Открытый урок посвященный празднику Наурыз
Тема: Наурыз мейрамы
Цель:
Формирование казахстанского патриотизма, миролюбия, толерантности, углубление и расширение знаний и представлений учащихся об основных исторических вехах в истории Родины.
Развитие творчества и инициативы.
Воспитание гордости за свою страну, свой народ.
Техническое обеспечение: Мультимедийный компьютер, интерактивная доска.
Программное обеспечении: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Интерактивный режим. Презентация «Наурыз мейрамы».
Оформление кабинета: символы РК, эскизы национальных костюмов, проекты учащихся об истории народностей, населяющих Казахстан.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Вступительное слово:
Учитель:
Людей кто в исламе, и кто в православии –
Согрела ты всех материнским теплом
Здесь столько этнических групп в равноправии!
Родной Казахстан – наш Отеческий дом!
Нельзя быть человеком,
не будучи созданием той или иной культуры.
М. Элиадэ.
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы все находимся в преддверии великого праздника Наурыз.
Наурыз - это главный праздник в году как у казахов, так и у многих народов Азии, отмечаемый уже более пяти тысяч лет. Наурыз - это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.
Иначе Наурыз у казахов называют "Улыстын улы куни", что в переводе на русский означает "Великий день народа".
По мифологическим представлениям казахов накануне дня праздника Наурыз по земле ходит счастье, поэтому ночь, накануне праздника называли ночью счастья. Наурыз - это день, когда на земле устанавливается добро.
Наурыз учит людей уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
Наурыз - праздник единства всех людей на Земле, праздник гармонии, света и добра!
На интерактивной доске демонстрируется видеоролик - звучит песня «Наурыз» в исполнении Розы Рымбаевой.
Основная часть.
Позвольте перейти к основной части нашего мероприятия и окунуться полностью в наш праздник!
Учитель: в зале присутствуют 4 команды – команда 6 А, команда 6 Б, команда 6 В и команда 6 Г класса. Ребята, вам дается минута на то, чтобы вы дали название своей команде. А следить за игрой будет наше компетентное жюри. В составе Жюри: Романюк Т. Г., Сурначева С. В., Спринчак О. В. Жюри не только будет следить за игрой и выставлять баллы.
Теперь можно начинать нашу игру. Всем удачи!
Своя игра
Условия игры:
В игре принимают участие 4 команды. Их основная цель отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждой команды на счету 0 очков. Суть игры заключается в том, что 4 команды отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Команды поочередно дают ответы. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды. Если команда дает неправильный ответ, то в этом случае другая команда имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает та же команда, которая выбирала и предыдущий.
Кроме обычных вопросов имеются два специальных вопроса – «Кот в мешке». Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот член команды, которому подбросили «Кота». Если игрок отвечает, то очки команды удваиваются. Если не отвечает, то очки команды уменьшаются в двое.
Народные песни инструменты
100
200
300
400
500
Традиции и обычаи
100
200
300
400
500
История РК
100
200
300
400
500
Где эта улица,
где этот дом?
100
200
300
400
500
Национальная
одежда
100
200
300
400
500
Казахская
кухня
100
200
300
400
500
Быт казахского
народа
100
200
300
400
500
Вопросы:
Традиции и обычаи
1. От чего освобождались все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности,? (повседневных обязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх.)
2. Что дарили по существующей традиции в этот день мудрые старейшины аксакалы обществу? Слово-благословение.
3. Древние тюрки – предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Если же не было обновки, что тогда надевали в праздник? (то ходили просто в чистой и опрятной одежде.)
4. В руках у каждого, кто проходил между кострами, были уже заранее приготовленные факелы, которые зажигались от огня этих костров? Для чего зажигали факелы?( ими изгоняли злых духов.)
5. В полдень жители всего аула собирались на открытом месте вблизи селения и устраивали праздничный достархан. На установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо "бель-котерер", что означает "выпрямляющий стан"? почему для блюда использовали именно мясо быка? (бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость.)
