Внеурочное занятие по математике «Веселый математический поезд»
Тема внеурочного занятия
«Веселый математический поезд»
Участники группы:
Сайдимова Ф.М. – МАОУ Каскаринская СОШ
Ефимцова Т.А. – МАОУ Каскаринская СОШ
Танатова Д.У. – МАОУ Буньковская СОШ
Симанова О.М. – ОМАОУ «Голышмановская СОШ № 4 «Ражевская СОШ»»
Класс: 5
УМК: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Цель: повышение интереса к предмету в игровой и соревновательной
ТДЗ:
Обучающая: формирование универсальных общеучебных действий; повышение интереса к предмету.
Развивающая: развитие способов мышления при решении нестандартных задач, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе; создание условия для развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся; развитие любознательности внимательности, памяти, логики, находчивости.
Воспитательная: воспитание в учениках уверенности в своих силах; эстетическое восприятие мира; развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание умения работать в коллективе и ответственности за общее дело.
Тип урока: применение предметных умений
Элементы применяемых технологий: игра-соревнование
Методы и приемы: частично-поисковый
Оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями для работы на станциях для участников и начальников станций, песни караоке на математическую тему, светофорик из картона с задачами, рыбки из картона с задачами, скрепки, магнит, завязанный на палочку.
Планируемые результаты:
Предметные:
знаково-символическое моделирование;
умение структурировать знание;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепочки рассуждения;
доказательство.
Личностные:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
понимание учебной задачи; умение планировать и действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
умение участвовать в диалоге, в беседе, возможность различных точек зрения, умение понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.
Технологическая карта внеклассного мероприятия.
Этапы внеклассного мероприятия Деятельность учителя Деятельность ученика Учебная задача Формируемые УУД
Организация начала занятия Подготовка учеников к восприятию материала.
Ученики готовятся к занятию, концентрируют внимание. Уметь в комплексе применять математические знания при выполнении конкурсных заданий Личностные УУД:
формирование навыков самоогранизацииФормулировка темы занятия, (1 мин)
Вступительная речь учителя:
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания:
«Эрудит», отгадывание кроссвордов.
«Весёлые нотки» -песни с математическими понятиями.
«Угадай–ка», отгадывание математических ребусов.
«Внимательная», решение задач на внимание.
«Светофор», решение задач на смекалку.
«Рыболовная», поймать рыбку с задачей и решить ее.
«Поздравительная», подведение итогов игры и награждение.
Ученики слушают слова учителя и формулируют тему занятия. Личностные УУД:
Умение кратко формулировать мысль
Подготовительный этап,
(5 мин).
Учитель: Для игры мы поделимся на 4 команды:
5 «а» класс,
5 «б» класс,
5 «в» класс,
5 «г» класс.
Выберите в своей команде капитана.
(Каждая команда выбирает для себя капитана)
Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.
Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках (один от каждой команды). Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный и плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе (Приложение1). По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.
Вопросы:
1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
3. По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
4. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
5. Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)
6. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
7. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
8. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
{Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда, в каком едет вагоне}
Учитель: Все команды получили маршрутные листы. Ваша задача пройти по всем станциям по полученным маршрутным листам. На каждой станции вас ждут начальники станций. Они задают вам различные задачи и вопросы, а вы должны отвечать точно и без шума. За нарушение дисциплины начальники станций имеют право снизить балл. На каждой станции вы задерживаетесь не более 5 минут. От одной станции к другой станции будете переходить по свистку, но не толкаясь и не задевая друг друга. По станциям передвигаетесь согласно маршрутному листу. Не забудьте, что во всякой игре побеждают внимательные и собранные учащиеся. Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.
По сигналу команды расходятся по своим станциям. По сигналу команды переходят на следующую станцию. За временем стоянки следит начальник станции - старшеклассник. Сигналы подает ведущий (использовать запись гудка поезда).
Коммуникативные УУД:
Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; умение договариваться в выборе ведущего;
Регулятивная:
Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами.
Прохождение по маршрутным листам,
(28 мин.)
1 станция "Эрудит"
Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.
Кроссворд
По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение)
2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
3. Число, на которое делят. (Делитель)
4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр)
По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник)
6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое)
7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток)
8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение)
2 станция "Веселые нотки"
На этой станции команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Общее число баллов начальник станции записывает в маршрутный лист.
Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни).
3 станция "Угадай - ка
Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.
Словесные ребусы:
1. (Точка)
2. (Минус)
3. (Сумма)
Числовые ребусы:
4 станция "Внимательная"
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.На следующей остановке вышли 5 человек.Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз.Явились 2 друга и рыжий Барбос.Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели.Остались на речке только стрекозы,Кому не страшны ребятня и барбосы.Но вот что моя голова позабыла:Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.Продавал Трофим на рынке.У прилавка все толпились, покупали, не скупились.И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? (10)
5. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышатРебята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошкамиШли навстречу ему, в Кострому!]
5 станция "Светофор"
Здесь команде предлагаются задачи, написанные на разноцветных кружках, которые соответствуют числу очков за задачу. Если задача на красном кружке, то за нее начисляется 6 очков, если на желтом кружке - 4 очка, а если на зеленом кружке, то 2 очка.
Задачи:
1. От данных 5 квадратиков из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратиков. (6 очков)
2. Спичечный рак ползет вниз. Переложить 3 спички так, чтобы он полз вверх. (6 очков)
3. Положено 5 спичек. Прибавьте к ним еще 5 спичек так, чтобы получилось "три". (4 очка)
4. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось "сто". (4 очка)
5. Исправьте ошибку в спичечной записи, переложив всего одну спичку.
(2 очка - за каждую исправленную ошибку)
6. Положите на стол 3 спички. Добавьте к ним еще 2, чтобы получилось восемь. (2 очка)
6 станция "Рыболовная"
На этой станции команде предлагаются задачи, которые сделаны на карточках в виде рыбок. С одной стороны карточки написано условие задачи, с другой стороны - указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка.
Задачи:
На одной чаше весов кирпич, а на другой - половины такого же кирпича и гиря в 1 кг. Весы находятся в равновесии. Сколько весит кирпич? (2 кг) (1 очко)
За книгу заплатили 1 рубль и еще полстоимости книги. Сколько стоит книга? (2 рубля) (1 очко)
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко)
Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка)
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка)
Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка)
7 станция "Поздравительная"
На эту станцию все команды приходят одновременно. Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводит награждение команд. Познавательные:
Умение слушать учителя, понимать правила игры
Коммуникативные УУД:
Формирование навыков задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; формулировать собственное мнение и принимать другую точку зрения, уметь обсуждать задания в группе, уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивная:
Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами.
Подведение итогов. и награждение победителей,
(5 мин.)
Подводит результаты игры:
По информации из маршрутных листов, подводятся итоги. Видят результаты своей работы и творчества своих товарищей. Оценивают.
Коммуникативные УУД:
Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение.
Личностные:
Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх.
Познавательные:
Оценивать новые знания, приобретенные во время участия в играх и познавательных беседах.
Регулятивная:
Умение планировать свои дальнейшие действия.
Рефлексия. Учитель предлагает оценить ученикам занятие Ученики выражают свое мнение о занятии, рисуют на доске соответствующие смайлики. Коммуникативные УУД:
Умение оценивать происходящее
Маршрутный лист
№ станции Название станции баллы Начальник станции
1 «Угадайка» 2 «Внимательная» 3 «Веселые нотки» 4 «Светофор» 5 «Эрудит» 6 «Рыболовная»