Урок музыки 2 класс Тема: Осенние краски. А. Вивальди Цикл «Времена года «Осень»», Р. Шуман «Веселый крестьянин».
Урок 2
Тема: Осенние краски. А. Вивальди Цикл «Времена года «Осень»», Р. Шуман «Веселый крестьянин».
Цель: познакомить с понятием программная музыка, углубить понимание художественного образа осени как времени года (музыкального и живописного), восприятие родной природы, формировать нравственно-эстетические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе, развивать вокально-хоровые навыки необходимые для выразительного исполнения песен, ритмического чувства и творческих способностей школьников, развивать навыки сравнительного восприятия музыкального произведения и художественных картин.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, распечатанные слова песни «Осень» Ведмедери.
Музыкальный материал: Антонио Вивальди Цикл «времена года « Осень, Роберт Шуман «Веселый крестьянин», Ведмедери «Осень»
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Музыкальное приветствие
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Мы за парты тихо сядем
И урок мы начинаем
1.3 Артикуляционная гимнастика
- Покусайте кончик языка, пожуйте язык с двух сторон, губы трубочкой и рисуем круги, губы открыты - произнести р-р-р, а-а-а, о-о-о, руки в стороны, и произносим звуки, сводя руки Ш-Ш-Ш, С-С-С, Ф-Ф-Ф)Актуализация опорных знаний
Разгадывание загадки
Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
Сообщение темы урока
- Сегодня мы с вами поговорим про осенние краски, узнаем, что такое программная музыка, прослушаем музыку Антонио Вивальди Цикл «Времена года « осень и музыку Роберта Шумана «Веселый крестьянин», и споем мы с вами музыку Ведмедери «Осень»
4. Работа над новым материалом
4.1 Беседа
- Прошло лето, и началось мое любимое время года – осень. К сожалению, не всем эта пора по душе. Некоторые считают ее скучным, промозглым, серым временем. А других осень завораживает, притягивает своими неповторимыми красками. Это самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, и еще осень любит осыпать и застилать ковры золотом. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Вместе с этими переменами меняется и наше настроение и осенняя переменчивая погода не только вынуждает нас одеваться теплее, но и вдохновляет меняться, быть разной. Может быть такой же переменчивой, а иногда и капризной и непредсказуемой, или просто гармоничной и теплой, какой очень часто бывает осень.
Осень приносит особенные, несравнимые ощущения. Осенний мягкий свет, укутывающая тишина туманов, свежесть проливного дождя, особенное состояние земли, которая отдыхает от жаркого лета и готовящаяся к своему покою.
Также терпкий, запах опавшей листвы и, конечно же, изумительные, яркие осенние краски
- К сожалению, мы не всегда понимаем голоса природы: не слышим шепота травы, тихой и неспешной беседы листочков на дереве, мелодии ветра – то нежной то ласковой, то бурной то порывистой. Все это мы можем услышать в музыке.
О голосах природы нам поможет рассказать программная музыка – это инструментальные произведения, имеющие названия или словесную программу.
