Библиотечный урок Книгу беречь — жизнь ей продолжить (4 класс)
Подготовила библиотекарь
ГОШ І-ІІ ст. №48
Сердюк О.В.
Библиотечный урок
«КНИГУ БЕРЕЧЬ - ЖИЗНЬ ЕЙ ПРОДОЛЖИТЬ» (4 класс)
Цель: воспитывать бережное отношение к книгам, учебникам; желание беречь и заботиться о книгах; учить культуре обращения с книгой; развивать интерес обучающихся к книге.
Оборудование: музыка «Читай, мой друг и узнавай», «Читайка», видеоролики «Читать, чувствовать, думать», «Книга – это не подушка...», м/ф «Фантастические летающие книги Мистера Морриса Лессмора», плакаты «Характерные повреждения книги» и «как хранить и беречь книгу», истрёпанная книга (наглядное пособие), выставка закладок, подготовленная учащимися.Ход урока:
І. Организационный момент
Музыка «Читай, мой друг и узнавай»
ІІ. Сообщение темы урока
Библиотекарь: Ребята, о чём сегодня мы поговорим на уроке нам поможет узнать загадка:
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком.
Склеена, сшита,Без дверей, а закрыта.Кто её открывает –Многое знает.
(Книга)
Библиотекарь: Верно. Конечно же, речь пойдёт о книге и о том, как её беречь и почему это важно.
ІІІ. Основная часть.
Библиотекарь: Мы привыкли к книге и редко думаем о ней, как о бесценном сокровище.
Что же такое Книга? Помощник, советчик, а для тех, кто умеет дружить с ней, верный друг.
Книга – надежное средство передачи знаний от поколения к поколению, это наша история, летопись человеческого общества.
Книга – источник знаний. Она верно служит людям в труде, в повседневной жизни.
На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Она помогает познать и понять окружающий мир и самих себя. Нередко вовремя прочитанная книга подсказывает человеку выход из сложной ситуации. Книги – властители пространства. Они приглашают нас в увлекательные путешествия разными уголками нашей планеты и загадочными фантастическими мирами. Книги – это настоящая духовная сокровищница человечества.
Видеоролик «Читать, чувствовать, думать»
Библиотекарь: Наш народ сложил множество пословиц и поговорок про книгу. Давайте вспомним некоторые из них.
(Библиотекарь называет начало поговорок, а дети продолжают их)
Испокон века книга растит … человека.
Чтение – лучшее … учение!
Будешь книги читать — будешь … всё знать.
Книга подобна воде: дорогу пробьет … везде.
Книга поможет в труде, выручит … и в беде.
Не красна книга письмом, красна … умом.
Книга в счастье украшает, а в несчастье … утешает.
Хорошая книга ярче звездочки … светит.
Дом без книги – день без … солнца.
Книга – твой друг, без неё как … без рук.
Книги читать – скуки … не знать.
Книгу читаешь, как на крыльях … летаешь.
С книгой жить – век … не тужить.
Обсуждение пословиц и поговорок.
Библиотекарь: Книги – это мудрый, рассудительный, самый верный друг, который сопровождает вас на протяжении всей жизни. Книга вселяет любов к родному краю, уважение к другим народам, интерес к их культуре.
Она учит родному языку, раскрывает красоту поэтического слова, помогая осознать его великую силу. Книга учит быть честными, трудолюбивыми.
Вы много читаете и умеете беречь книги. Головы у вас умные, сердца добрые, а руки умелые. И мне очень хочется, чтобы вы любили книги, любили читать, умели бережно относиться к книгам.
Ребята, посмотрите, как красиво оформлены для вас ваши учебники, какие они яркие и нарядные. Учебник – это книга.
Учебник обходится государству очень дорого, труд многих людей вложен в него. Но, к сожалению, некоторые ребята забывают об этом…
Монолог книжки (инсценировка в сопровождении аудиозаписи)
Библиотекарь: Ребята, помните: книги тоже болеют. Да, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают бледнеть, желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. Это очень терпеливые больные. Они не плачут, не стонут, не жалуются, они молча страдают. Так не заставляйте же их болеть!
Вы можете на деле показать, что благодарны тем, кто трудился над книгой, которую вы держите в руках. Сделать это совсем не трудно...
Надо только соблюдать некоторые правила. Давайте их вспомним.
Обсуждение правил бережного обращения с книгами с помощью плаката «Как хранить и беречь книгу»
Дети называют правила:
Не рисовать, не делать пометки в книгах;
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
Не читать книги во время еды;
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
Переворачивать страницы за верхний правый угол;
Пользоваться закладкой;
Беречь книги от солнечных лучей и от влаги;
Обернуть книгу;
Хранить книги в определенном защищённом месте (в шкафу, на книжной полке).
Библиотекарь: Ребята, приятно, что вы знаете эти правила. Сегодня к уроку вы подготовили на выставку закладки. Вы – большие молодцы, видно, что любите книгу.
Просмотр выставки закладок
Библиотекарь: А как быть, если книжка всё-таки заболела?
(ответы детей)
Библиотекарь: Книги боятся грязи, влаги, солнечных лучей – так портится бумага. И, конечно же, самый опасный враг – огонь.
Ещё книги бояться пыли и насекомых (жуков-точильников). Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Обсуждение плаката «Характерные повреждения книги»
Если книга повреждена, помните:
Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
Мягкую страницу можно разгладить тёплым утюгом.
Следы от пальцев и карандашей стереть ластиком.
В школьной библиотеке ежедневно работает «Книжкина больница». Обращайтесь к библиотекарю за помощью и советами в ремонте книг.
Ученики обязаны 3-4 раза в четверть самостоятельно просматривать и справедливо оценивать своё отношение к книге.
Видеоролик «Книга – это не подушка...»
Библиотекарь: Ребята, давайте книги беречь и помнить, что они принадлежат не только вам.
Ученик:
И если каждый из ребят
Порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?
Ученица:
Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе,
Трудились множество людей
На фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать —
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы —
Беречь и книгу и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплеты.
Ученик:
Нам книги — лучшие друзья,
Они дают нам счастье,
А эта книга — и моя
Да и твоя отчасти!
Просмотр м/ф «Фантастические летающие книги Мистера Морриса Лессмора»
IV. Подведение итогов урока.
Интерактивная технология «Кресло автора»:
- Что полезного вы услышали на уроке?
- Что больше всего вам запомнилось?
(ответы детей)
Библиотекарь: Ребята, всегда помните: книгу беречь – жизнь ей продолжить!
Музыка «Читайка»