История РК
Что олицетворяют мифические скакуны – тулпары на гербе РК? ( олицетворение отваги, воли к победе, стремления к светлой мечте)
Назовите год, когда Казахстан стал независимым государством (1991)
Кто является композитором Государственного гимна РК? ( Шамши Калдаяков)
4. В какой день все казахстанцы празднуют день Первого президента?(1 декабря)
5. С какого года Наурыз объявлен государственным праздником. (С 2001)
«Где эта улица, где этот дом?»
1. Что это за здание и где оно расположено? (Ак-орда резиденция Президента Республики Казахстан. Расположена на левом берегу реки Ишим в столице Казахстана Астане, в начале Водно-Зелёного бульвара, в трёхстах метрах от монумента столицыБайтерек )
2. Назовите город, где располагается этот памятник и кому он посвящён? (Памятник находится в городе Алматы, в парке 28-ми героев -панфиловцев. Посвящен Панфиловский дивизии, сражавшейся за Москву в ВОВ.)
3. Что это за архитектурный объект и в каком городе он находится? (Ледовый дворец «Караганды-Арена», располагается в г. Караганда)
4. Это г. Караганда в середине 50-х годов. Посмотрите внимательно и скажите, что сейчас располагается с левой стороны фотографии? (Сейчас слева на фото располагается Казахский драмтеатр им. Сейфуллина.)
5. Этот город вам хорошо знаком. Назовите перекрёсток улиц, которые изображены на фото и что располагается рядом с этим зданием.(Это пересечение проспекта Ленина и улицы Чкалова в Сарани. Напротив - ДМЦ, слева- магазин « Салем»).
Национальная одежда.
1.Праздничный головной убор невесты?(Саукеле)
2.Мужской халат из шелка и сукна ? (Шапан)
3. Мужской распространенный головной убор ? (Колпак)
4.Высокие мужские кожаные сапоги? (Саптама)
5. Головной убор казахских женщин ,обычно надевающие после рождения детей? (Кимешек)
Казахская кухня:
1. Напиток приготовленный из молока кобылицы? (Кумыс)
2. Что такое куырдак? (Блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей, жаренные в масле с добавлением специй)
3. Напиток приготовленный из молока верблюдицы?(Шубат)
4. Что варят почетным гостям? (Бешпармак)
5. Назовите самое главное угощение во время празднования наурыз,состоящее,как правило,из 7 компонентов? (Наурыз-коже)
Быт казахского народа .
1.Традиционное жилище казахов ? (Юрта)
2. Что такое кебеже? (Разновидность сундука)
3. Особо почитаемые животные в казахском народе? (Лошадь, верблюд, овца и корова)
4. Кошма в праздничной юрте с узорчатой аппликацией? (Сырмак)
5. Сумка для посуды ,используемая предками казахов при кочевке?(аяккап)
Национальные песни и инструменты:
1. Как называется песенное соревнование? (айтыс)
2. Певец –импровизатор,поэт,народный певец-сказитель?(акын)
3. Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Коркыт ата? (Кобыз)
4. Песня с которого начинается праздник?(Тойбастар)
5. Песня,которую поют все присутствующие на свадьбе,для молодых,во время свадебной церемонии? (жар-жар)
Подведение итогов
Наша игра завершена. Жюри подсчитает баллы и огласит результаты.
Слово жюри.
Учитель: Всех благодарю за восхитительную игру. Все молодцы!
Для всех и каждого из нас
Пусть улыбнется день сейчас,
Успешным станет пусть весь год,
Пускай с добром он к нам придет!
В этот праздничный день от всей души желаем вам крепкого здоровья, семейного благополучия, добра и счастья! Пусть Наурыз дарит каждому из нас надежду на лучшее. Примите самые сердечные поздравления с прекрасным Наурыз мейрамы!!!
Заключение
Всего доброго! До новых встреч!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
ГОРОДА САРАНИГУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АКИМАТА ГОРОДА САРАНИ
Классный час на тему:
«Наурыз мейрамы»
Провела:
учитель истории КГУ СОШ №1
Кочетова М. С.
Сарань - 2014
15