Урок самопознания 2 класс Добротой себя измерь


План урока самопознания
Урок№9
Тема: Добротой себя измерь.
Ценность: внутренний покой.
Качества:добрые мысли, стремление не сердиться,праведная жизнь.
Класс:2
Количество учащихся:
Цель: расширить представления учащихся о доброте черезобщечеловеческую ценность «внутренний покой».
Задачи:
1. Раскрытьсмысл понятий«добрые мысли», «стремление не сердиться», «праведная жизнь».
2.Развивать стремление к духовно-нравственному совершенствованию, основанное на понимании добрых мыслей, слов и поступков;
3.Воспитывать стремление к праведной жизни, потребность дарить добро. Ресурсы
Ход урока:
Организационный момент. Позитивный настрой.
Концентрация на Свет.
Учитель:Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче и выходит за пределы вашего тела. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду…
Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Поговорим.
Учитель:Спасибо, что вы выполнили мою просьбу, успокоились. Это очень важно.
Вопросы…
На кого вы направили свет?
Что вы сейчас чувствуете?
Обрели ли вы внутренний покой? Звучит спокойная музыка.
Проверка домашнего задания:
Коллаж «Цветок пожеланий».
Покажите свои «Цветки пожеланий». Какие цвета вы выбрали, чтобы их раскрасить? Почему?
Какие добрые пожелания вы написали своим близким и друзьям?
Что вы пожелали себе?
Что вы чувствовали, когда записывали добрые пожелания окружающим? У учащихся – рисованный коллаж.(Тетрадь ученика, с.33, задание 3) Опросить выборочно, по желанию учеников.
Позитивное высказывание (цитата).
Добрые дела сердце греют. (Казахская пословица) Вопросы для обсуждения:
- Почему так в народе говорят? 
Что человек испытывает, когда делает добро?
Когда вы делаете добрые дела, вам это нравится? Что вы при этом чувтвуете?
Как вы думаете, эти чувства: радость, удовлетворение- могут привести человека к душевному покою?
Давайте хором прочитаем ещё раз эту замечательную казахскую пословицу. А теперь прочитаем хором по рядам.  Цитата записана на доске.
Рассказывание истории.Подарок от учителя.
«Жил был один богач. Все у него было но- не было счастья. Однажды ночью он проснулся, и почувствовал, что жизнь его пуста и никчемна. Служил ему старый слуга. В этот день богач был не в духе и выгнал старого слугу. Вышел слуга за ворота и заплакал, потому что некуда ему было идти.
Вдруг услышал богач, что его слуга разговаривает с кем-то и смеется. Выглянул богач в окно и увидел странника, который говорил слуге:
- Можешь жить в моей хижине, сколько хочешь. Возле хижины есть сад, который прокормит тебя.
Слуга долго благодарил странника, а потом ушел, радостно напевая.
- Странник, неужели тебе не жаль отдать свою хижину незнакомцу? – удивился богач.
- Нет, радость бедного старика стоит гораздо больше, чем моя хижина, а счастья, которое я получил, увидев эту радость, не купишь ни за какие деньги, - ответил странник».
Вопросы для обсуждения:
О чем эта притча?
Почему богач выгнал слугу из своего дома?
Почему странник пустил слугу в свою хижину и сказал, что он может там жить, сколько хочет?
Какими качествами обладает странник? (Добрый, щедрый, бескорыстный, чуткий и отзывчивый)
Как вы думаете, кто счастливее: странник или богач? Кто из них уже обрел внутренний покой?
Чему вы научились из притчи?
Испытывали ли вы когда-нибудь счастье из-за того, что помогли другому человеку?
Вывод:Ребята, когда человек осознает истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе расцветают благоуханные цветы внутреннего покоя. Источник: открытые интернет-ресурсы.
Творческая деятельность, групповая работа.
Дети разделены на группы.
– Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, лепестки которого исполняют разные желания? Кто ее автор?
Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».
У. На исполнение каких желаний потратила Женя лепестки?
- Кому и как помогла девочка в этой сказке?
- Как вы думаете, после исполнения какого желания Женя по-настоящему обрадовалась, получила душевное удовлетворение?
- А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка?
Дети обсуждают в группе, рисуют на лепестках.
- Придумайте названия своим цветкам. (Н-р, «Цветок доброты (заботы, щедрости, чуткости, сострадания)» и др.)
Обсуждение.
Каждая группа рассказывает, на что потратила бы лепестки волшебного цветка и почему.
- Ребята, что вы почувствуете, когда ваши добрые желания исполнятся?
- В каждом из вас, ребята, есть искорка доброты. Она как маленькое солнышко, освещает всё вокруг, согревает, делает людей счастливыми. Человек, живущий по законам милосердия, сострадания , доброты, совершает хорошие поступки. И мир становится светлее. Мир держится на душевном тепле.  Три цветика-семицветика (для каждой группы);лепестки по размеру примерно на половину листа, такие, чтобы на них можно было рисовать;фломастеры.
Групповое пение.
«Дорога добра» Ю. Энтин
Спроси у жизни строгой,Какой идти дорогой?Куда по свету беломуНаправиться с утра?Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.
Оставь свои заботы,Падения и взлеты,Не хнычь, когда судьба ведетсебя не как сестра,Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда идиДорогою добра.
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра! Текст песни,мелодия.
Домашнее задание.
Придя домой постарайтесь сделать добрые поступки. И напишите в тетради, что вы почувствовали, когда сделали добро. Опишите свои ощущения. Заключительная минута тишины.
- А теперь подумайте о том, что мы сегодня делали на уроке. Вспомните всё, о чем мы говорили.
Тема сегодняшнего урока: Добротой себя измерь.
Мы выучили казахскую пословицу. Давайте произнесем ее вместе спокойным голосом: «Добрые дела сердце греют».
Притча научила нас стремиться к праведной жизни, доброте в мыслях и поступках.- Послушайте:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Делайте добрые дела, думайте о хорошем, будьте терпимы к окружающим,и в ваших сердцах вырастет сад доброты.