Конспект урока самопознания Добротой себя измерь
Тема: Добротой себя измерь.
Класс: 2 класс.
Цель: углубление представления учащихся об общечеловеческой ценности «доброта».
Задачи:
• побуждать учащихся к осознанному стремлению быть добрым, к осознанию собственной внутренней позиции;
• развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации, делать выводы, учить детей выделять нравственную сторону в поступках героев произведений;
• воспитывать внимательное отношение к окружающим;
• формировать у учащихся приемы и способы конструктивной и коммуникативной видов деятельности.
Ресурсы: иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит», карточки с пословицами, реквизит для инсценировки: платок, сумка (для бабушки), карточки с описанием ситуаций для обсуждения, листы для творческой работы, фломастеры, фонограмма песни «Доброта».
Организационный этап
Тема Слайд 1,2
Круг радости Слайд 3
Ученикам предлагается приветствовать рядом стоящего одноклассника добрыми словами.
Услышать добрые слова приятно – это улучшает настроение.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды!
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети!
Основная часть урока
Проблемная ситуация. Слайд 4
Беседа. Демонстрация иллюстрации к сказке К.И.Чуковского «Доктор Айболит»:
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Вопросы к беседе:
1. Почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? Это значит, если
разбойника под дерево посадить, то он сразу тоже станет добрым? (Айболит добрый, потому что он лечит)
2. Что делает врач, когда он лечит? Ничего себе добрый! Доктор дает горькие лекарства, делает уколы, не разрешает бегать и прыгать, может увезти в больницу…. И после этого вы говорите, что он добрый?
3. Так какого человека можно назвать добрым?
4. Расскажите о самом добром человеке в своей жизни.
Хочу всё знать Слайд 5
Чтение рассказа Л. Н. Толстого (книга «Сборник рассказов для детей»)
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!»
- Что скажете об этом человеке?
- Можно ли заставить человека стать добрым?
Работа с пословицами (в группах)
На столах в произвольном порядке разложены карточки со словами из пословиц. Ученикам необходимо из слов сложить пословицу и объяснить ее значение.
Жизнь дана на добрые дела.
Без добрых дел нет доброго имени.
Добро век не забудется.
Добра желаешь, добро и делай.
За добро добром и платят. Слайд 6
- Какую из данных пословиц можно отнести к рассказу Л. Н. Толстого? - Почему?
Беседа Слайд 7
- Какие вы совершали добрые дела?
- По отношению к вам совершал кто-нибудь добрые поступки?
- Какие чувства вы испытываете, когда сами делаете что-то доброе?
Итак, ребята, давайте вместе с вами сделаем вывод: добрые поступки делают нас и других счастливыми, приносят радость и удовольствие.
Инсценирование «Случай в автобусе»
Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошел молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сиденье. Потом, когда свободных мест уже не осталось, в салоне появилась старушка. Бабушка, молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка?
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?
И он продолжал свой путь, стоя, встав над старушкой как живой укор совести.
Работа по карточкам «+ / -»1. Какой поступок совершил этот парень? (Хороший поступок. Уступил место пожилому человеку.) 2. Почему он это сделал? (Он знает, что пожилым людям надо уступать место в транспорте)
3. Как он это сделал? (Плохо, обидел старушку).
Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это грубо, некрасиво, и ценность его поступка стала так мала.
Учебная информация
Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка» (с. 39 учебника)
Вывод: мало быть добрым, надо еще проявить доброту так, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать надо помощь тактично, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок.
Работа по карточкам «+ / -»Учебная информация
Ученикам предлагается продолжить предложение «Доброта – это…».
Затем чтение информации в учебнике «Самопознание. 2 класс», стр. 40.
Вывод: Доброта – это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.
Разминка
Свети ярче, солнце золотое ( поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг)
Сияй, небо голубое! (руки разводим в стороны)
Дуй, свежий ветерок! (вытягиваем руки перед собой и машем ими)
Расти, маленький тополек! (поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх)
Я дарю вам доброту (прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны)
И улыбку свою! (улыбаемся)
Игра «Угадай добрый поступок» (пантомима)
- Дарим цветы
- Моем посуду
- Моем пол
- Уступаем место
Просмотр мультфильма «Просто так» с остановками
Вывод: добро делается не за что-то, а просто так….
Обобщение
В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Добрый человек любит людей, животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Заключительный этап
Круг «От сердца к сердцу» Слайд 8
Ученики вместе танцуют под песню «Доброта»
Домашнее задание
Каждому ученику предлагается подумать, пофантазировать, на что может быть похоже добро. Нарисуйте рисунок, который можно было бы соотнести с этим словом.
Тема: Добротой себя измерь
Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Сборник рассказов для детей»
Старик сажал яблони.
Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!»
Заполни таблицу
+ -
Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка»
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки!- крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
Продолжи предложение « Доброта – это___________________________________ __________________________________________________________________________»
Домашнее задание
Подумай, пофантазируй, на что может быть похоже добро. Нарисуйте рисунок, который можно было бы соотнести с этим словом.