Учебно-исследовательская работа Исследование влияния стресса на организм человека
Городская научно-практическая конференция старшеклассников
«В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово»
Учебно-исследовательская работа
Исследование влияния стресса на организм человека
Автор: ученица 10 класса
Хохлова Полина
Руководитель:
Селянгина Анна Николаевна,
учитель химии
529971015113000
265112535179000596900035179000г. Черемхово, 2015 г.
5828665-39751000СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ
1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5
1.2. Виды стресса…………………………………………………………...………8
1.3. Компоненты стресса…………………………………………………………..9
1.4. Воздействие стресса на организм человека…...……………………………10
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….......11
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА
2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….…14
2.2. Описание результатов проведенных опытов………………………………...14
2.3. Определение влияния стресса на организм…………………………………15
2.4. Определение стрессоустойчивости учителей и учащихся………………….17
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….21
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.
Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность нашей работы.
Объект исследования: состояние стресса.
Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.
Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм человека.
Задачи исследования:
изучить теоретические источники по проблеме исследования;
выяснить влияние стресса на организм человека;
провести исследование действия стресса на организм человека;
определить признаки проявления психологического и физиологического стресса.
Гипотеза исследования:
Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
В исследовании применялись следующие методы:
анализ литературных источников;
наблюдение;
эксперимент;
анкетирование.
В теоретической части мы попытаемся систематизировать материал об истории появления стресса, видах и компонентах стресса, а также реакции организма на стрессовую ситуацию. А во второй части представлено описание методики проведения исследования о влиянии стресса на организм человека.
Ценность данной работы заключается в организации экспериментальной работы по определению стресса среди учащихся и педагогов.
Практическая значимость работы: популяризация информации о проявлении признаков стресса чтобы уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА
1.1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.
Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие - вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.
Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека [2? 3?7](см. табл. 1).
Таблица 1
Ф.И. ученого,
изучающего стресс Значение исследований
Ф. П. Ведяев На основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что “ключевой системой” мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.
К. В. Судаков Определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других - к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
А. М. Мамедов С помощью кросс-корреляционного анализа ЭЭГ-ритма различных образований мозга он обнаружил, что при болевом стрессе в ЦНС, прежде всего, появляются сдвиги во взаимодействии между пейсмекерными структурами болевой мотивации и проекционной областью коры, а затем (в определенной последовательности) и между подкорковыми структурами.
А. В. Вальдман При исследовании влияния различных фармакологических агентов на эмоциональный стресс обнаружил увеличение содержания 17-ОКС в плазме при стрессе. Установлено, что усиление секреции 17-ОКС коррелирует с “эмоциональностью” реакции, вызванной раздражением подбугорья, поскольку “неэмоциональные” и двигательные реакции не сопровождались увеличением уровня 17-ОКС в крови. В дозах, подавляющих агрессивность, галоперидол облегчал гормональные изменения, сопровождавшие ЭС, тогда как метамизил предупреждал усиление секреции кортикостероидов.
В. В. Давыдов Обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.
Л. И. Какурин Показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.
М. И. Митюшов В многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.
Е. А. Громова На основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.
Г. И. Косицкий Детально изучил роль нервной системы в развитии неспецифической резистентности. На большом экспериментальном материале с применением глубокого наркоза или добавочных неспецифических раздражителей авторы показали, что подавление развития воспалительно-некротического процесса при отмораживании, аллергических реакциях, адреналиновом отеке не зависело от увеличения секреции коры надпочечников. Факты, приведенные ими, свидетельствуют о важной роли доминанты, то есть возникновения местного фокуса повышенной возбудимости нервной системы, в предупреждении развития указанных патологических процессов.
Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.
[http://www.edu-psycho.ru/problema-stressa-v-psihologii.html].
1.2. Виды стресса
По мнению Бабского Е . Б. стрессы делятся на:
-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),
- эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),
- кратковременные и долгосрочные (острые и хронические) (см. табл. 2).
Таблица 2
Виды стрессов
Вид стресса Характеристика стресса Проявления
Физиологический Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки). сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются
Психологический Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными. формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания
Информационный Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления). негативные эмоции, развитие чувства тревоги
Эмоциональный положительный стресс (эустресс) Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается. мобилизует организм
Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс) Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни. Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.
Острый (кратковременный) Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта. Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство
Долговременный Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.) Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение, аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема
1.3. Компоненты стресса
По данным Мишина Г. И. состояние стресса имеет 2 компонента:
- стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события);
- стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс.
