Методическая разработка: Технология изготовления папье-маше


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ПАПЬЕ-МАШЕ

РАЗРАБОТКА ВЫПОЛНЕНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ОТДЕЛЕНИЯ ДПТ
БФ НОККиИ
ВАСЁВОЙ ЕВГЕНИЕЙ ВИКТОРОВНОЙ


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

Промысел лепной бумажной игрушки из папье-маше стал развиваться в начале прошлого века в Сергиевском посаде Московской губернии (ныне Загорск), и вплоть до 60-х годов прошлого столетия местные артели и фабрики держали монополию на папье-маше. Именно отсюда эта популярная технология распространилась на производства игрушки в Кирове, Иванове, Ростове-на-Дону, Осташеве и др.
Как таковое, папье-маше практически вытеснено искусственными материалами и считается неперспективной технологией. Однако это искусство возрождается в новом современном качестве.
Возникновение п.-м. в Сергиевском посаде связывают с лаковыми изделиями, в частности с лукутинскими, появившимися в России в конце 18 века и, в свою очередь, берущими начало от западной традиции. Несомненное влияние оказал здесь и экспорт немецкой лепной игрушки, известной также уже с конца 18 века.
На русской почве п.-м. получило самобытное техническое освоение, не говоря уже о художественном.
Папье-маше (франц. Paper-maherжёваная бумага) - масса, легко поддающаяся формовке. Технология предполагает наличие моделей. Первоначально их роль выполняли формы из глины, фарфоровые статуэтки, игрушки из дерева, тряпичные куклы, набитые соломой, песком, мякиной. В истории сергиевского промысла зафиксирован курьёзный случай, когда такой моделью, за определённое вознаграждение, послужил человек.
В первой половине 19 века пользовались только деревянными формами - «болвашками». Основным инструментом резчика был нож, лишь с середины столетия начали применять стамески. Готовые «болвашки» сначала обёртывали мокрой «мягкой» бумагой. Когда она подсыхала, налепливали в несколько слоёв «сахарную» бумагу. Затем, острым ножом разрезали лепку пополам и снимали с формы. Подсохшие половинки склеивали, шпаклевали, грунтовали, окрашивали, отделывали Игрушка поступала в сборку.
С 1860 годов в промысел входят гипсовые формы, отливаемые с тех же «болвашек».
При отливке, деревянная модель смазывалась мылом с клеем или керосином со стеарином. Формы были простые и сложные, состояли из двух или нескольких частей, которые при лепке покрывались раствором, предохранявшим гипс от впитывания влаги. Процесс лепки протекал гораздо быстрее и легче, чем по «болвашке». Последующие операции сохранялись в прежнем виде.
В нашем «сегодня» папье-маше применяется при изготовлении различной театральной бутафории, кукол, используется как материал в скульптуре малых форм. Пластины из папье-маше служат в качестве основы для лаковой живописи. Из папье-маше получаются забавные игрушки, куклы, маски; объемные и полуобъёмные картины и даже рамы для картин. Оригинальная и хорошо исполненная вещь из папье-маше прекрасный подарок, который украсит интерьер и доставит радость. Из папье-маше можно сделать различные игры, которые будут развлекать взрослых и детей.
Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Данная технология отличается простотой исполнения, что делает её доступной даже детям дошкольного возраста. Технология папье-маше уникальна тем, что может сочетать в себе несколько видов творчества это: моделирование, лепка, роспись, аппликация и т.д.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