4.2 Рассказ про композитораАнтонио Вивальди - гениальный композитор, являлся признанным в Италии исполнителем на скрипке. Родился 4 марта 1678 года в Венецианской Республике. Так же известен как композитор, преподаватель, дирижёр. Имел духовный сан. Пик известности Антонио пришелся на период с 1713 по 1718 год, когда было написано не менее восьми опер.Его отец служил скрипачом в самом известном храме Венеции, и мальчику с детства была предуготовлена судьба, связанная с музыкой. Мальчик обучался у отца с десятилетнего возраста и даже иногда заменял его в соборе св. Марка. Мнения о других преподавателях игры на скрипке в настоящее время расходятся. Пребывание в окружении духовенства и музыкантов привело к тому, что подросток решил стать священником. Он служил мессы, но занятие музыкой не прекращал. Успехи были столь значительны, что Антонио даже преподавал в одной из лучших музыкальных школ. Впоследствии стал руководителем, а так же дирижером оркестров.Совмещать музыку и служение Антонио долго не смог. Это произошло по разным причинам – кто-то считает, что из-за слабого с детства здоровья, кто-то – что Антонио не мог всецело себя посвящать службе в храме.С 1704 года Антонио поглощен сочинительством. Его сонаты для скрипки становятся все более известными. Венеция в те времена была известна своими международными связями – и известность молодого композитора разносится по всей Европе.В Мантуе происходит судьбоносное знакомство композитора с исполнительницей оперных партий А. Жиро и её сестрой. Позже сестры постоянно проживали в доме Вивальди и часто были при нём во время длительных путешествий. Антонио всегда чрезвычайно почтительно отзывался о сестрах. Был благодарен Паолине, которая помогала ему в борьбе с астмой. Но духовенство не могло одобрить такое знакомство и всячески порицало дружбу композитора. Высшее духовенство запретило въезд творца в некоторые итальянские города.После Мантуи, по свидетельству современников, Антонио отправился в столицу Италии, где с неизменным успехом представлял свои новые творения. Посетителям оперы так понравился своебразный стиль композитора, что его постановки пользовались неизменным аншлагом. Там же впервые были представлены «Четыре времени года». Именно это произведение чаще всего ассоциируется с именем композитора. В 1740 г. Антонио отправляется в Вену. К сожалению, это было последнее путешествие из Италии. В Вене скончался Карл IV и разгорелась борьба за наследство. Заболев, композитор остается без средств к существованию и в конце концов умирает 28 июля 1741 г.Достижения Антонио Вивальди:• Обогатил скрипичную музыку новым жанром одиночного инструментального концерта.• Написал девяносто четыре оперы.• Автор 500 концертов для разных видов инструментов. Впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра. Еще при жизни его заслуги как композитора были признаны в Европе.
4.3 Слушание музыки А.Вивальди Цикл «Времена года» Осень
- Ребята, давайте с вами вспомним, как нужно слушать музыку? (тихо, внимательно, вдумчиво)
- Ручки положили на парту, сели ровно.
4.2.1 Беседа
- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Если бы вы были художниками, то какими бы красками нарисовали музыку?
- У какого времени года есть такие краски?
- Что вы почувствовали, слушая музыку?
- Какой характер музыки?
- Что выражает музыка?
- Что изображает музыка?
- Громко или тихо звучит музыка? Почему?
- Вы представляете радостно-золотую или позднюю мрачно-серую осень?
4.2.2 Описание музыки
- Четыре концерта, объединенные в цикл "Four Seasons" были написаны в 1723 году итальянским композитором Вивальди, которые спустя время стали одним из часто исполняемых музыкантами произведений на скрипичных концертах. Осень это третий концерт цикла "Времена года".
Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
4.3 Рассказ про композитораРоберт Шуман родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.
В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.
В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.
В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.).
В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе).
4.4 Слушание музыки Р. Шумана «Веселый крестьянин»
4.4.1 Беседа
- Вам понравилась музыка?
- Какая она?
- Какую картину вы себе представили, слушая музыку?
- Подберите, какой характер музыки?
4.4 Работа с учебником с. 9
- Посмотрите, что происходит на картине Н. Пиколе «Сбор яблок»?
- Какие краски использовал художник?
- Что изображено на переднем плане картины? На заднем плане?
- Какая осень изображена на картине?
Ритмическая игра «Эхо»
- О какой осени рассказала тебе музыка?
4.5 Слушание и исполнение песни Ведмедери «Осень»
- Я предлагаю вам разучить небольшую песенку про осень.
Осінь, осінь, осінь, медом пахнуть роси,Журавлі курличуть в небі та вітри голосять.Не дзвенять в садочку птахів голосочки,Сняться зораному полю квіти й колосочки.Не дзвенять в садочку пташині голосочки,Сняться зораному полю квіти й колосочки.****В лузі при долині плаче тополина,Загорiлась при долині червона калина.Тьмяно сонце світить, а на голих вітахВ’яже осінь рукавички з бабиного літа.Тьмяно сонце світить, а на голих вітахВ’яже осінь рукавички з бабиного літа.*******************************Не дзвенять в садочку пташині голосочки,Сняться зораному полю квіти й колосочки.Тьмяно сонце світить, а на голих вітахВ’яже осінь рукавички з бабиного літа.
Итог урока
- Что такое программная музыка?
- Какую музыку мы сегодня прослушали?
- Какая музыка вам больше всего понравилась?
- Какую песню мы с вами сегодня выучили и спели?