Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Усть-Волчихинская средняя школа»
«ПРИНЯТО»
РУКОВОДИТЕЛЬ МО
_____ Пошелюжная И. Н.
Протокол № ___ от ____________2014г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_________Старова Л.А.
Приказ № ____ от
________2014г
Рабочая
программа
по изобразительному искусству
2 класс
Начальное образование
(базовый уровень)
на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией: Б.М. Неменского. Москва «Просвещение» 2013г
Составитель: Соколинская А.А.
Учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 4 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Учебная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы занятий по изобразительному искусству.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Данный тематический план призван соответствовать приоритетной цели художественного образования в школе: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения школьника.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Программа занятий предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному ее решению.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебных часов в неделю (всего 34 часов за учебный год).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
При составлении тематического плана учитель сосредоточил внимание на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан*);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в
рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников (В. Ван Гог, М. Врубель*, И. Айвазовский*, И. Билибин*);
использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
решать творческие задачи на уровне импровизаций;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
моделировать предметы бытового окружения человека;
применить навыки несложных зарисовок с натуры;
создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
сформулировать замысел;
построить несложную композицию;
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
анализировать результаты сравнения;
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелевая ручка;
передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
(на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Место курса в учебном плане
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 35 часов.
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Чем и как работает художник?
8
2
Реальность и фантазия
7
3
О чём говорит искусство?
11
4
Как говорит искусство?
9
Итого
35
Тематическое планирование
№
урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся
Планируемые
Образовательные результаты изучения темы
Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
Дата
План
Факт
Три основных краски, строящие многоцветие мира.
Вводный
урок
Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов
Средства выразительности, альбом, краски
Пять красок – все богатство цвета и тона.
Комбинированный
Уметь: получать новые цвета путем смешивания
Метод практический
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Комбинированный
Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью
Форма индивидуальная
Выразительные возможности аппликации
Комбинированный
Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию
Форма групповая
Выразительные возможности графических материалов
Комбини
рованный
Знать: графические художественные материалы.
Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы
Метод наглядно-словесный, практический
Выразительность материалов для работы в объеме
Комбинированный
Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.
Метод практический, поисковый
Выразительные возможности бумаги
Комбинированный
Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки
Форма индивидуальная
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)
Обобающий
Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов
Метод практический, поисковый
Реальность и контроль 7 ч
Изображение и реальность
Комбинированный
Уметь: передавать в изображении характер животного
Метод наглядно-словесный, практический
Изображение и фантазия.
Комбинированный
Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью
Метод наглядно-словесный, практический
Украшение и реальность
Комбинированный
Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом.
Форма коллективная
Украшение и фантазия.
Комбинированный
Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами
Метод наглядно-словесный, практический
Постройка и реальность.
Комбинированный
Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе
Метод практический, поисковый
Постройка и фантазия
Комбинированный
Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города
Средства выразительности
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Комбинированный
Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.
Метод практический, поисковый
О чем говорит искусство 11 ч
Выражение характера изображаемых животных
Обобщающий
Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.
Метод наглядно-словесный, практический
Изображение характера человека: мужской образ
Комбинированный
Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером
Метод наглядно-иллюстративный
Изображение характера человека: женский образ
Комбинированный
Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы
Метод наглядно-словесный, практический
19-20
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Комбинированный
Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя
Метод практический
21-22
Изображение природы в различных состояниях
Комбинированный
Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Метод наглядно-словесный, практический
23
Выражение характера человека через украшение.
Комбинированный
Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Форма групповая
24
Выражение намерений человека через украшение.
Комбинированный
Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином
Метод практический
25-26
Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство»
Комбинированный
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения
Метод наглядно-словесный, практический
Как говорит искусство 9 ч
27-28
Цвет как средство выражения:
тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Комбинированный
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения
Метод наглядно-словесный, практический
29
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Комбинированный
Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения
Метод наглядно-словесный, практический
30
Линия как средство выражения: ритм линий.
Комбинированный
Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.
Метод наглядно-иллюстративный
31
Линия как средство выражения: характер линий.
Комбинированный
Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы
Форма коллективная
32
Ритм пятен как средство выражения.
Обобщающий
Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов
Метод наглядно-иллюстративный
33
Пропорции выражают характер
Комбинированный
Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками
Метод наглядно-словесный, практический
34
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы)
Обобщение
Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером
Метод наглядно-иллюстративный
35
Обобщение за 2 класс
Комбинированный
Уметь: использовать технику обрывной аппликации. Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов
Метод наглядно-иллюстративный
Литература
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2008
Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2009
Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
Заголовок 215