Профилактическое мероприятие на тему: Что важнее для детей, знать свои права или свои обязанности?


Что важнее для детей, знать свои права или свои обязанности?

Из истории России и права
Прежде чем говорить с детьми и подростками об их правах и обязанностях, необходимо дать понятия этих слов.
Прежде всего, что такое право?
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова, право - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] норм обеспечивается принудительной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и другие.
Право - это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.
Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.
В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью - русское сознание отказывалось ему повиноваться.
Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.
Но многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Этим русский человек всегда отличался от западного человека. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.
Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде русских людей, прежде всего, крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] общественного мнения.
Таким образом, изначально на Руси поведением, действиями, всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и чувство обязанности. И первичным было соблюдение обязанностей по отношению к другому человеку, людям и в целом государству, а не предъявление своих прав. В здоровой культурной традиции России обязанности всегда стояли на первом месте: обязанность народа - перед государством, ребенка – перед родителями.


Обязанности и ответственность детей

Что же обозначает понятие Обязанность?
Обязанность - (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой стороны - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).
Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
Исходя из вышесказанного, с детьми, подростками необходимо говорить, прежде всего, об их обязанностях, а не о правах, прививать знание обязанностей, воспитывать соблюдение обязанностей
Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. 2. Конституция РФ. 3. Семейный кодекс РФ. 4. Гражданский кодекс РФ. 5. Уголовный кодекс РФ.
 ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;
- юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами, их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок, которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
 С 14 лет наступает:
- административная  ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы; - ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
 С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность.




