Учеными выделены следующие виды стрессоров [ 8] (см. рис. 1):
Рис. 1. Виды стрессоров
183197517145Стрессоры
00Стрессоры
1683385297815Стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять – наши действия, неспособность управлять своим временем, неумение определять приоритеты, трудности в межличностном взаимодействии.
00Стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять – наши действия, неспособность управлять своим временем, неумение определять приоритеты, трудности в межличностном взаимодействии.
3916045297815События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы – беспокойство за будущее, переживание по поводу прошлых событий, неправильная трактовка текущих событий; на оценку событий влияют больше установки личности, чем реальные факты.
00События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы – беспокойство за будущее, переживание по поводу прошлых событий, неправильная трактовка текущих событий; на оценку событий влияют больше установки личности, чем реальные факты.
-283845297815Стрессоры, которые нам неподвластны – налоги, цены, погода, правительство, привычки и характеры других людей и т.д.
00Стрессоры, которые нам неподвластны – налоги, цены, погода, правительство, привычки и характеры других людей и т.д.
267208038100003352800381000010134603810000
1.3.Реакция на стресс
По данным Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. по-разному могут реагировать на один и тот же стресс мужчины и женщины в силу своих физиологических особенностей. Реакция зависит от особенностей нервной системы человека. У одних людей наблюдается пассивность, дезорганизация деятельности, общее торможение, у других наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности [10].
В исследованиях Ротенберга А.С. и Аршавского В.В. отмечается, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Хуже переносят стрессы пожилые люди, вплоть до инфарктов и инсультов, а также дети и подростки. После кратковременного стресса организм быстрее восстанавливается (особенно после положительного), а долгосрочный (или затяжной) приводит к истощению организма [10].
Американские ученые Холмс и Рей предложили шкалу стрессовых ситуаций, которая помогает человеку оценить уровень стресса [10 ] (см. табл. 2).
Таблица 3
Событие Шкала Событие Шкала
Начало формы
Смерть близкого родственника (супруга) 100 Развод 73
Раздел имущества 65 Смерть члена семьи 63
Тюремное заключение 63 Болезнь или травма 53
Свадьба 50 47
Пенсия 45 Примирение с супругом 45
Болезнь члена семьи 44 Беременность 40
Проблемы с сексом 39 Рождение ребенка 39
Перестановки на службе 39 Изменение финансового положения 38
Смерть друга 37 Смена работы 36
Смена должности на работе 35 Долг выше 10 000 $ 31
Отдача собственности под залог 30 Увеличение ответственности на работе 29
Разлука с детьми 29 Неприятности с законом 29
Значительные личные достижения 28 Окончание школы 26
Супруг начал или бросил работать 26 Изменение условий жизни 25
Проблемы с начальством 23 Переезд 20
Смена школы 20 Смена личных привычек 20
Смена развлечений 19 Смена религии 19
Изменение в сфере социальной активности 18 Долг ниже 10 000 $ 17
Изменение продолжительности сна 16 Изменение привычек в еде 15
Изменение числа друзей дома 15 Отпуск 13
Рождество 12 Незначительное нарушение закона 11
При анализе табл. 3 можно сделать вывод о том, что самыми стрессовыми ситуациями являются: смерть близкого родственника, тюремные заключения, смерть члена семьи, развод, раздел имущества.
1.4. Воздействие стресса на организм человека
Под воздействием стрессора в организме человека. Происходят изменения, влияющие на качество жизни человека (см. табл. 3).
Таблица 4
Системы человека Изменения в системе под влиянием стресса
Система органов обоняния, зрения и слуха Ухудшается зрение.
Нервная система Если человек систематически подвергается глубокому стрессу и не успевает восстановиться, то со временем может появиться заболевание нервной системы (невроз), которое служит причиной огромного количества заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта, инсульта, язвы, гипертонии.
Сердечно-сосудистая система Увеличивается количество сердечных сокращений, повышается кровяное давление.
Мочевыделительная система Нарушается деятельность почек.
Пищеварительная система Потеря аппетита, лишний вес.
Эндокринная система Нарастает содержание глюкозы в крови. Происходит выброс адреналина в кровь.
Мышечная система Мышечный тонус.
Иммунная система В крови увеличивается число лимфоцитов, призванных ликвидировать микробы, вирусы, поврежденные клетки,
Дыхательная система Одышка, астма.
Репродуктивная система женщины могут испытывать сбой менструального цикла, а мужчины – преждевременное семяизвержение, затруднение эрекции и импотенцию.
Скелет человека Проблемы спины и шеи.
В результате анализа табл. 3 можно сделать вывод о том, что под влиянием стресса изменения происходят во всех системах человека.
