Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в творчестве И.А.Крылова» (5 класс)
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в творчестве И.А.Крылова»
(5 класс)
Учитель русского языка и литературы:
Анохина Светлана Валерьевна
п. Рефтинский 2014
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в творчестве И.А.Крылова»
(5 класс)
Цели:
- познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения», «крылатые слова», «афоризм»;
- расширить представления учащихся об истории фразеологизмов и крылатых слов;
- обучить навыкам нахождения фразеологизмов в художественном тексте и употребления в речи;
- развивать навыки выразительного чтения;
- пробудить интерес к личности И.А.Крылова
Задачи:
- развивать навыки учащихся самостоятельно находить афоризмы в художественном тексте;
- производить синонимическую замену фразеологизмов;
- тренировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
- развивать кругозор учащихся;
- прививать интерес к чтению художественных произведений.
Тип урока: объяснение нового материала, интегрированный урок.
Оборудование: доска, портрет И.А.Крылова, иллюстрации учащихся, мультимедийный проектор, аудиозаписи басен Крылова.
* по времени необходимо 2 урока
Ход урока
I. Организационный момент
Синтаксическая пятиминутка: списать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, объяснить постановку тире.
И.А. Крылов – тланливый руский бснописец.
(предложение записано на доске)
II. Объяснение нового материала
1. Слово учителя.
Учитель. - Сегодня у нас необычный урок, когда взаимодействуют два предмета: русский язык и литература. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Тема нашего урока – «Фразеологизмы, крылатые слова и выражения в творчестве И.А. Крылова». Мы с вами обратимся к басенному творчеству И.А.Крылова, именно в его баснях содержится несметное богатство – фразеологизмы и крылатые выражения. Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о жизни И.А. Крылова, какие басни его вы читали, учили наизусть.
(Ответы учеников. Возможно использовать доклады, которые необходимо заранее раздать обучающимся, либо можно работать с опорой на фоновые знания учащихся).
2. Работа с аудиозаписью басен И.А. Крылова (можно включить «Ворону и лисицу», «Волк и ягнёнок», либо любые басни на выбор).
Учитель. Ребята! А сейчас мы послушаем басни Ивана Андреевича Крылова.
3. Работа с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения», «крылатые слова», «афоризм».
Учитель. Итак, мы послушали басни Крылова, скажите, пожалуйста, используются ли в них какие-либо слова и выражения, которые мы часто слышим в речи окружающих, иногда сами используем, такие выражения называются крылатыми.
На уроке мы не только расширим ваши знания о фразеологизмах и крылатых выражениях, но и обратимся к истории некоторых из них, внимательно вчитаемся в прекрасные строки крыловских басен и научимся правильно употреблять в речи эти устойчивые выражения. Кроме того, в баснях Крылова используются и фразеологизмы.
Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах).
Словарная работа. (слайд презентации)
Устойчивые (или несвободные) сочетания называются фразеологизмами. Фразеология (гр. phrasis – выражение и logos – учение) – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Учитель. А какие вы знаете фразеологизмы?
Дети. Бить баклуши, ломать голову, зарубить на носу, водить за нос, куры не клюют, стреляный воробей и т.д.
Учитель. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной. А теперь давайте немножко поиграем. Я называю слово, а вы – фразеологизм, в состав которого оно входит. Побеждает тот, кто последним произнесёт фразеологизм. Итак, рука (потирать руки, пожать руку, руки коротки и т.п.), голова (светлая голова, сам себе голова, прийти в голову, вылетело из головы, повесить голову и т.д.), нос (зарубить на носу, водить за нос, клевать носом, столкнуться нос к носу и т.д.).
Учитель. Сравните сочетания слов в левой и правой колонке (слайд). В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные, т.е. фразеологизмы?
Дети. В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: повесить голову – огорчаться; гонять лодыря – бездельничать; клевать носом – дремать. Это и есть несвободные сочетания.
Учитель. Таким образом, фразеологизм можно заменить синонимом или синонимичным выражение. Мы видим, как много фразеологизмов в русском языке. Но не только фразеологизмами богат наш родной язык. Как прекрасны и точны крылатые слова и выражения!