правовой лекторий для учащихся.
подготовила читель Синюк Е.м.
февраль 2015г.
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ?
Сценарий классного часа
Цель классного часа - дать старшеклассникам представление об их обязанностях в отношении родителей в контексте отечественной культурной традиции.
Слово учителя с элементами беседы с учащимися:
Сначала мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу, которая имеет прямое отношение к теме сегодняшней беседы. Для этого нам понадобится следующая литературно-историческая справка. Об одном из русских живописцев А.С. Пушкин сказал: «Он настоящий художник». Эта высокая оценка относилась к современнику поэта, более того, к человеку, рожденному в один год с гением художественного слова, - к К.П. Брюллову. А его полотно «Последний день Помпеи» вдохновило А.С. Пушкина на создание литературного образа этого события:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
 Задание для учащихся: Учащимся раздаются репродукции картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и предлагается внимательно ее рассмотреть и подумать, какой фрагмент привлек особенное внимание поэта, так что он даже сделал в рукописи его карандашный набросок, поместив вслед за текстом стихотворения? Дается подсказка: этот фрагмент непосредственно связан с обсуждаемой темой.
Фрагмент, о котором идет речь, расположен в правой нижней части картины: двое юношей несут на руках своего престарелого отца, спасая его из зоны, атакуемой вулканом. Ни один из них не поддается всеобщей панике, а каждый осознанно выполняет свой сыновний долг. Это и восхитило А.С. Пушкина, и в 1834 году он проиллюстрировал именно этой сценой написанное по случаю стихотворение.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Почему тема отношений между родителями и детьми оказалась такой важной для поэта?».
В каком произведении А.С. Пушкина именно эта тема выходит на первый план? Это повесть «Станционный смотритель».
Помните, в самом начале повести автор обращает наше внимание на «картинки», которые висели на стене в доме смотрителя. Что они изображали? - Историю блудного сына. А.С. Пушкин как бы направляет внимание читателя на Священное Писание, в котором одним из нравственных законов, данных человеку, является почитание родителей. И сегодня наша с вами задача будет заключаться в том, чтобы познакомиться с представлениями об обязанностях детей, изложенных известными толкователями Священного Писания святителями Феофаном Затворником и Тихоном Задонским. Мы будем пользоваться трудами схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Начертание христианского нравоучения» святителя Феофана Затворника.
Значение отца и матери для каждого из нас огромно. Благодаря родителям мы появились на свет. Все мы знаем, сколько сил, духовных и физических, отдают нам родители, как они заботятся о нас ежедневно, как глубоко переживают и печалятся, когда, случается, мы болеем, как они радуются нашим успехам и как спешат на помощь, когда мы в ней нуждаемся!
Святитель Тихон Задонский писал так: «Сего ради отцам, родившим нас, должники мы находимся; но отцам, добре воспитавшим и наставившим нас ко благочестию, далеко большие должники».
Обратите внимание, уже сам факт нашего рождения обязывает нас относиться к родителям почтительно. В сегодняшней жизни можно часто наблюдать, как дети строят свое отношение к родителям на основе того, получают ли они от отца и матери то, чего хотят или нет, и в этом, безусловно, можно увидеть серьезные искажения, отступления от нравственного закона с печальными последствиями и для детей, и для самих родителей.
Когда святитель Тихон Задонский говорит о «наставлении ко благочестию», то это значит, что родители должны научить своих детей жить по-христиански. И сегодня мыс вами познакомимся с тем, как по-христиански относиться к своим родителям. Пятая заповедь, данная Богом человеку, звучит так: «Почитай отца своего и мать». Объясните, пожалуйста, как вы это понимаете.
Ученики: Возможные ответы.
Учитель: А теперь все вместе прочитаем о почитании родителей детьми у святителя Тихона Задонского. (Совет учителю: по возможности использовать на уроке копии текста, чтобы каждый ребенок имел возможность видеть текст перед собой):
«Почитание родителей - первейшая обязанность детей. Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать ... Всякое почтение отдавай, христианине, родившим тебе, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяния их, тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен: являй им сердечную за то благодарность чрез все житие.
Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20,12). По чтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними восставать; сидящим предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не перерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести».
Остановимся на некоторых пунктах, требующих уточнения. Как можно объяснить, что значит «любить истинно и чистосердечно»? Обратимся за помощью к святителю Феофану Затворнику. В труде «Начертание христианского нравоучения» читаем: «Дети совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными. Главное чувство, которому большей частью не учатся, есть любовь с почтением и покорностию. Должно только делать эти чувства разумными и вместе прочными для того, чтобы не испарились в целую жизнь. Воля родителей, что воля Божья, лице их - лице Божие...»
Обратите внимание: основа любви истинной и чистосердечной по отношению к родителям - почтение и покорность.
«Кто не чтит их, - читаем у святителя, - не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал и от Бога».
Чтобы не «отпасть от Бога», нужно соблюдать второе правило по отношению к родителям. Святитель Феофан Затворник наставляет так: «Всячески храни в сердце честными лики родителей твоих, ни хулъною мыслию, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай сердца своего. Пусть есть поводы к тому; не внимай им. Лучше всё потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою... Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашёл далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашёл ещё далее. Оскорбление родителей очень опасно...
Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший их может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отрезанный поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случится, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, опасно оскорбление, не только бесчестно и неразумно. Остерегаясь от оскорблений личных, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского и перед другими - словами поносными, или злословием и хулою».
«Чтущий родителей будет всячески заботиться и поведением своим радовать их, и перед другими святить их, величать и всячески защищать от неправд и осуждений».
У схиархимандрита Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» читаем:
«Дети должны беречься оскорбить родителей. Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякою учтивостью говори им и отвещай, да познают, что ты любовь к ним имеешь и почитание».
Скажите, часто ли мы встречаем сейчас в нашей жизни образцы такого поведения, в котором видим проявление почтения, покорности детей по отношению к родителям? К каким последствиям приводит такое поведение детей?
Ученики: Возможные ответы.
Учитель: Вновь откроем текст «Симфонии...»: «Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей. Известно знай, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по словеси Христову: «в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7,2)».
Вот как далеко уходят последствия детского обращения с родителями: уже здесь закладывается отношение следующего поколения к своим родителям.
Теперь обратимся к пункту, в котором речь идет о родительском благословении. Каково его значение в жизни человека? Святитель Феофан Затворник так раскрывает нам его важность и смысл: «Больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтобы сердце родительское было открыто к ним, а не закрыто. Благословение родителей похоже на всемогущее слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чём и счастия нет, всё из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются».
Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии...»: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».
Детям необходимо выражать свою благодарность родителям. Постарайтесь перечислить, как может быть выражена благодарность.
Ученики: Возможные ответы.
А теперь посмотрим, как об этом говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (предлагается прочитать одному из учеников):
«Дети должны быть благодарны родителям. Дети родителям всякую должны благодарность показывать, от которых жизнь, наставление и все, что ни имеют, получили. Благодарность сия в следующем состоит:
1) во всяких нуждах им помогать;
2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;
3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт. 9, 23), которые пристойным образом отца своего наготу прикрыли, что Приточник приказует: «слушай, сыне отца, родившего тя, и не презирай, егда состарится мати твоя». Хам, сын тогожде Ноя, показывай наготу отца своего, наказан был». Но вот приходит время, когда родители становятся немощными, такими, как на картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», и только дети, выросшие и окрепшие, могут помочь им справиться с трудностями, и это - святой долг детей. Конечно, на картине мы видим ситуацию чрезвычайную, и поведение сыновей здесь, безусловно, достойно уважения. А в нашей повседневной жизни состарившиеся родители всегда ли находят поддержку и понимание, снисхождение детей к своим слабостям?
Вот как учит нас «Симфония...»: «Дети не должны немощами родителей соблазняться и их осуждать. Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай. Но ежели, что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить, и иному объявить о том...».
Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда поступки детей являют такие образцы поведения.
Ученики: Возможные ответы.
Подведем итоги. Скажите, как в отечественной культурной традиции, прекрасно известной также классикам русской литературы, рассматривается вопрос об обязанностях детей по отношению к родителям? Перечислите их, пожалуйста.











































15