Повторительно-обобщающий урок по теме Местоимение (в форме путешествия). 6 класс
МКОУ Бутурлиновская ООШ №1
Повторительно – обобщающий
урок
по теме “Местоимение”
(В форме путешествия)
6класс
Учитель
русского языка и литературы
Визитиу С.А.
Повторительно-обобщающий урок-путешествие (по русскому языку в 6 кл.)
Тема: местоимение
Цели: обобщить, систематизировать изученный материал по теме ;cовершенствовать правописные и речевые навыки; развить творческое и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к языку.
Оборудование: карточки, карта для определения “маршрута”, дидактический материал.
Ход урока.
Слово учителя. Сегодня у нас урок-путешествие по стране “Местоимение”. Во время путешествия мы пройдем долину Знаний, преодолеем море Местоимений и через горы Препятствий попадем на равнину Мастерства (показать на карте).
Проверка домашнего задания.
Итак, мы в долине Знаний. Чтобы выйти из неё мы должны: 1) зачитать подготовленные дома литературные примеры с местоимениями. Пожалуйста, первый вариант (назвать разряд местоимения).
2) Второй вариант восстановил деформированный текст. (Текст написан на доске).
Весь лес г…рит, елочки только зелёные, да вереск ст..лется. Попался бы кто(нибудь) навстречу! Но никто (не)попадается. Один Никишка в лесу. Скоро ли ж…льё ? Не (у)кого спросить, молчат сосны и белки.
3.Словарная работа. В путешествии важны различные знаки. У вас на партах лежат синие и красные карточки. Они нам помогут в следующем задании. При слитном написании частиц не - ни поднимите красный квадрат, а при раздельном – синий. (Не)большая тропинка, (ни)кто (не)проходил, голубые (не)забудки, пережить (не)удачу; (не)враг, а друг; (не)чего страшиться, (ни)о чём (не)переживать, (не)подвижное зелёное море, совсем (не)страшный.
4.Теория. Молодцы. Движемся дальше. Впереди море Местоимений с девятью островами-разрядами. Преодолеть его поможет … ( звучит доклад по теории )
Дополнение: Ученый А. Реформатский выделяет местоимения как особый класс слов – заместителей, которые “освобождают от игры” знаменательное слово, как “запасные игроки” на футболе.
5.Как же это происходит? Давайте побываем на островах. Вы услышите пословицы, в которых есть местоимения. Выпишите их, определите разряд.
Нет ничего краше, чем родина наша. Покуда есть хлеб да вода, всё не беда. Суди о человеке по его труду. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. Кто грамоте горазд – тому не пропасть. Своя земля и в горсти мила. Лучше требовать с себя, чем просить у других.
6. На каком острове мы не были, узнаем в горах Препятствий. (На острове Вопросительных местоимений).
(Зрительный диктант)
О чем ты воешь, ветер ночной?
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Ф. И. Тютчев
1. Назвать местоимения и их разряд.
2. Объяснить орфограммы.
3. Сетовать – жаловаться (подбор синонима).
4. Объяснить знаки препинания.
5. Записать по памяти.
6. Обменяться тетрадями и проверить.
7. В горах много загадок. Отгадайте их и запишите, подчеркнув местоимения как члены предложения. (Вызванный к доске ученик получает загадку на карточке и “отгадывает” её.)
Лежит - кричит, сядет - молчит; кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар). Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Лимон) Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива) (Все – определяет предмет как нечто неразделимое)
8. Подходим к равнине Мастерства. Перед нами береза (изображение дерева на листе ватмана). Русскую красавицу описал Т. Белозёров в небольшом тексте. Ваша задача - пересказать текст, обязательно используя местоимения, которые вы видите на дереве.
Дети слушают текст.
“Берёза.” На высокой гриве стоит береза. Её корявый ствол оброс лишайником. С пожелтевших сучьев до самой земли свешиваются длинные молодые ветви. Эти ветви делают березу очень чуткой: кругом ни ветерка, а береза покачивается, сверкает листьями и шумит, шумит. И тонут в этом родном сердцу шуме все обиды, горести и боязни. Войди в этот шум, и ты станешь самым счастливым.
При повторном чтении составляем план.
План.
На высокой гриве (возвышенность).
Её ствол.
Ветви до самой земли.
“Тонут” все обиды.
Войди в этот шум.
Словарная работа.
Лишайник, сердцу, счастливым.
Дети слушают текст третий раз, а потом письменно пересказывают, пользуясь планом и рисунком. Кто первый справится, тот читает вслух своё изложение. Остальные допишут дома.
9. После всех препятствий мы можем исправить недочёты, связанные с неправильным или неудачным использованием местоимений.( Карточки с предложениями лежат у каждого на столе).
Предложения:
Ученик не понимает правила. Надо помочь ему в этом.
Прохожий спросил у Каштанки, откуда ты, где твой хозяин.
Пройдя курс лечения, больной чувствовал хорошо.
Я отправился в поездку, не осмотрев мотоцикл, и он вымотал себе все нервы
Песня композитора посвящена своей матери.
10. Конкурс “Кто быстрее!”
Задание: разобрать предложения по членам предложение:
Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников4.
11.Рефлексия : Итак, мы закончили изучение местоимения – части речи, которая указывает на предмет, признаки, количества, но не называет их.
Что вы узнали нового и чему научились, изучив эту тему?
12. Задание на дом: 1) Закончить изложение (кто не успел в классе).
2) Написать мини-сочинение на тему “Весна”, используя любые местоимения.