Выводы
Стресс – это ответ организма на любое, предъявленное ему требование, который представляет собой напряжение всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов для приспособления к изменившейся ситуации; это – механизм регуляции отношений организма со средой;
Положительный стресс, а также кратковременный (эустресс) не оказывает негативного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности;
Многие начальные негативные изменения в организме, возникшие под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы.
Сильные и продолжительные стрессы приводят к различным заболеваниям. Причем многими этими болезнями страдают дети, уровень общей заболеваемости которых за последние десять лет увеличился в 1,5 раза.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА
2.1. Описание методики выявления стрессов
В данной работе мы стремимся выявить влияние стрессов на работу систем человеческого организма. Для выявления результатов стрессоустойчивости, был выбраны три методики работы:
Цель эксперимента: выявить влияние стрессов на организм человека и работу его систем.
Время проведения эксперимента: март-апрель 2015г.
Место проведения эксперимента: МОУ Школа №8.
Эксперимент проводила: Хохлова Полина.
Для достижения цели исследования нами проведена работа по следующим направлениям:
наблюдение;
эксперимент;
анкетирование.
2.2. Описание результатов проведенных исследований
Используя метод наблюдение, мы попытались определить признаки проявления стресса при действии на организм разных стрессоров.
Таблица 5
Наблюдение за поведением людей в стрессоопасных ситуациях.
Испытуемый Стрессор Признаки проявления стресса
Мужчина шестидесяти лет. Футбольный матч. (Любимая команда проиграла) Во время матча: раздражительность, невнимательность, расширение зрачков.
Плохая новость. Ступор, несвязная речь, длительная молчаливость, (загруженность) движения становятся более резкими, учащенное сердцебиение, повышенное кровяное давление.
Хорошая новость Учащенное сердцебиение, ободрение и прилив энергии, продуктивная работоспособность.
Дети начальных (младших) классов. Подвижные игры на перемене. Сбитое дыхание, учащенное сердцебиение, сбитое дыхание, невнимательность и не сосредоточенность.
Вывод: Проведя анализ признаков проявления стресса, мы сделали вывод, что при действии стрессора на организм появляются внешние признаки.
2.3. Определение влияния стресса на организм
Для того чтобы выяснить влияние психологического и физиологического стресса на организм человека, мы отобрали группу учащихся 9,11 классов.
Цель эксперимента: выявить влияние психологического и физиологического стресса на организм человека.
Время проведения эксперимента: март-апрель 2015г.
Место проведения эксперимента: МОУ Школа №8.
Эксперимент проводила: Хохлова Полина.
Количество респондентов: 48 человек.
Возраст респондентов: 14-17 лет.
Исследование 1. Влияние физиологического стресса на организм человека.
Цель эксперимента: выявить влияние физиологического стресса на организм человека.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Порядок выполнения работы:
Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти.
Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин.
Подсчитайте число ударов пульса в положении сидя.
Подсчитайте число ударов пульса в положении стоя.
Подсчитайте число ударов пульса после 10 приседаний.
Результат опыта (см. табл. 6):
Таблица 6
Подсчет ударов пульса при покое и после физической нагрузки.
Число пульсовых ударов в 1 мин
при покое после 10 приседаний
в положении сидя
в положении стоя В среднем: от 65-78 В среднем: от 78-89 В среднем: от 98-120
При анализе табл. 6 можно сделать следующий вывод: скорость пульса увеличивается, если увеличивается нагрузка, потому как происходит затрата энергии.
Исследование 2. Влияние психологического стресса на организм человека.
Цель эксперимента: выявить влияние психологического стресса на организм человека.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Порядок выполнения работы:
1. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти.
2.Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. до начала урока.
3. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. после того, как вам сообщили о написании контрольной работы без предупреждения.
Результат опыта (см. табл.7):
Таблица 7
Подсчет ударов пульса при покое и после изменения эмоционального состояния.
Число пульсовых ударов в 1 мин
До урока Вовремя урока
В среднем: от 60-100 В среднем: от 100-125
При анализе табл. 6 можно сделать следующий вывод: скорость пульса увеличивается, т.к. произошли изменения эмоционального состояния.
2.4. Определение стрессоустойчивости учителей и учащихся
Для оценки влияния стресса и выявления факторов, вызывающих стресс (стрессоров) были выбраны группы учеников (из 10 и 11 класса) и учителей.
