Внеклассное мероприятие по математике « Математический поезд» для учащихся 6 класса.
Разработка внеклассного мероприятия по математике « Математический поезд» для учащихся 6 класса.
Учитель: Старостина Е.В.
МОУ « СОШ № 19» г. Вологды
Тема: « Математический поезд»
Цель: привитие познавательного интереса учащихся к изучению математики.
Задачи:
- способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей учащихся;
- развивать математические способности учащихся;
- воспитывать умение работать в группе, культуру общения.
Форма проведения: игра - викторина
Участники: команды 6-х классов по 7 человек в каждой, учащиеся 11-го класса, болельщики команд.
Домашнее задание
Подготовить: 1) название команды 2) девиз 3) приветствие 4) эмблему 5) стенгазету, посвященную математике 6) номер художественной самодеятельности ( исполнение частушек о математике собственного сочинения)
Оформление кабинета:
1) Плакат с высказыванием Б. Паскаля: « Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, делать его занимательным». 2) Стенгазеты о математике обеих команд – участниц игры. 3) Рисунок математического поезда с высказыванием на вагоне: « Математика – гимнастика ума». 4) Таблички с названиями станций. 5) Конверты с заданиями для каждой станции. 6) Ребусы, составленные ребятами. 7) Плакаты: а) Вставьте пропущенные числа б) Квадраты и треугольники в) Игра « Кто быстрее» ТСО: магнитофон, кассета с песнями В. Шаинского, одной из которых является « Голубой вагон».
Литература: 1) Акимова С. Занимательная математика. Нескучный учебник. Триго. С- Петербург, 1998г. 2) Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. Москва. Просвещение,1981г. 3) Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике. Москва. Просвещение, 1994 г. 4) Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Москва. Просвещение, 1971. 5) Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Москва. Просвещение, 1984
Ход мероприятия:
Вступительное слово ведущего ( ученица 11 класса).
Добрый день, дорогие ребята. Добрый день, дорогие гости. Мы рады вас видеть здесь. Надеюсь, что среди вас нет равнодушных. Значит, будут сегодня и болельщики, и зрители. Начнем наше мероприятие следующими строками ( стихотворение о математике читает ученица 6-го класса).
О, математика земная, гордись, прекрасная собой. Ты всем наукам мать родная, и дорожат они тобой. В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил. Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, стройна в полете, как стрела. Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела. Я славлю разум человека, дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!
Представление команд.
Сегодня состоится игра-викторина « Математический поезд». В игре примут участие ребята 6А и 6Б классов. Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший. Прошу команды подняться и представиться (представление команд: название, девиз и приветствие). Капитанам команд прикалывают эмблемы машинистов и вручаются путевые листы, по которым команды будут совершать путешествие.
Объявляются условия игры.
По сигналу ( свистку) команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 минут. По сигналу команды переходят на другую станцию. За временем стоянки следит начальник станции – старшеклассник. По мере того, как команда пребывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет путевой лист. В игре всего 7 станций: Историческая, Светофор, Рыболовная, Игровая, Вычислительная, Музыкальная, Спортивная.
Представление жюри. ( В жюри входят учащиеся 11-го класса)
А теперь, ребята, в счастливый путь! (эти слова идут под музыкальное сопровождение: « Голубой вагон» В. Шаинского)Путешествие по станциям:
Станция «Историческая»
Вопросы командам ( по билетам, правильный ответ 1 балл):
Первая русская женщина – математик. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как ее стены в комнате были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского. Кто она? ( Софья Васильевна Ковалевская)
Какого математического термина в древности не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? (радиус)
Какой математик успел сделать серьезные открытия, хотя в 21 год был убит на дуэли? ( Эверест Галуа)
Назовите предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе «Игральная кость». Термин ввели пифагорийцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. ( куб, кубик)
Индийцы называют его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? ( нуль)
Какой древний ученый открыл математическую теорию музыки? ( Пифагор)
Какое число на Руси в 16 веке называли «тьма»? ( тысяча тысяч, т.е. миллион)
Назовите первую женщину – математика, жившую в 5 веке нашей эры? (Ипатия)
Станция «Светофор»
Задачи написаны на разноцветных кружках, которые соответствуют числу баллов на задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляют 6 баллов, если на желтом, то 4 балла, если на зеленом, то 2 балла.
