и тд.
Форма работы: коллективно-индивидуальная.
Направленно на позитивный контакт с детьми, налаживание с ними вербального контакта. Несет положительный эмоциональный контекст.
Продолжительность 2 минуты
«Ленивый жук» В. Фишкин
Я немножко пожжужу ----------------ж------------------ж
На ромашке полежу ж ж
Муха в воздухе летает з з з з
( звуковысотность показываем рукой, потом дети закрывают глаза и на слух показывают где летает муха: высоко, низко или посередине )
Поглядел и есть пора жж ням жж ням
На обед у нас кора ням ням ням ням
( пропеваем трезвучие 1) по порядук вверз и вниз 2) в разброс, дети закрывают глаза и на слух показывают где жук кусает кору)
На сосне услышу дятла
( карандашом учитель отбивает ритм дети повторяют его)
Пожжужу спою жужжалку жу
И улягусь до утра жж--------------------------------------сс-------------
Метод обучения: сюжетно-игровой, проблемный, проблемно-поисковый
Направленные на формирование и закрепление смысловых связей; применение знаний в новых условиях;мониторинг ЗУН ,повторение,формирование и закрепление ОУУН
Этому необычному пению подошло бы название «интонационно-речевая живопись». Пение по линиям – своеобразный способ рисования голосом, возникший от сочетания речи и пения, голосового скольжения (глиссандирования) и свободных певческих кластеров (звуковых пятен). Учитель и дети моделируют рукой относительную высоту этой линии, управляя ее движением в пространстве. Интонационно-речевая деятельность подобного рода влияет на развитие пластичности, гибкости голоса, помогает осознать выразительность голосовых регистров и позваляет избежать нежелательных дисконфортов от пения ( особенно у детей «гудошников»), плавно и естественно подводя к точному звуковысотному интонированию.
Форма работы: коллективная
Продолжительность 3 минут
Метрические доли.
Три пьесы: Полька
Марш
Вальс
Определить, к какому жанру относится каждое произведение.
Почувствовать пульсацию каждой пьесы через равномерные хлопки, шаги . «качание».
Заметить равномерность. Эти РАВНОМЕРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, которые хочется делать под музыку, называют ДОЛЯМИ, пульсом музыки.
Метод обучения: эвристический, проблемный, игровой.
Направленный на диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии работы с группой в новой четверти
Форма работы: коллективная
Продолжительность 8 минут
Музыкально-ритмическая игра с карточками группировками в двухдольном размере
Напомнить что, чередование длинных и коротких длительностей, которые хорошо укладываются в доли, называют РИТМОМ
Повторение пройденных группировок, которые укладываются в двухдольный размер( не объясняя слово размер, считая его пока, что неотъемленной частью слова двухдольный) прохлопывая их специальными жестами и проговаривая ритмослогами
Определение на слух ритмических группировок по гармонизованным фразам, выкладываем карточки в верном порядке после 1-2х проигрываний,
Выкладывание ритма знакомых детских песенок-попевок и пропевание их ритмослогами с прохлопыванием, в начале хорошо дать пустые два такта двухдольного размера например носком ноги об пол.
Метод обучения: эвристический, проблемный, проблемно-поисковый
Направленный на диагностику обученности и выработку дальнейшей стратегии, коммуникативные навыки, мотивация учебной дятельности
Форма работы: коллективно-индивидуальная
Продолжительность: 7 минут
«Перелетные птицы»
Дети поочереди «перелетают» класс показывая шагами, хлопками, щелчками, различными инструментами шумового оркестра ритмическую группировку выбранную самостоятельно или с помощью учителя, другие дети должны определить ее и повторить ритмослогами с хлопками
Метод обучения: игровой, проблемный
Направленный на закрепление ООУН
Форма работы: индивидуально-коллективная
Продолжительность 3 минуты
«Поросята»
Комплексное развитие ребенка посредством разноплановой деятельности возможно не только в виде координационно-подвижных игр, но и в виде «пальчиковых игр». Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что мелкая моторика , и особенно стимуляция нервных окончаний фаланг способствуют улучшению мозговой активности детей. А так же есть и другая сторона этих упражнений, это первый опыт исполнительского артистизма.
Продолжительность 2 минуты
«Курочки –цыплята»
Из подготовленных карточек с изображением курочек и цыплят выкладывания ритмического рисунка
Знакомых попевок
Выложить так всех курочек и цыплят, чтобы никто не остался баз своей семьи(группировки двухдольного размера, заранее готовые карточки подготовлены так, чтобы получилось четыре разных группировки)
Метод обучения: эвристический, проблемно-поисковый
Направленный на формирование и закрепление смысловых связей; применение знаний в новых условиях; мониторинг ЗУН
Форма работы коллективно-индивидуальная
Продолжительность 5 минут
Определение ритма в словах. Акцент.
Известна и широко применяемая практика работы над определением ритма в словах. Для большей эффективности работы над ритмом чтение слов используется в сопровождении хлопком и последующего произнесении этих слов ритмослогами.
Называем по очереди свои имена и выкладываем их на нотном стане синими(четвертные - длинные звуки-ноты) и зелеными (восьмыми – короткими звуками-нотами). Объясняем, если мы поставим неправильное ударение, то получится бессмыслица.В музыке ударение называется АКЦЕНТОМ.
Из предложенных картинок выбираем слова с определенным ритмическим рисунком
Метод обучения: Проблемно-поисковый, поисковый.
Направленный на наблюдательность, сравнение, умение обобщать;овладение терминологией, развитие речи; мониторинг начального уровня ОУУН
Форма работы: коллективно-индивидуальная
Продолжительность 5 минут
«Колыбельная» Г.Гладков
Это ритмодекламация, к которой в последующем можно добавить шумовой оркестр. Оба голоса и фортепианная партия контрастны друг другу», - поэтому рекомендуется детям говорить потаенным и тихим голосом.
Метод обучения: эвристический, игровой.
Направленный на и выработку дальнейшей стратегии коммуникативные навыкимотивация учебной дятельности.
Форма работы: коллективная
Продолжительность 5 минут
Домашнее задание как таковое не задается, но можно предложить детям дома поиграть с родителями, братьями и сестрами в игры которые понравились на прошедшем уроке больше всего.
Заключение.
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей
(музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной
культуре, заложить ее основы.
Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их
последующего развития, духовного становления. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке,
умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического
мастерства, условий, методов воспитания, а так же внимания родителей.
Список литературы
Асафьев Б. Речевая интонация. М., Л., 1965.
Бергер Н. Методические рекомендации по ритмическому воспитанию. Чтение и запись. Л., 1990
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. Минск, «Книжный дом», 1999
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988
Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. М., «Музыка»1998
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
15