Словарная работа (слайд).
Крылатые слова и выражения – это вошедшие в речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными, образные сжатые характеристики исторических лиц.
Афоризмы (греч. aphorismos краткое изречение) – это обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения.
Учитель. Итак, чем фразеологизмы отличаются от крылатых слов и выражений?
Дети. Фразеологизмы не имеют автора.
Учитель. Афоризмы и крылатые слова и выражения – это одно и то же или нет?
Дети. Крылатые слова и выражения могут стать афоризмами.
III. Физкультминутка.
IV. Закрепление.
Учитель. А сейчас выполним задание. Выпишите в тетрадь в тетрадь крылатые слова и выражения из басен Крылова, подумайте можно ли назвать их афоризмами, попытайтесь объяснить их значение.
1. Работа с крылатыми выражениями из басен Крылова. Например, выражение «У сильного всегда бессильный виноват». Из какой басни эти строки.
Дети. Это строки из знаменитой басни И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок».
Учитель. Что означает это выражение?
Дети. Очень часто те, кто сильнее, винят и обижают тех, кто слабее и беспомощнее их.
Учитель. Можно ли назвать это крылатое выражение афоризмом, почему?
Дети. Да, автор есть, выражение содержит глубокую мысль, лаконично.
Учитель. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»
Дети. Это крылатое выражение из басни Крылова «Кукушка и петух». Оно используется, когда нужно подчеркнуть, что похвала ненастоящая, один хвалит другого, т.к. это выгодно обоим.
И т.п. дети могут приводить разные примеры крылатых выражений.
2. Чтение по ролям (возможна инсценировка).
Учитель. А сейчас, мы почитаем басни Крылова по ролям и одновременно будем искать крылатые выражения.
Басня «Стрекоза и Муравей» была напечатана в 1808 году. Это одна из самых известных и любимых нами басен.
Инсценировка басни или просто чтение по ролям.
Какой афоризм вы нашли в этой басне?
Дети. Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!
Учитель. Как вы понимаете эти строки, и в каком случае мы их употребляем сегодня?
Дети. В этих словах – осуждение лени и легкомысленности. А употребляем мы их, когда хотим упрекнуть человека за его бездеятельность.
Учитель. Верно. Продолжаем работу. Впервые эта басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный совет, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ. Однако всё свелось к пустым разговорам. Историк М. Корф писал: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет».
Инсценировка басни.
А какой афоризм вы записали из этой басни?
Дети. А вы друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
Учитель. О чём эти строки?
Дети. Мы говорим их сегодня, когда люди берутся не за своё дело и не могут организовать свою работу.
Вывод. Таким образом, мы узнали много интересного о фразеологизмах и афоризмах. И помогли нам герои крыловских басен.
V. Итоги урока.
1. Беседа с учащимися.
Учитель. Ребята, что нового мы узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с фразеологизмами, крылатыми выражениями и афоризмами.
Учитель. Чем же отличаются фразеологизмы от крылатых выражений и афоризмов?
Дети. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания, а крылатые слова и выражения, афоризмы – это образные авторские выражения из художественных произведений.
Учитель. Какой афоризм вам показался наиболее интересным и почему?
Ответы учащихся
2. Оценки за урок.
3. Домашнее задание: выучить наизусть любую понравившуюся басню И.А.Крылова, выписать из неё все фразеологизмы и крылатые выражения, объяснить их значение.
VI. Рефлексия.
Учитель. Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке, понравилось, не понравилось.
Список использованных источников
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. – М.: Художественная литература, 1987.
Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005.
Виноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – М.: Высш. школа, 1972.
Жуков В. П., Жуков А. В. Русская фразеология: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2006.
Крылов И.А. Басни. – М.: Детская литература, 1983.
Толковый словарь фразеологических синонимов русского языка / Под ред. В. П. Жукова. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2005.
Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Федоров. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. – М.: ООО «Изд-во Астрель», 2001.
Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1985.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]