По способу изготовления папье-маше делится на два вида:
внешнее и внутреннее.
Внешним папье-маше называется обклейка пластилиновой или другой модели снаружи. Этот способ более прост, чем внутреннее папье-маше, но дает некоторое искажение первоначальной формы, так как при наклейке нескольких слоев бумаги мелкие детали модели сглаживаются (рис. 7,15,19).
Внутреннее маширование это обклейка формы изнутри. Оно применяется тогда, когда нужно точно, без искажений воспроизвести модель или когда нужно сделать несколько совершенно одинаковых папье-маше. Внутренняя формовка традиционно делается с гипсовых форм. Изготовление такой формы - процесс трудоёмкий и требующий некоторого навыка.
Выбор способа маширования зависит от задачи, которая перед вами стоит, и от того, какими готовыми формами (моделями) вы располагаете. Если поверхность папье-маше должна быть ровной, то лучше воспользоваться внутренним машированием. А если качество поверхности не так важно, то можно применить внешнее маширование. Впрочем, и при этом способе поверхность папье-маше может быть доведена почти до идеальной ровности при помощи шпатлевки и краски.
Лучше всего для этих целей подойдёт газетная бумага. Самое главное условие- бумага должна хорошо пропитываться клеящим веществом. Газетная и обёрточная бумага не рвётся при надавливании на неё пальцами, хорошо формирует гладкую лицевую поверхность изделия. Но нужно следить, чтобы между слоями бумаги не оставалось воздушных пузырей.
Если для склеивания кусочков бумаги применяется клейстер, то толщина слоёв бумаги должна обеспечивать достаточную жёсткость и прочность готового изделия. А если для склеивания применяется какой-либо другой клей (например, ПВА) то достаточно пяти слоёв бумаги. Клейстер варится из крахмала. Одна чайная ложка крахмала разводится в половине стакана холодной воды, и один стакан воды кипятится в ёмкости. Холодная смесь тонкой струйкой вливается в кипящую воду при постоянном помешивании. Как только смесь начинает булькать - её выключают. Вместо клейстера можно использовать хороший обойный клей, как его разводить, написано на упаковке.
Для оклеивания желательно использовать бумагу двух цветов (или разновидностей). Это нужно для того, чтобы постоянно контролировать количество кусочков бумаги на каждый слой (толщина слоя на поверхности всей формы). Размер кусочков зависит от размера изделия: чем меньше модель, тем мельче должны быть бумажные кусочки.
Форму, перед нанесением на неё первого слоя бумаги, покрывают растительным маслом, чтобы исключить прилипание изделия к форме-основе. Первый слой также можно не пропитывать клеем, а «клеить» лишь на воду- это также даёт лёгкое снятие бумажной заготовки с формы. Остальные слои пропитываются клеящим веществом, но при этом не старайтесь смазывать бумагу большим количеством клея. Папье-маше нужно делать как можно суше, иначе оно будет рыхлым.
Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. В тех случаях, когда они образуются, нужно надорвать бумагу и уложить её по форме.
НЕ СЛЕДУЕТ БУМАГУ РЕЗАТЬ! Это очень важно, тогда края каждого кусочка имеют хорошее сцепление с клеем и соседними кусочками бумаги, благодаря наличию волокон на рваных краях. Кроме того, это особенно важно для лицевой поверхности изделия, т.к. обрезанные ровные края неизбежно дадут следы кромок.
При наклеивании бумаги нужно заводить её концы (класть внахлёст на рабочую поверхность) за края формы на 1-2 см, чтобы в конце процесса маширования либо завести эти концы вовнутрь, либо аккуратно обрезать. Затем, обратная сторона изделия закрывается картоном и вырезается по контуру ножом или ножницами, это делает работу прочнее и аккуратнее (рис.7 г,д). Для того, чтобы повесить изделие на стену, надо приклеить к нему петельку, но перед этим точно рассчитать место крепления (рис.7е,ж).
Если нужно изготовить объёмное изделие, вся поверхность, слой за слоем, набирается бумажными кусочками (маширование), сушится и разрезается на необходимое кол-во частей (для удобства выемки формы-основы). Затем, половинки (или части изделия) склеивают между собой прочным (можно полимерным) клеем (рис.15,19). Для более прочного склеивания, по шву половинок проклеивают полоску бумаги в несколько слоёв (рис.19). При этом сначала наклеивается более узкая полоска, а затем более широкая, чтобы она своими краями перекрыла первую полоску (вторая лента наклеивается только на хорошо просушенную полоску первого слоя).
После маширования, сушки и зачистки поверхности наждачной бумагой неровные кромки изделия подрезаются, разлохмаченные места подклеиваются. Подготовленное к отделке изделие покрывают слоем шпатлёвки. Шпатлёвка предназначена для сглаживания неровностей поверхности и подготовки её под краску. Шпатлёвки могут быть как масляными, так и клеевыми, в зависимости от характера последующей покраски. Под масляную покраску готовят соответственно масляную шпатлёвку, а под клеевую - шпатлёвку из клея. В продаже есть универсальная масляно- клеевая шпатлёвка.
ЗАПОМНИТЕ! Наносить грунт нужно тонкими слоями и обязательно давать им высыхать перед тем, как наносить следующий слой.
На обрабатываемую поверхность шпатлёвка наносится кистью, затем обрабатывается мелкой наждачной бумагой. Если первый слой шпатлёвки не заполнит все неровности, шпатлевание повторяется. Когда изделие полностью подготовлено – оно грунтуется (можно слегка разбавленным водой клеем ПВА), окрашивается и декорируется.


НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для того чтобы изготовить папье-маше, вам обязательно понадобятся:
форма, по которой будет производиться формовка (маширование);
бумага (двух цветов);
клей ПВА;
грунтовка (шпатлевка);
краска (гуашь, акрил)
Кроме того, на разных этапах изготовления и оформления изделий применяются различные материалы и инструменты:
карандаши, маркеры;
стеки для пластилина;
вазелин (для смазывания формы);
нож для бумаги;
кисти;
наждачная бумага;
различный дополнительный материал (тесьма, бисер, нитки, ткань, крупа, пуговицы, бусины, перья...)



В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие ЗАДАЧИ:
Обучение детей основным приёмам и навыкам работы в технологии папье-маше.
Развитие образного воображения, фантазии и художественного вкуса, умения видеть красоту создаваемого предмета.
Развитие мелкой моторики кисти руки, согласованности работы глаз и рук.
Воспитание уважения к народной культуре, наследию родной страны.
Воспитание эстетического вкуса и чувства гордости и удовлетворённости результатом своей работы.

В работе используются следующие МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация образцов, показ приёмов работы.
Практический.
Аналитический.

Как обычно, начинать лучше от простого к сложному, т.е. от полуобъёма простой формы к объёму с более сложными контурами.
Данная технология позволяет выполнить практически любой творческий замысел.
Рассмотрим, например, выполнение из папье-маше рыбки (полуобъём, простое строение). Разнообразие форм и красок коралловых рыбок дают практически бесконечный запас вариантов для творчества (рис.2-4). Любое смелое изменение форм, пропорций, геометрической основы строения и т.д. делает рыбку лишь интереснее и декоративнее, рыбка всегда останется рыбкой! ГЛАВНОЕ, не нарушать общих законов композиции, гармонии цвета, формы и фактуры из дополнительных материалов (которыми будет декорироваться рыбка на завершающем этапе работы) и всё получится!
Этапы выполнения декоративной рыбки из папье-маше (подходит для любого полуобъёмного изделия - рис.7а-ж, 20):

выполняется поисковый эскиз в карандаше, в цвете
планируются дополнительные материалы для декорирования
по увеличенному на картоне до необходимой величины контуру, начинаем набирать пластилином объём
обработка, деталировка пластилиновой формы
первый слой бумаги накладывается без
·клея
маширование формы 4 оставшимися слоями (использовать ПВА)
обработка изделия наждачным полотном (по сухому)
шпатлевание (по сухому)
обработка изделия наждачным полотном (по сухому)
шпатлевание (по сухому)
обработка изделия наждачным полотном (по сухому)
колеровка (краски смешивают с ПВА~2:1) -по сухому
декоративная отделка (по сухому)

