Виды пиломатериалов

Урок технологии в 6 классе
Тема урока: «Виды пиломатериалов»
Цели:
Обучающая:
Сформировать у учащихся представление о профилях различных пиломатериалов, способах их изготовления и областях применения.
Развивающая:
Развивать умения определять по представленным образцам вид древесины.
Воспитывающая:
Воспитывать внимание, интерес к предмету и работе.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.
Методы обучения: словесно – наглядные, частично – проблемные, практические упражнения.
Оборудование: компьютерная презентация, образцы различных пиломатериалов,
таблица «Виды пород деревьев», технологические карты.

Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Отметка присутствующих.
Ознакомление с темой и задачами урока.
Мозговой штурм – проверка знаний:
Что такое древесина?
Что называют текстурой древесины?
Какие породы древесины вам известны?
От чего зависит качество древесины?
III. Изучение нового материала.
Постановка проблемы (вводная беседа)
Где используется древесина? Как ее обрабатывают?
Теория вопроса (пояснение, наглядная демонстрация на примере образцов, рисунков учебника, слайдового материала).
Понятие «пиломатериалы».
Технология получения пиломатериала
Виды пиломатериалов.
Пиломатериал - это древесные детали, получаемые при продольном распиливании ствола дерева.
Распиливание древесины производится лесопильными рамами.
Лесопильная рама - это машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступающее движение. При распиливании ствола получают различные виды пиломатериалов:
доски - плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);
пластины - плоские полосы какого-либо твердого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам);
четвертина - четвертая часть бревна, распиленного вдоль накрест (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, то есть бревно распилено на 4 части);
горбыль - крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины). (слайд 1)
Основные элементы пиломатериала: (слайд 2)
- пласть;
- ребро;
- торец.
Древесные материалы: (слайд 3)
фанера,
шпон,
древесно-стружечные плиты,
древесно-волокнистые плиты.
1) Фанеру получают путем наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.
Получают шпон на лущильном станке (слайд 4 )
Полученные листы шпона режут на квадраты, намазывают клеем и склеивают под прессом. Изготавливается фанера толщиной от 2 до 20 мм.
Основными свойствами фанеры являются: (слайд 5)
- прочнее древесины;
- не рассыпается;
- на растрескивается;
- хорошо гнется;
- хорошо обрабатывается.
Область применения фанеры очень широкая: (слайд 6)
- в строительстве;
- при изготовлении мебели;
- в машиностроении;
- в авиастроении.
Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.

2) Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определенной технологии их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельченные отходы древесины, которые склеиваются путем прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм. (слайд 7)
Основные свойства ДСП:
- почти не коробятся;
- хорошо обрабатываются.
Область применения ДСП обширна:
- изготовление мебели;
- монтаж перегородок, стен, полов и др.(слайд 7)
Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.
3) Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы. (слайд 8)
Выделяют следующие основные свойства ДВП:
- приятный серый цвет;
- ровная гладкая поверхность;
- хорошо гнется.
Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей и др.
Недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.
Практическая работа по технологическим картам.
Техника безопасности
Выполнение заданий (индивидуально):

1. Определить по представленному образцу вид пиломатериала.
2. Найти в образцах пиломатериалов основные особенности, свойства и элементы.
3. Измерить толщину фанеры и количество слоев.
4. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
5. Полученные сведения внести в таблицу.

Вид пиломатериала
Основные особенности, свойства
Толщина
Возможность обработки


IV. Проверка результатов практической работы, итоговое оценивание работы учащихся.
V. Итоги урока
Творческое домашнее задание (приготовить дополнительный материал о пиломатериалах).
Уборка рабочих мест