Конспект викторины Русско-литературное ассорти


Викторина «Русско-литературное» ассорти
Девиз: Знай и люби Русский Язык
Цели: формирование интереса к русскому языку и литературному чтению. Активизация познавательной деятельности обучающихся. Развитие слухового восприятия, логического мышления, коммуникативных навыков между обучающимися разных возрастов. Воспитание коллективизма, чувства товарищества.
Ход викторины
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы станете участниками викторины под названием «Русско-литературное ассорти». Эта викторина посвящена русскому языку и литературному чтению.
- Ведь русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня! Меткий, как стрела! Задушевный, как песня матери над колыбелью! Давайте изучать свой родной язык, давайте учиться правильно говорить, грамотно писать и уметь читать!
- Пришло время представить команды
Команда “Чуткое ухо”:
Девиз: “Чтобы речь дощла до слуха, нужно чуткое нам ухо!”
Команда “Зоркий глаз”:
Девиз: “Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется глаз!”
- Какое же соревнование без жюри? (представление членов жюри)
- Обращение капитанов команд к членам жюри:
Капитан команды “Чуткое ухо”:
“Если б я был в жюри,Я б судил вот так:Больше нам, меньше им!Было бы ништяк!”.
Капитан команды “Зоркий глаз”:
“О жюри, благоразумное, доброе, корректное, справедливое и отзывчивое!Пусть ваше слово будет твердым, как этот камень! Пусть ваши глаза будут острыми, как эта игла!Пусть ваша совесть будет чиста, как вода в этом стакане!” (Передают членам жюри поднос с водой, камнем и иглой)
II. Основная часть.
- Итак, состязание начинается, Мы приветствуем вас, друзья!Наши гости пусть улыбаются,Ведь без улыбки жить нельзя.Вы, ребята, будьте внимательны!Не надейтесь на легкий успех.Вспоминайте все, что знаете!Отвечайте громче всех!
1. Конкурс. «Разминка»
Задание: за 1 минуту нужно ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Вопросы к команде 1:
Назовите имя и отчество Пушкина.
Жилище Бабы Яги? (избушка на курьих ножках) 
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка) 
Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
Какого рода слово телефон? (Мужского рода)
Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёт? (Ступа) 
Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку) 
Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала) 
Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники) 
Сколько слогов в слове мышка? (Два)
Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
Чем угощала Лиса Журавля? (Кашей)
В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля) 
Сколько гласных букв в слове конфета? (Три)
Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три).
Кто жил у семи гномов? (Белоснежка)
Кто написал басню «Лебедь, Щука и Рак»? (И.А. Крылов)
Назовите третью букву алфавита. (В)
Как звали отца Буратино? (Папа Карло)
Что попросил старик в первый раз у Золотой рыбки? (Корыто)
Назовите домашнее животное. (Кошка)
Назовите вежливое слово. (Спасибо)
Сколько падежей в русском языке? (Шесть)
Назовите последнюю буку алфавита. (Я)
Вопросы к команде 2: 1. Шарманщик, смастеривший Буратино? (папа Карло) 2. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска) 3. Какая часть речи отвечает на вопросы какой? какая? какие? (Имя прилагательное)
4. Какие буквы звуков не обозначают? (ъ, ь) 5. Оружие железного дровосека? (Топор) 6. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка) 7. Назовите имя и отчество Лермонтова. (Михаил Юрьевич)
8. Какого склонения слово «мама»? (1 склонения) 9. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка) 
10. Кем стал гадкий утёнок? (лебедем) 11.Кто нашёл золотой ключик? (Буратино) 12. Сколько звуков в слове «соль»? (Три)13. Лучший друг крокодила Гены? (Чебурашка) 
14.Как звали лису в сказке «Золотой ключик»? (Алиса) 15. Назови слово на букву «ё».16. Сколько слогов в слове «стол»? (Один)
17. Подруга Кая. (Герда) 18. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка) 19. Непослушный братец Алёнушки. (Иванушка)
20. Кто попал в зазеркалье? (Алиса).
21. На какие вопросы отвечает именительный падеж? (Кто? что?)
22.На что Машенька не разрешала садиться медведю? (На пенёк)
23. Что обещала Каю Снежная королева? (Пару новых коньков)
24. Жених Мухи-Цокотухи. (Комар)
24. Отчество сказочного Змея. (Горыныч)
2. Конкурс. «Большое ухо»
- Вам надо назвать имена девочек и мальчиков, которые услышите в последнем слове вопроса:
(Вопросы задаются командам поочерёдно)
- Кто принес куклу из магазина?- Кто не пьет кефира?- Кто подскажет, где растет вкусная ежевика?- Кто, заметив паука, спрятался под диван?- Кто ждет подарки от деда Мороза?- Кто в зоопарке дразнит верблюда?
3. Конкурс. «Ты мне, я тебе»
(Команды задают друг другу вопросы)1 правильный ответ – 1 очко.