Есть несколько секретов, для того чтобы ваше изделие получилось более выразительным:
При выполнении поисковых набросков, нужно помнить, что жабры, глаза, плавники, хвост могут быть разных размеров, могут быть видоизменены до «неузнаваемости их назначения», могут вообще отсутствовать, но если они есть, то должны находиться (хотя бы приблизительно) на отведённом им природой месте.
Верхняя часть туловища (воображаемая горизонтальная линия по середине) не должна быть «тяжелее» нижней части, на любом этапе (кроме 5-11)выполнения вашего варианта рыбки. Тоже самое относится и к левой-правой стороне.
При вылепливании пластилиновой заготовки, нужно помнить, что рыбы-то действительно бывают разными, но у людей о них есть общее представление (местонахождение глаз, плавников, хвоста; обтекаемая форма тела со сходящими на нет плавниками (рис.2,3,4,6а,в,г))
Переход плавников и хвоста (и др. частей) к телу должен быть плавным (рис.6б)
Выражение «лица» у рыбки очень легко менять. Достигается это путём уменьшения-увеличения головы, глаз, губ и т.д., а также придания им различного наклона и формы (рис. 2,3)
Как бы ни выглядела ваша рыбка в целом, глаз (или глаза) у неё должен привлекать внимание зрителя не меньше, чем на 50% по отношению к остальной массе тела (достигается с помощью декорирования, объёма, цвета и т.д.)- рис.2,3,4.
И единственное, что может быть решено абсолютно свободно, лишь по вашему желанию - это чешуя. Годен любой материал, он может быть даже не единственным, т.е. совмещённым с другими материалами. Так может получиться даже эффектнее.
К вылепливанию рыбки лучше приступать, когда из нескольких вариантов карандашных набросков выбран один, решён в цвете и увеличен до запланированной натуральной величины.
По контуру эскиза (рис.5,7б) выкладывается непрерывный жгут из пластилина, крепится к бумаге, а дальше уже всё просто: набираем общую массу, корректируем объём, детализируем
А теперь остановим внимание на примере изготовления объёмного изделия. И опять же, начинаем с самого простого - изготовление фруктов, овощей и голов для театральных кукол (это уже чуть сложнее).
Итак, допустим, что вам необходимо изготовить муляжи фруктов-овощей (рис.8-12). Естественно, сначала определяемся, что конкретно вам нужно: вид, форма, размер и т.д Затем, вылепливаем из пластилина основу. Неважно, декоративным будет ваше изделие или максимально реалистичным в итоге (рис.9), старайтесь передать заготовке легко узнаваемую форму, т.е. яблоко должно отличаться от помидора или апельсина, а баклажан от груши, огурец от банана, перца и т.д. (рис.11,12)
Можно использовать в качестве модели настоящие овощи или дорабатывать пластилином готовые формы (миски, мячи, вазы, чашки)- рис.10
Изготавливая пластилиновую модель, предназначенную для внешнего маширования, постарайтесь делать все выпуклые детали чёткими и даже немного резкими, чтобы избежать искажения формы в готовом изделии.
Поверхность можно отдекорировать дополнительными материалами, можно расписать любыми орнаментами, сюжетами и т.п.- всё зависит от ваших творческих возможностей и желания.
Поскольку поверхность некоторых фруктов и овощей должна быть гладкой и немного блестящей, можно создать его особым способом. Этот способ- вощение. Он даёт блеск, который очень похож на натуральный. После покраски и хорошей сушки изделия, растапливается небольшое кол-во воска и держится в горячем состоянии всё время работы (на водяной бане). При помощи кисточки, тонким слоем, горячий воск наносится на всю поверхность. Изделие растирается мягкой шерстяной тканью до получения блеска.

