План — конспект урока по трудовому обучению на тему Моделирование фартука. Оформление выкройки
Конспект урока по трудовому обучению для 5 класса
Класс_____ Дата_____
Тема: Моделирование фартука, подготовка выкройки к раскрою.
Цель:
Обучающая: ознакомить учащихся с приёмами моделирования выкройки передника; проведением подготовки выкройки к раскрою; научить изменять выкройку.
Развивающая: оформлять детали выкройки; развивать творческое мышление; художественный вкус.
Воспитательная: воспитывать интерес к национальной одежде.
Оборудование: образцы изделий различного фасона, образцы отделки для передника (тесьма, вышивка, аппликация, канты.)
Инструменты и материалы: лекала выкроек, цветная бумага, цветные и простой карандаши, линейка, ножницы, клей, чертёж выкройки, копировальная бумага.Основные понятия: моделирование, отделка изделия, линии фасона.
Тип занятия: комбинированное.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка подготовки к уроку.
Назначение дежурных.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся со своими сообщениями о видах фартуков; исторические справки о фартуке, как элементе национальной одежды.
III.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.В беседе с учащимися рассказывают учащимся о современных моделях фартуков. Все эти модели фартуков можно изготовить используя выкройку.
Вспомните, при построении выкройки мы говорили об основных линиях передника.
Назовите основные линии передника.
Покажите основные линии на переднике и манекене.
Какая мерка использовалась при расчёте ширины сетки чертежа? Приведите формулу расчёта. Покажите на чертеже соответствующий отрезок.
Какие мерки используются при расчёте длины передника? Покажите соответствующий отрезок на чертеже.
IV. Изучение нового материала.
Понятие о моделировании выкройки.
Рассказ учителя.
Моделирование - творческий процесс создания нового по внешнему виду швейного изделия путём изменения формы деталей выкроек, а также художественного оформления изделия (вышивкой, тканью другого цвета, аппликацией, тесьмой, кружевом и т. д.). Занимаются этим художники-модельеры.
Из сообщений девочек мы знаем, что наши бабушки, изготавливая фартуки были конструкторами, и модельерами, ведь каждый был уникальным, единственным. Рассмотрим цветные рисунки фартуков.
Изменение выкроек производится в соответствии с фасоном изделия.
Напоминаю, что на основе базисной сетки можно смоделировать большое количество фасонов передников, но одного размера.
А сейчас выполните задание.(раздаю учащимся карточки задания. 1- на бригаду ( коллективная работа) ( приложение)
Хорошо справились с заданием, молодцы!
Работа с дополнительным материалом. А теперь рассмотрим различные модели передников. Что общего в этих моделях и чем они отличаются?
- ответы учащихся.
Итак, одно из отличий - это отделка. Как же можно украсить фартук? Помогите девочки.
- декоративная строчка;
- тесьма, воланы, оборки;
- бейка, вышивка, аппликация, кружево и т. д.
Выбирая отделку для изделия, необходимо помнить, что она должна гармонично сочетаться с деталями изделия и соответствовать его функциональному назначению. Не следует перегружать изделие большим количеством отделки.
Простейшие приёмы моделирования.
Рассказываю о простейших приёмах изменения формы деталей передника: линии низа ( треугольная, овальная), формы карманов( в соответствии с линией низа) и нагрудника.
Работаю возле доски, учащиеся выполняют эту работу в тетрадях, используя лекала в масштабе.
Практическая работа 1. Моделирование передника.
Инструменты и материалы: лекала в масштабе, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.
Последовательность выполнения.
Обвести в тетради контуры лекала передника в масштабе.
Нанести линии фасона.
Обвести контуры выкройки, одновременно перенося их с помощью копировальной бумаги на цветную бумагу.
Вырезать получившуюся выкройку из цветной бумаги.
Наклеить выкройку в тетрадь.
Нарисовать эскиз модели.
Подготовка выкройки к раскрою.
Рассказ учителя.
Важную роль в процессе раскроя играет подготовка выкройки.