Учащиеся 10 класса были выбраны в качестве респондентов, так как учеба в 10 классе – это своеобразный «отдых» после напряженных экзаменов в 9 классе и подготовка к учебе в выпускном 11 классе. Одиннадцатиклассники с начала учебного года находятся под «прессом» предстоящих экзаменов и дальнейшего поступления в средние и высшие учебные заведения. Для более точного сравнения стрессоров учеников и учителей, были выбраны учителя, работающие в 10 - 11 классах (анкета см. приложение).
Результат анкеты (см. табл. 8):
Таблица 8
Факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся 10 – 11 класса.
Стрессоры Учителя (%) Учащиеся 11 класса (%) Учащиеся 10 класса (%)
Напряженность труда 40 61 40
Нехватка времени 60 88 70
Монотонность труда 0 79 82
Отсутствие творческого вдохновения 20 45 56
Неудовлетворенность правами, обязанностями 80 76 70
Неудовлетворенность трудом 25 58 60
Ощущение своей бесполезности 20 40 35
Бремя ответственности 95 70 30
Конфликты с сотрудниками/одноклассниками 40 60 50
Напряженность в семейных отношениях 20 80 75
Плохое самочувствие 40 72 60
Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно 20 60 70
Всеобщая атмосфера напряженности 100 80 50
Постоянное ощущение раздражительности 40 60 35
Замкнутость, зацикливание на своих проблемах 20 42 15
Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ 65 89 40
Как видно из табл.8, учителя назвали стрессорами нехватку времени, неудовлетворенность своими правами и обязанностями, бремя ответственности за себя и детей, атмосферу напряжения в коллективе. Ученики 11 классов озабочены нехваткой времени, монотонностью своего учебного труда, бременем ответственности перед предстоящими учебными испытаниями, напряженностью в семье, обязательной сдачей ЕГЭ, напряженностью в семье - отсюда плохое самочувствие. Ученики 10 класса пока мало озабочены выпускными экзаменами, они жалуются на нехватку времени, монотонность учебного труда, напряженность в семье, неудовлетворенность правами и обязанностями и необходимость делать то, что совсем не нравится.
Таблица 9
Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения.
Стрессоры Учащиеся 11 класса (%) Учащиеся 10 класса (%)
Ужасно, если я не нравлюсь другим 75 80
Если я ошибаюсь, значит, я - плохой 60 50
Я должен всегда добиваться своей цели 90 75
У меня все должно получаться легко 75 60
Я не должен показывать своих чувств 65 60
Взрослые должны быть безупречны 50 65
Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать 50 50
Существует всегда только один правильный ответ 65 50
Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше 90 75
В том, что я несчастен, виноваты мои родители 70 80
По данным табл.8 стрессорами чаще всего являются факторы, на которые повлиять и исправить самостоятельно невозможно (например, изменить взрослых, родителей, желание нравится всем). Поскольку многим старшеклассникам свойственен юношеский максимализм, то в этом возрасте необходима моральная поддержка и помощь взрослых для преодоления стрессовых ситуаций.
Таблица 9
Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации учителей.
Степень сопротивляемости стрессу Баллы, %
Высокая 150-190 баллов, 26 %.
Пороговая 200-270 баллов, 43 %.
Низкая (ранимость) 300 и более, 17 %.
По данным табл.9 можно сказать, что учителя набравшие 150 баллов подвержены каким – то заболеваниям; учителя набравшие от 200 баллов скорее всего уже испытывают угнетенность организма; сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. человеку грозит психосоматическое заболевание, поскольку это близко к фазе нервного истощения.
ВЫВОДЫ
В результате проведенных опытов нами подтверждены теоретические положения о влиянии стрессов на жизнеспособность человеческого организма.
Мы сумели доказать, что физиологический и психологический стресс влияет на состояние организма.
Учителя и старшеклассники школы в разной степени подвержены стрессу и должны научиться смягчать большие и маленькие кризисы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕНаша работа посвящена изучению влияния стресса на организм человека. Мы проанализировали теоретические положения об истории появления стресса, о видах и компонентах стресса, а также о реакции организма на стресс. В своей работе мы предприняли попытку провести исследование по определению физиологического и психологического стресса на организм человека. При проведении исследования сделаны выводы о том, что любой организм подвержен стрессу, что можно определить по состоянию организма. Главное научиться определять, как противостоять стрессовой ситуации.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась, т.к. если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.
Цель нашей работы достигнута - мы выяснили влияние стресса на организм человека.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабский Е . Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1992.
2. Васильев В.Н., Чугунов В.С. Симпатико-адреналиновая активность при различных функциональных состояниях человека. М., Медицина, 1996.
3. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М., Высшая школа, 1994.