Декоративно-прикладному искусству противопоказаны излишне усложнённые ракурсы. Предметы преподносятся со стороны, дающей чёткий и выразительный силуэт. Предельная обобщённость, даже схематичность и подчёркнутость основных деталей характерны для рисунка в декоративных композициях. В целях обобщения нередко сознательно нарушается масштабность, преувеличиваются наиболее характерные и существенные признаки изображаемых предметов и явлений. В результате возникает выразительный образ. Всё это не означает ухода от реализма, ведь сохранена суть предмета. Нужно отказаться от второстепенных подробностей и передать форму и пластику лаконично просто, характерными признаками. Из облика предмета необходимо отобрать всё самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ (рис.14).
Куклы – это не уменьшенные копии людей и животных, в них должно быть утрированно, передано в стиле гротеска только самое главное, самое характерное, самое яркое. Поэтому важно продумывать её внешний вид (рис.13,17).
При создании кукол разных видов очень часто используется техника папье-маше, в которой выполняются головы, руки, ступни кукол.
Делая голову куклы не надо скрупулезно прорабатывать детали лица: морщин, мелких складок. Формы должны решаться крупно, обобщённо (рис.15б). Особенно утрированно-выразительным должен быть профиль с резко подчёркнутыми главными формами. При воплощении эскизов в материале следует уделять внимание проработке и лицевой части и затылочной (рис.15а).
Лицо куклы не должно слишком ясно выражать какое-нибудь чувство, эмоцию. Оно должно быть нейтральным. Но какое-то общее направление, общая характеристика лица всё же мягко должна быть выражена, скажем, в общем грустное или недовольное, в зависимости от роли данного героя (например: Баба Яга, Царевна-Несмеяна и т.п.).
Величина головы составляет 1/8 человеческого роста. Но голова куклы при таком соотношении кажется маленькой и невыразительной. Наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы- 1/5 (рис.17а). Для кукол изображающих детей, наиболее правильное соотношение величины головы к размеру куклы-1/4 (рис.17б).
При изготовлении голов кукол для определённого спектакля, необходимо выбрать один материал и способ воплощения (рис.15г), а головы всех кукол должны быть выдержаны в едином масштабе (рис.15в).
При снятии папье-маше с формы нужно избегать разрезов по средней линии лица и разделять его по боковым линиям. ВАЖНО, чтобы на лице не было «замков», затрудняющих отделение формы от модели (рис.18). Но, если форма модели сложная и деталей, мешающих разъединению папье-маше по боковым разрезам, никак не избежать, то разрез по центру лица нужно очень тщательно проклеить, загрунтовать и сделать его как можно незаметнее.
Голова раскрашивается акриловыми или масляными красками. Не красят только ту часть, которая в последствии будет покрыта волосами. Нельзя красить папье-маше гуашью в чистом виде или акварелью: эти краски пачкаются и стираются. Чтобы сделать краски более стойкими, их нужно смешать с клеем ПВА.
Волосы можно делать из пряжи, растрёпанной бечёвки, мочала, шёлковых ниток, искусственного меха с длинным ворсом. Не делают только из настоящих волос, так как при этом возникает нежелательный контраст натурального с условным окружением. Иногда волосы можно нарисовать или вылепить их вместе с другими деталями головы, а затем раскрасить. Причёски у кукол могут быть самых разных моделей.
После покраски голову можно соединять с телом (рис.16). Тело куклы шьётся из двух одинаковых деталей либо с ножками, либо без них, если кукла перчаточная (рис.19). Выкройка накладывается на изнаночную сторону ткани, обводится, вырезается. Обе половинки сшиваются, выворачиваются и склеиваются с шеей (рис.16). Место склейки закрепляется прочной нитью или тесьмой. А тесьму, в свою очередь, можно прикрыть платком, шарфом, воротником и т.д.(рис.16)
Руки могут быть выполнены в технике папье-маше, выточены из дерева, пенопласта и других материалов, могут быть тряпочными, набитыми ватой, кусочками ткани и пр. Не обязательно, чтобы голова и руки были выполнены в одной технике.
И в заключение хочется сказать, что, просто соблюдая технологию, нужно не бояться экспериментировать!



СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1.Деревянные модели-болвашки и игрушки из папье-маше.
2.Варианты решения рыбок (в основе одна геометрическая форма).
3.Варианты решения рыбок (в основе разная геометрическая форма).
4.Варианты цветового решения одной рыбки.
5.Контур рыбки для набора пластилиновой формы.
6.Возможные ошибки при лепке рыбки.
7.Поэтапность выполнения полуобъёмного изделия.
8.Поэтапность выполнения объёмного изделия.
9.Примеры декоративного решения объёмного папье-маше.
10,11.Пример совмещения готовой формы (мяч) и пластилина для выполнения объёмного папье-маше.
12.Овощи из папье-маше.
13.Варианты перчаточных кукол.
14.Примеры стилизованного кукольного образа
15.Возможные ошибки при выполнении кукольных голов.
16.Пример соединения тела куклы с шеей.
17.Соотношение величины головы к размеру куклы.
18.Разделение папье-маше по боковой и центральной линиям.
19.Пример выкройки для куклы.
20.Пример выполнения панно из папье-маше.


1в 1г










































































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415












13PAGE 14215


13PAGE 141415









РИС. 5





РИС. 4

РИС. 5

РИС. 6

г

в

б

РИС.3

а

РИС. 7а











б

РИС. 8

РИС.9



РИС.19

РИС.10

РИС.11

РИС.12

РИС.20

б

а

РИС. 13

РИС.14

РИС.15а

РИС.17

РИС. 16

РИС.18

РИС.20

РИС.19

РИС.1а

РИС.2



15б

15в

15г

РИС.16







15