Урок самопознания во 2 классе. Тема. Добротой себя измерь.

Урок самопознания во 2 классе. 
Тема. Добротой себя измерь. 
Цель: расширять представления о добром и отзывчивом человеке.  Задачи:  1. формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;  2. развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;  3. воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим. 
Ход урока 
I. Круг радости  Учитель: Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками, и исполнились все ваши желания, а золотая рыбка нам в этом поможет. Встаньте в круг радости. Давайте я первая начну свои добрые пожелания вам:  Желаю счастья и добра  Всем детям с самого утра  (Передаем золотую рыбку по кругу)  Дети:  Я желаю всем здоровья.  Я желаю всем радости.  Я желаю всем солнечного дня.  Я желаю всем веселых игр, добрых друзей  Учитель: Сейчас мы с вами говорили на языке доброты.  Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.  С чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы видите, когда слышите это слово? (Дети записывают в тетрадь: солнце, сердце, улыбка, мама, друг, цветы, дом)  Как вы думаете, что такое доброта? Давайте пофантазируем и представим себе доброту. Как, на ваш взгляд, она выглядит?  Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта это солнце, которое согревает душу человека».  Как вы понимаете эти слова?  А как называют человека, который делает добро другим?  Как вы поймете, что человек добрый?  Умеет СОчувствовать  СОпереживать  Содействовать  Сострадать  Работа по карточке. Задание: Выберите только те слова, которые характеризуют доброго человека. Нарисуйте его.  А вы знакомы с добрыми людьми? Назовите их. (Можно литературных героев)  Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас золотая рыбка приглашает вас в путешествие по страницам учебника, где вы познакомитесь с добрыми людьми.  с. 39. Чтение рассказа В.Осеевой «Просто старушка», ответы на вопросы учебника.  Рассмотрите рисунки. Найдите те, на которых изображены добрые поступки.  Представьте, что вы золотая рыбка. Взмахните хвостиком, сотрите равнодушие и зло с других иллюстраций и скажите, что у вас получилось. (Ответы детей)  Учитель: Ребята, доброе отношение порождает доброту в сердцах. Вы очень понравились рыбке, и она приглашает вас поиграть.  Физ минутка. Придумано кем-то просто и мудро  При встрече здороваться «Доброе утро!»  Доброе утро солнцу и птицам!  Доброе утро улыбчивым лицам!  Доброе утро тебе и мне!  Доброе утро всей нашей земле! (Дети выполняют движения учителя)  Народная мудрость гласит: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается»  А какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?  Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать.  Спешите делать добро.  Жизнь дана на добрые дела.  Лучше потерять глаз, чем доброе имя.  Людей сближает улыбка.  Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.  Добро помни, а зло забывай.  Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.  Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет  Красив тот, кто красиво поступает  Доброе слово лечит, а злое калечит.  Доброго чтут, а злого не жалуют.  Музыкальная минутка. Назовите главную черту характера Леопольда.  Караоке из мультфильма «Приключения кота Леопольда» «Если добрый ты»
Работа в группах по карточкам (обсуждение, выступление).  А сейчас попробуйте ответить на вопросы, которые наверняка волнуют каждого из вас.  1. Как вы думаете, легко ли быть добрым?  2. Как вы думаете можно ли экзамен на доброту сдавать всюду? (В школе, дома, на улице, в транспорте)  3. Можно ли человека заставить быть добрым?  4. Можно ли стать добрым на время?  5. Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступить?  6. Говорят, добрый человек всегда окружен настоящими друзьями. Согласны ли вы с этим?  (Учащиеся подтверждают свои высказывания строками из стихотворений А.Барто. см. учебник)  Что бы вы могли сделать для людей, если бы все могли?  У вас на партах лежат маленькие золотые рыбки, напишите на них 1 самое заветное желание, которое вы бы хотели исполнить для людей. Учитель: Ребята, вокруг нас много добрых людей, и рыбка наша хотела бы наградить их всех за доброту, выполнив желание каждого, но она одна, так пусть наши помощницы помогут ей. Давайте их выпустим в синее море.  Дети выставляют работы на полотно, образуя единый фон.  В это время идут кадры из мультфильма «Маша и медведь» и звучит песня Золотой рыбки «Не забудь желаньем с другом поделиться»  Игра. «Фея доброты» Фея предлагает нам поиграть, в конверте лежит волшебное колечко доброты, тот, кому в руки попадает это колечко, становится добрее и внимательнее к людям, как фея и сразу хочется дарить всем комплименты. Сюда ко мне выйдет Катя, она будет Феей доброты, а все ребята встанут в круг, руки отведут назад, закроют глаза и не будут подглядывать. Фея будет ходить за вашими спинами и незаметно положит кому-нибудь в руку колечко. Затем Фея зайдет в круг и скажет: «Кто на свете всех добрей выходи ко мне скорей!» Тот, у кого в руках колечко, входит в центр круга, говорит комплимент феи и сама становится феей.  А вы можете сделать мир добрее, совершить чудо? Как? (Улыбнуться, сказать доброе слово, помочь)  Обобщаем: В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.  Круг «От сердца к сердцу» Учащиеся передают солнышко по кругу:  Лучик, лучик золотой,  Луч везде и луч со мной.  Добро в тебе, добро во мне,  Добро кругом на всей Земле!  Д.з. по выбору:  1) Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям о добрых людях, рассказать.  2) Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте.  3) Пофантазировать, как выглядит доброта, с чем она ассоциируется, какие краски преобладают, нарисовать образ доброты, аргументировать свой выбор.
15