4. Горизонтов П.И., Белоусова О.И., Федотова М. И. Стресс и система крови. М., Медицина, 1983.
5. Карпман В. Л. Тестирование в спортивной медицине. М., ФиС., 1988.
6. Китаев-Смык Л.А . Психология стресса. М., Наука, 1983.
7. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М., Медицина, 1988.
8. Мишин Г. И. Три причины стресса. М., 1990.
9. Попова Л. М. Стресс жизни понять, противостоять и управлять им.М., 1994.
10. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса. М., ФиС., 1990.
11. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать. М., Медицина, 1990.
12. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. М., Наука, 1998.
13. Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром воздействии стресс факторов. М., 1996.
14. Чирков Ю. Г. Стресс без стресса. М., ФиС., 1988.
15. Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс, природа и лечение. – М., Медицина, 1995.
Приложение 1
Анкета «Факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся 10 – 11 класса».
Цель: Выявить факторы, вызывающие стресс у учителей и учащихся.
Инструкция: Учителям и ученикам было предоставлено выбрать стрессоры, оказывающие влияние на их психологическое состояние и формирование стресса.
Напряженность труда.
Нехватка времени.
Монотонность труда.
Отсутствие творческого вдохновения.
Вынужденная бездеятельность.
Несогласованность планов.
Неудовлетворенность правами, обязанностями.
Неудовлетворенность трудом.
Ощущение своей бесполезности.
Бремя ответственности.
Неблагоприятные ситуации на работе.
Конфликты с сотрудниками.
Напряженность в семейных отношениях.
Неприятности с родственниками.
Неудовлетворенность должностью.
Трудности во взаимоотношениях с руководством.
Плохое самочувствие.
Необходимость делать не то, что нравиться, а то, что нужно.
Всеобщая атмосфера напряженности.
Ощущение постоянного недосыпания.
Постоянное ощущение раздражительности.
Плохое материальное положение.
Отсутствие уважения со стороны окружающих.
Замкнутость, зацикливание на своих проблемах.
Обязательная сдача экзамена в форме ЕГЭ.
Приложение 2
Анкета «Причины стресса у подростков и наиболее частые иррациональные убеждения».
Цель: Выявить причины стресса у старшеклассников.
Инструкция: Старшеклассникам предложено проранжировать предложения по мере значимости для себя от 1 до 10.
1. Ужасно, если я не нравлюсь другим.
2. Если я ошибаюсь, значит, я - плохой.
3. Я должен всегда добиваться своей цели.
4. У меня все должно получаться легко.
5. Я не должен показывать своих чувств.
6. Взрослые должны быть безупречны.
7. Мир должен быть справедливым и добрым, а плохих людей нужно наказывать.
8. Существует всегда только один правильный ответ.
9. Лучше избегать выбора, чем рисковать остаться в проигрыше.
10. В том, что я несчастен, виноваты мои родители.
Приложение 3
Анкета «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге»
Цель: Определить стрессоустойчивость и социальную адаптацию учителей.
Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте - среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
№ Жизненные события Баллы
1. Смерть супруга (супруги). 100
2. Развод. 73
3. Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. 65
4 Тюремное заключение. 63
5 Смерть близкого члена семьи» 63
6. Травма или болезнь. 53
7. Женитьба, свадьба. 50
8. Увольнение с работы. 47
9. Примирение супругов. 45
10. Уход на пенсию. 45
11. Изменение в состоянии здоровья членов семьи. 44
12. Беременность партнерши. 40
13. Сексуальные проблемы. 39
14. Появление нового члена семьи, рождение ребенка. 39
15. Реорганизация на работе. 39
16. Изменение финансового положения. 38
17. Смерть близкого друга. 37
18. Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. 36
19. Усиление конфликтности отношений с супругом. 35
20. Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). 31
21. Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. 30
22. Изменение должности, повышение служебной ответственности. 29
23. Сын или дочь покидают дом. 29
24. Проблемы с родственниками мужа (жены). 29
25. Выдающееся личное достижение, успех. 28
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе). 26
27. Начало или окончание обучения в учебном заведении. 26
28. Изменение условий жизни. 25
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. 24
30. Проблемы с начальством, конфликты. 23
31. Изменение условий или часов работы. 20
32. Перемена места жительства. 20
33. Смена места обучения. 20
34. Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. 19
36. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. 19
36. Изменение социальной активности. 18
37. Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). 17
38. Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. 16
39. Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. 15
40. Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). 15
41. Отпуск. 13
42. Рождество, встреча Нового года, день рождения. 12
43. Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). 11