Роспись по дереву с элементами папье — маше На прогулке
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волобуевская средняя общеобразовательная школа»
Роспись по дереву с элементами папье-маше:
«На прогулке»
Выполнила учитель начальных классов
Власова И. А.
История происхождения росписи по дереву.
Роспись по дереву – один из древних промыслов России. Она появилась в те времена, когда древние славяне поклонялись языческим богам – Велесу, Перуну, Солнцу, Лесу, олицетворявшим стихии и явления природы. Язычество стало причиной возникновения росписи по дереву. Ведь боги были разные, и роспись делалась для разных целей - задабривание грозных богов, защита-оберег от злых духов, общение через рисунок с добрыми богами, проставление их, просьба о помощи и защите
В качестве красок изначально использовали сырьё, которое распространялось именно в их местности (это различные глины, уголь, мел, другие минеральные, а потом и растительные вещества; у людей на взморье ряд красок изготавливали из измельчённых моллюсков) поэтому роспись каждого региона до сих пор считается уникальной и всегда узнаваема. Сухие (перемолотые) вещества обязательно смешивали с каким-нибудь связующим веществом: маслами, олифой или другими вязкими реагентами. Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера.
Мотивы этой росписи — разнообразные цветы. Расписывали подпечек со створками (куда прятали ухваты), полку для икон в красном углу, входную дверь. В центре яркой, веселой, расписной избы, тоже украшенная росписью, висела люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи расписные сундуки.
В наше время роспись по дереву приобрела эстетический смысл.
Существует большое количество различных видов росписи, для каждой характерны определенные орнаменты: Волховская, Северодвинская, Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская, Палехская и другие. Если материалы для росписи использовались уникальные, то техника нанесение рисунка на дерево везде была приблизительно одинаковая...
История возникновения папье-маше.
Хоть мы знаем изделия из жеваной бумаги под французским названием «папье-маше», но эту технологию придумали китайцы задолго до 17 века, когда папье-маше появились во Франции.
Древняя китайская цивилизации давным-давно придумала бумагу, и, соответственно, изделия из бумаги. В том числе и папье-маше. Первые предметы из папье-маше, древнекитайские доспехи, были найдены при раскопках и датируются III веком до нашей эры, то есть им почти две с половиной тысяч лет!
Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стали известны во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 г. началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, которые были привезены из Японии.
В России производство папье-маше основал купец из Москвы Петр Коробов в конце 18 века в селе Даниловке, нынешнее название – Федоскино. Вначале на фабрике производили лакированные козырьки для военных уборов, после стали выпускать красивые лакированные шкатулки.
Аннотация работы.
Работа «На прогулке» символизирует жизнь детей девятнадцатого века. Дети, друзья, изображены на фоне природы. Они разговаривали о сокровенном и близком, но вдруг увидели красивую незнакомую птичку. Ребята очень удивились её появлению и обрадовались ей.
Внешний облик детей говорит об их благополучии и достатке в семье. Мальчик представляет собой типичный образец будущего франта, девочка - будущей барышни.
Работа создаёт впечатление покоя: порхающие бабочки, богатая пышная зелень, романтически поющая птичка – всё это успокаивает и возникает желание продолжить прогулку.
Цветочки и листики, обрамляющие роспись, оттеняют её сюжет, придают ему лёгкость, возвышенность.
Комната, в которой будет находиться эта работа, наполнится ароматом, свежестью, а настроение станет позитивным.
Последовательность выполнения работы:
Готовим древесину к работе (чистим, ошкуриваем, грунтуем).
Покрываем одну сторону древесины водно-дисперсионной краской.
После высыхания краски карандашом рисуем эскиз работы, акварелью наносим контуры и общий фон рисунка.
Когда роспись завершена и просохла, работу покрывают лаком.
5) Из куска потолочной плитки вырезаем заготовки для аппликации.
Части плитки крепим на углы доски клеем «Титан».
Из столовых салфеток, смоченных в обойном клее, разведённом до густоты сметаны, способом папье-маше формируем цветки и приклеиваем на работу клеем ПВА.
Материалы и инструменты:
древесина, потолочная плитка, салфетки, акварель, гуашь, лак акриловый, краска водно-дисперсионная, карандаш, клей «Титан», обойный клей, клей ПВА, ножницы, кисти.