Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Волчихинская средняя школа»




«ПРИНЯТО»
РУКОВОДИТЕЛЬ МО
_____ Пошелюжная И. Н.
Протокол № ___ от ____________2014г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_________Старова Л.А.
Приказ № ____ от
________2014г





Рабочая
программа
по изобразительному искусству
2 класс
Начальное образование
(базовый уровень)
на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией: Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013г

Составитель: Соколинская А.А.
Учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в
рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
моделировать предметы бытового окружения человека;
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
сформулировать замысел;
построить несложную композицию;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
анализировать результаты сравнения;
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Место курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 35 часов.

Наименование разделов и тем
Всего часов

1
Чем и как работает художник?
8

2
Реальность и фантазия
7

3
О чём говорит искусство?
11

4
Как говорит искусство?
9

Итого
35


Тематическое планирование


урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся

Планируемые
Образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
Дата






План
Факт


Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Вводный
урок
Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов
Средства выразительности, альбом, краски




Пять красок – все богатство цвета и тона.
Комбинированный

Уметь: получать новые цвета путем смешивания
Метод практический




Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Комбинированный

Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью
Форма индивидуальная




Выразительные возможности аппликации

Комбинированный

Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию
Форма групповая




Выразительные возможности графических материалов


Комбини
рованный
Знать: графические художественные материалы.
Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы
Метод наглядно-словесный, практический




Выразительность материалов для работы в объеме

Комбинированный
Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.
Метод практический, поисковый




Выразительные возможности бумаги

Комбинированный

Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки
Форма индивидуальная




Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

Обобающий

Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов
Метод практический, поисковый



Реальность и контроль 7 ч


Изображение и реальность
Комбинированный
Уметь: передавать в изображении характер животного
Метод наглядно-словесный, практический




Изображение и фантазия.
Комбинированный

Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью
Метод наглядно-словесный, практический




Украшение и реальность
Комбинированный

Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом.
Форма коллективная




Украшение и фантазия.
Комбинированный

Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами
Метод наглядно-словесный, практический




Постройка и реальность.
Комбинированный

Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе
Метод практический, поисковый




Постройка и фантазия
Комбинированный

Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города
Средства выразительности




Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Комбинированный

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.
Метод практический, поисковый



О чем говорит искусство 11 ч


Выражение характера изображаемых животных

Обобщающий

Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Метод наглядно-словесный, практический




Изображение характера человека: мужской образ
Комбинированный

Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером
Метод наглядно-иллюстративный




Изображение характера человека: женский образ
Комбинированный

Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы
Метод наглядно-словесный, практический



19-20
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Комбинированный
Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя
Метод практический



21-22
Изображение природы в различных состояниях

Комбинированный

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Метод наглядно-словесный, практический



23
Выражение характера человека через украшение.

Комбинированный

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Форма групповая



24
Выражение намерений человека через украшение.
Комбинированный

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Метод практический



25-26
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»

Комбинированный
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Метод наглядно-словесный, практический



Как говорит искусство 9 ч

27-28
Цвет как средство выражения:
тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.


Комбинированный


Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Метод наглядно-словесный, практический



29
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Комбинированный

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Метод наглядно-словесный, практический



30
Линия как средство выражения: ритм линий.
Комбинированный

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.
Метод наглядно-иллюстративный



31
Линия как средство выражения: характер линий.
Комбинированный

Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы
Форма коллективная



32
Ритм пятен как средство выражения.
Обобщающий

Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов
Метод наглядно-иллюстративный



33
Пропорции выражают характер
Комбинированный

Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками
Метод наглядно-словесный, практический



34
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)
Обобщение

Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером
Метод наглядно-иллюстративный



35
Обобщение за 2 класс
Комбинированный

Уметь: использовать технику обрывной аппликации. Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов
Метод наглядно-иллюстративный




Литература
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2009
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»











Заголовок 215