Подготовка выкройки, продемонстрированной в соответствии с фасоном, состоит в том, что на каждой детали указывается:
название детали
верх детали
направление нити основы
количество деталей (на парных деталях)
линия сгиба ткани (на симметричных деталях)
величина припусков на шов и подгиб
V. Практическая работа 2.
Моделирование выкройки и подготовка выкройки к раскрою.
Инструменты и материалы: выкройка-основа передника, ножницы, карандаш, линейка, клей (по необходимости)Последовательность выполнения.
Выбрать фасон передника.
Нанести на выкройку-основу передника линии фасона.
Вырезать детали выкройки (передник карман) по новым линиям.
Инструкционная карта №1.
Моделирование передника.
Инструменты и материалы: лекала в масштабе, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.
Последовательность выполнения.
Обвести в тетради контуры лекала передника в масштабе.
Нанести линии фасона.
Обвести контуры выкройки, одновременно перенося их с помощью копировальной бумаги на цветную бумагу.
Вы резать получившуюся выкройку из цветной бумаги.
Наклеить выкройку в тетрадь.
Нарисовать эскиз модели.
Инструкционная карта №2.
Моделирование выкройки т подготовка выкройки к раскрою.
Инструменты и материалы: выкройка-основа передника, ножницы, карандаш, линейка, клей (по необходимости) Последовательность выполнения.
Выбрать фасон передника.
Нанести на выкройку-основу передника линии основы.
Вырезать детали выкройки (передник, карман) по новым линиям.
Подготовить детали выкройки к раскрою.
Написать название деталей.
Обозначить верх детали.
Указать направление нити основы.
На парных деталях (карман) указать их количество.
На симметричной детали (передник) указать линию сгиба.
Указать величину припусков по срезам на швы и подгиб.
VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Работа в парах.
Предлагаю учащимся, сидящим рядом, обменяться построенными выкройками, проверить и прокомментировать работы.
Индивидуальные задания.
Отдельные учащиеся получают карточки с заданиями.
( Варианты заданий в приложении)
VII. Итоги занятия.
Заключительное слово учителя.
Используя несложные приёмы моделирования, можно создавать разнообразные фасоны передников.
VIII. Домашнее задание.
Подготовить к оцениванию учебных достижений по тематическому блоку «Конструирование и моделирование изделия».
Подготовить ткань и изделия для раскроя.
Приложение 1
Задание 1
Дидактический модуль: Пошив и ремонт швейных изделий (6 кл.).
Развивающая цель: Развивать пространственное изображение и мышление, способность создавать эскизы моделей.
Дидактическая цель: Подготовить учащихся к восприятию знаний о разнообразии моделей фартука и об изменении формы деталей.
Инструктаж для учащихся: Сегодня вы должны будите создать собственный эскиз модели фартука для пошива. Вам необходимо знать какой формы могут быть нагрудник, карманы, нижняя часть, а также уметь подобрать детали так, чтобы они гармонировали между собой.
Сейчас вы познакомитесь с некоторыми моделями фартука и потренируетесь вносить изменения в базовую модель. Работа проводится индивидуально по карточкам.
Посмотрите на эскиз фартука и запомните его. Затем мысленно преобразуйте модель в соответствии с указаниями, создав новый зрительный образ, и зафиксируйте его в виде эскиза.
Внести следующие изменения:
Форма нагрудников и карманов овальная. По краю нагрудников и вокруг карманов- узкая оборка. Нижняя часть фартука с закругленными углами.
Приложение 2
Задание 2.
Выявление общего и отличительного в увиденном.
Дидактический модуль: пошив и ремонт швейных изделий. Конструирование и моделирование изделия (6кл).
Развивающая цель: Развивать у учащихся способность выявления общего и отличительного в увиденном, тренировать произвольное внимание.
Дидактическая цель: Дополнить знания учащихся о художественном моделировании изделий из тканей с различными видами рисунков.
Инструктаж для учащихся: Перед вами на учебной таблице даны два рисунка с изображением моделей фартуков. В течении 15 секунд вам необходимо внимательно рассмотреть рисунки. Затем я закрою рисунки и попрошу ответить вас на вопросы.
Вопросы:
1. Что общего в двух изделий?
2. Что отличительного?