Вопросы к команде 1:
1. От кого убежала посуда? (От Федоры) 2. В какой сказке людоед превращается в мышку? (Кот в сапогах) 3. Из чего солдат варил кашу? (Из топора) 4. Что посоветовал Муравей стрекозе в басне И.Крылова «Стрекоза и Муравей»? (Поплясать) 5. Кто написал рассказ «Живая шляпа»? (Н.Носов) 6. Кого вылепили из снега старик со старухой? (Снегурочку) 7. Кого испугались звери в сказке К.Чуковского «Тараканище»? (Таракана)  Вопросы к команде 2
1. Назовите имена трёх поросят из сказки «Три поросёнка». (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф) 2. Героиня какой сказки проснулась от поцелуя принца? (Спящая красавица) 3. Как звали лучшую куклу из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина) 4. Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»? (Сказка о рыбаке и рыбке) 5. Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у Бабы Яги? (золотым яблочком) 6. Что держала в клюве ворона из басни «Ворона и лисица»? (сыр) 7. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»?  (хвостом)
4. Конкурс. «Мозговой штурм»
-Отгадать командам зашифрованные слова (ребусы и анаграммы) Задания для команды 1:
КАБАН – АН +ЛУК = ?КОРЬ – Ь +ИДОЛ – Л +Р = ?
КАР + горное село = ?ЦАЯЗ - ЛСАИ - ВАЦО -
Задания для команды 2:
КАР +ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР= ?КАР + знак препинания = ?С + дом за городом= ?РАОК - ЛОВК - ВАОС –
Игра со зрителями: 
«Добавь нужное слово»
1.Сказка Ш.Перро «Красная …» (шапочка) 2. А.С. Пушкин «Сказка о золотом…» (петушке) 3. Сказка-быль П.Бажова «Серебряное…(копытце)4. Волшебная повесть-сказка А.Погорельского «Чёрная…» (курица или Подземные жители) 5. Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная…» (королева) «Кому принадлежат эти волшебные вещи?»
Золотое яичко 
Хрустальная туфелька 
Волшебное зеркало 
Золотой ключик 
Скорлупа грецкого ореха 
Разбитое корыто 
Красная шапочка 
Ступа
Горошина
Мёд
5. Конкурс «Ребусы»


6. Конкурс «Загадки» Загадки для I команды
Подставляет свой бочок
Прямо к солнцу.... (Кабачок)
В сказке Пушкина старик
Рыбу им ловить привык.
И в жару, и в непогоду
Эту сеть бросает в воду. (Невод)
Ходят модницы за речкой -кудри белые колечком.А зимой из их кудряшекбабушка носочки вяжет. (Овечка)
Все движутся вперёд,
А он — наоборот.
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад. (Рак)
Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. (Капуста)
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
Я верный человека  друг.Имею множество заслуг.На цепь привязан во дворе.Зимою сплю я в конуре. (Собака)
Загадки для II команды
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор .... (Айболит)
С запада на восток
Перекинут мосток.
Он на солнышке сверкает,
Самоцветами дрожит.
Никто по мосту такому
Не пройдёт, не пробежит. (Радуга)
Тащит он соломинкуК маленькому домику.Всех букашек он сильнейНаш трудяга…(Муравей.)
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна .... (Тетрадь)
Он пушистый и усатый,Хвостик длинный, полосатый.Моет в речке свою пищу, Чтоб она была почище. Лишь потом отправит в рот. А чистюля тот – (Енот)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Кто это? (Емеля)
На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
7. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках» I команда
Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками. И чем меньше пословиц-подсказок для этого понадобится, тем лучше. За одну подсказку -3 балла, за две подсказки – 2 балла, за три подсказки – 1 балл.
Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его ни корми, он всё в лес глядит.
Его ноги кормят. Волк
Лапки её мягки, да когти остры.
Чует она, чьё мясо съела.
Доброе слово и ей приятно. Кошка
И ловкий его без рукавиц не удержит.
Свои иголки ему не колки.
Вертится, словно на него сел. Ёж
Не гони его кнутом, гони овсом.
Он копытом даёт сдачи.
Дареному ему в зубы не смотрят. Конь
II команда
Не дразни их.
Он свинье не товарищ.
Как с него вода. Гусь
Мал горшок, да её варит.
Сам её заварил, сам её и расхлёбывай.
Её маслом не испортишь. Каша
Без него и колокол нем.
Он болтает, а голова отвечает.
Он до Киева доведёт. Язык
Оно пуще стрелы разит.
Оно не воробей: вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, а молчание – золото. Слово
III. Заключительная часть.
Подведение итогов викторины, объявление победителей, награждение грамотами. Заключительное слово учителя:
- Учитесь с улыбкой,Шутите, учась!Любая ошибкаИсчезнет, боясьВеселой науки И радостных глаз.Учитесь без скуки!Как сейчас! В добрый час!