План-конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству на тему Вышивка — история и современность.Вышивка крестом.Методы и виды вышивки крестом (3 класс)


План-конспект открытого занятия
«Вышивка - история и современность.
Вышивка крестом. Методы и виды вышивки крестом»
Цель занятия: познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, рассказать об особенностях вышивки крестом. Развивать интерес к этому виду рукоделия. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, уважение к русским народным традициям.
Задачи занятия:
1. Образовательная - ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом; научить технике выполнения креста.
2. Развивающая - развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе, развивать воображение эстетический вкус.
3. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и остальных учащихся. Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практические упражнения.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь, карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, иглы, схемы рисунков, ножницы.Оборудование: ноутбук, презентация «Вышивание крестом»
Тип занятия: Комбинированный.
Ход занятия.

1. Организационный момент
Приветствие педагога и учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Вступительное слово педагога.
2. Познавательный блок.
1. История появления русской вышивки (городской и крестьянской)
2. Русская вышивка среднерусской полосы и северной полосы. (Владимирская, Хохломская, Гжельская вышивка)
3.Современность вышивки.
4.Способы вышивки (ручной, машинной, компьютерный, промышленный)
5.Вышивка крестом (инструменты и материалы, виды канвы).
3. Закрепление изложенного материала
Работа в парах над кроссвордом. Фронтальный опрос, проверка степени усвоения материала.
4. Формирование новых знаний
Методы вышивания крестом (традиционный и датский метод)
Закрепление новых знаний (традиционный и датский методВиды вышивки крестом (прямой, двойной, полу-крест, простой, болгарский, крест «Звёздочка», чередующиеся, рисовый шов, итальянский крест, «козлик», «след горностая», двусторонний крест.5. Тренировочные упражнения на канве
Упражнения в правильном выполнении трудовых приёмов при выполнении креста или полу креста ,соблюдая технику безопасности (на выбор учащихся).
Контроль со стороны педагога за правильностью выполнения трудовых приёмов.
Самоконтроль.
6. Итог занятия.
Педагог проводит обсуждение результатов занятия, даёт оценку тренировочным упражнениям с показом лучших работ.
Рефлексия - «Ваше впечатление об уроке».
Педагог благодарит учащихся за работу на занятии.
7. Выставка работ.

Самоанализ открытого занятия.
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, рассказать об особенностях вышивки крестом. Развивать интерес к этому виду рукоделия. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, уважение к русским народным традициям.
Были поставлены следующие задачи:
Образовательная — ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки; ознакомить с методами и видами вышивки крестом.
Развивающая — продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе, развивать воображение эстетический вкус.
Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и остальных учащихся. Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке.
Планировала работу учащихся на уроке с проявлением следующих качеств:
активность
ответственность
самоконтроль
умение участвовать в диалоге, отстаивая свою позицию
стремление к взаимопониманию.
На занятии была создана личностно – ориентированная ситуация.
Мной были использованы технологии:
личностно - ориентированного обучения
система диалога
игровая, в виде кроссворда
практическая
ИКТ (информационно компьютерная технология, презентация)
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, по парам
Принципы обучения: наглядность, доступность, оптимальное сочетание методов и форм обучения.
Методы обучения: Объяснение, демонстрация наглядного материала, практические упражнения.
Материалы и инструменты: рабочая тетрадь , карандаши, нитки мулине, пяльцы, канва, гобеленовые иглы, схемы рисунков, ножницы.
Оборудование: ноутбук, презентация «Вышивание крестом».
На уроке сформировалась атмосфера доверия и доброжелательности, способствующая проявлению личностных качеств учащихся. Занятие проводила с желанием, учитывая настроение и работоспособность учащихся.


Правила безопасной работы при вышивании
Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.
Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы и после ее окончания.
Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоями ткани.
Вколотые в изделие булавки должны быть направлены острием в одну сторону. Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать наперсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина ее должна быть не более 50 см, если она шерстяная - не более 40 см.

Санитарно-гигиенические условия для вышивания
Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30 минут. Еще лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.
Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.