1.Из креста – квадрат. Переложить одну спичку так, чтобы получился квадрат (6 баллов).
2. Соприкасающиеся друг с другом спички Необходимо разместить 6 спичек так, чтобы каждая спичка соприкасалась с остальными пятью ( 6 баллов).
3.Сложите 6 спичек так, чтобы образовалось 4 треугольника ( сторона каждого треугольника должна быть равной длине спички) 6 баллов.
4.Переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере « 8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство ( можно менять и знаки, и цифры) 4 балла.
5.Подобрать ключ.
Передвинуть 4 спички так, чтобы получилось три квадрата ( 4 балла).
6.Головоломка «бокал с вишенкой»
С помощью четырех спичек сложена форма бокала, внутри которого лежит вишня. Нужно передвинуть две спички так, чтобы вишня оказалась за пределами бокала. Разрешается менять положение бокала в пространстве, однако его форма должна оставаться неизменной. ( 2 балла)
7. Переложите две спички так, чтобы теленок смотрел в другую сторону ( 2 балла).
8. Переложите только 2 спички так, чтобы получить такой же домик, но в зеркальном отражении ( 2 балла)
9.Переложите 3 спички так, чтобы корова повернулась в другую сторону (4 балла)
.
Станция «Рыболовная»
Учащимся предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. Ученик ловит рыбку с помощью удочки ( палочка с магнитом) и дает ответ на вопрос задачи. За правильно выполненное задание 2 балла, при неверном ответе 0 баллов.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (груша)
На столе стояли 3 стакана с ягодами. Маша съела один стакан ягод и поставила его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)
У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок у нее было? (3)
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)
Какой знак нужно поставить между цифрами 3 и 4, чтобы полученное число было больше 3 и меньше 4? (3,4)
Что тяжелее: центнер кирпичей или центнер целлофановых пакетов? (=)В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что по крайней мере у двоих учащихся совпадает день рождения? ( в году 365, 366 дней)
Какое число делится без остатка на все числа? (0)
Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (сломанные)
Станция «Игровая»
На столе лежит игра – головоломка танграм. Задача учащихся: за отведенное время составить как можно больше фигурок, используя все семь частей. За каждую составленную фигурку добавляется 1 балл.
Станция «Вычислительная»
Учащимся предлагаются карточки с цепочными вычислениями, которые они должны сосчитать устно. Задача ребят: как можно больше дать правильных ответов за отведенное время. За правильный ответ – 2 балла.
Станция «Спортивная»
На этой станции проводится игра «Запрещенное движение». Игру проводят два старшеклассника. Один ведет игру, а другой следит за ходом игры. Ведущий показывает «запрещенное движение». Затем учащиеся повторяют движения ведущего. Как только учащийся повторяет «запрещенное движение», он сразу выбывает из игры. Очки прибавляются по количеству оставшихся игроков.
Станция «Музыкальная»
На эту станцию команды приходят одновременно. Пока жюри подводит итоги на основе путевых листов, команды показывают номера художественной самодеятельности (частушки), приготовленные заранее.
Частушки о математике. (Должны быть продуманы костюмы, а частушки собственного сочинения)
Задания для болельщиков
Пока команды путешествуют по станциям, болельщикам команд даются задания. Заработанные ими очки, добавляются к их команде.
А) Отгадывание ребусов.
Б) Вставить пропущенные числа (на плакате).
В) Подсчитать количество квадратов и треугольников ( на плакате).
Г) Игра « Кто быстрее?» (на плакате).
Найти в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
Д) Составить как можно больше слов из букв, входящих в слово «Параллелограмм».
Е) Привести примеры предметов, имеющих форму шара, куба, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса.
5.Подведение итогов.
Ведущая: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Было ли оно интересным и полезным для вас? Какое отношение имеют слова «Математика – гимнастика ума» к теме нашего путешествия? Выслушав ответы, подводит итог: Кем бы ни стал человек, где бы он ни оказался, ему всегда помогут умение думать, соображать, правильно и последовательно рассуждать, искать решения, логически мыслить - всему этому учит математика.
Дальше жюри объявляет результаты и вручает призы: лучшей команде, лучшему игроку, лучшему среди болельщиков.
Спасибо всем за участие в этом мероприятии! Удачи вам во всех ваших начинаниях!