Календарно-тематическое планирование по ИЗО 4 класс Школа XXIвека
Приложение к образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
(уровень образования)
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
Кочемасова Елена Евгеньевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программуОглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Пояснительная записка PAGEREF _Toc421625590 \h 32. Общая характеристика учебного предмета PAGEREF _Toc421625591 \h 33. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ PAGEREF _Toc421625592 \h 44. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета PAGEREF _Toc421625593 \h 45. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета PAGEREF _Toc421625594 \h 56. Содержание учебного предмета PAGEREF _Toc421625595 \h 77. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности PAGEREF _Toc421625596 \h 128. Описание учебно-методического и PAGEREF _Toc421625597 \h 28материально-технического обеспечения PAGEREF _Toc421625598 \h 28образовательного процесса PAGEREF _Toc421625599 \h 289. Лист корректировки рабочей программы PAGEREF _Toc421625600 \h 2910. Приложение к программе PAGEREF _Toc421625601 \h 30Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. PAGEREF _Toc421625602 \h 30
1. Пояснительная запискаРабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373;
2. Примерной программы начального общего образования;
3. Авторской программы «Изобразительное искусство» авторов Савенковой Л. Г., Ермолинской Е.А., Протопопова Ю. Н. (Изобразительное искусство: 1-4 классы.- М: Вентана-Граф, 2010); 4. Образовательной программы МБОУ «СОШ №29» на 2014-2015 уч. год.
Главным условием организации занятий по изобразительной деятельности является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей.
Задача учителя: гармонично развивать у детей данные им природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Цель программы: разностороннее художественное развитие школьника, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребёнка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
2. Общая характеристика учебного предметаПрограмма «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕВ соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в четвертом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Выполнение программы
Количество
часов
I четверть II четверть III четверть IV четверть год
9ч 7ч 10 ч 8 ч 34ч
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предметаПриобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе как раз и является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Детям в 4 классе уже присуща чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предметаДанная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливание знаний и представлений о разных видах искусства и их взаимосвязях;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формирование умения накапливать знания и развитие представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (всё существует, живёт и развивается в определённой среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
6. Содержание учебного предметаУчебно-тематический план
№ Содержание программного материала Количество часов
1 Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) 17
2 Развитие фантазии и воображения 11
3 Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) 6
Итого 34
Содержание курса по разделам в 4 классе.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) – 17 часов.
1. Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от наблюдений за природой, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени. Развитие представления о пространстве окружающего мира — природном пространстве разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озёра), Средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.2. Развитие понятия об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости. Формирование представления о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок, песен, танцев с природным окружением.
3. Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве с присущим ему ландшафтом (рельефом местности), климатом, флорой и фауной.
4. Организация и проведение работ по памяти или наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приёмов, средств художественной выразительности: композиции, манеры письма, колорита, ритма, формата, сюжета.5. Художественный образ в произведениях разных видов искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогает понять, как каждый народ воспринимает природу и выстраивает с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
6. Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
7. Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальности персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие у учащихся стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
8. Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, причёски, одежды) графическими средствами: в набросках, зарисовках. Изображение человека по наблюдению. Передача характерной формы и характера человека.
9. Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари, характерной для разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношений (чёрно-белое изображение). Передача на плоскости характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба, деталей, выразительности формы.
10. Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Описание в сказках характера героев, природного и бытового пространства.
11. Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой, изучение условий жизни и занятий разных народов (казахов, китайцев, японцев, русских и др.), их народное творчество. Сходство и различие народов (в чём это проявляется, причины).
12. Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции.
13. Пропорции человека и их отображение в объёме. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма и головного убора с региональными традициями.
14. Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объёмно-пространственной композиции по описанию в народной сказке и былине с использованием мотивов народной архитектуры в природной среде.
15. Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
16. Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, величины деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны региона в народном орнаменте.
17. Изображение замкнутого пространства. Формирование представления о трёхмерном пространстве помещения (длина, высота, глубина). Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях.
2. Развитие фантазии и воображения – 11 часов.
1. Самостоятельно вычленять творческую задачу. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
2. Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с темами, изучаемыми на уроках истории, литературы (внеклассного чтения).
3. Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре через воспроизведение конкретной среды.
4. Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
5. «Путешествия на машине времени» («перемещение» в другие миры, эпохи, в прошлое и будущее, космические путешествия). Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска поделок.
6. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Зависимость формы игрушки от материала. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
7. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
8. Символика узоров народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: каким они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и чем занимались?
9. Форма изделий народных промыслов определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник-прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (имеющие практическое, прикладное, значение).
10. Подготовка «художественного события» на темы сказок и на такие, как «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».11. Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) – 6 часов.
1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
2. Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богородская, семёновская); роспись (жостовская, городецкая, хохломская). Работая над игрушкой, мастера создают разные образы.
3. Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, её зависимость от природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
4. Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
5. Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений (динамики), смыслового содержания.
6. Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Коненков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности№ Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Виды учебной деятельности учащихся Освоение предметных знаний (базовые понятия) Универсальные учебные действия (УУД) Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся Форма контроля Календарные сроки
1 Перевод наблюдаемого в художественную форму. «Пейзажи нашей Родины». Развитие пространственного ощущения мира. Продолжение знакомства с природным пространством разных народов. Красота окружающей среды, характер природы разных мест. Природа города Кизела. Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета.
Материал: акварель, тушь. Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Пейзаж. Познавательные:компоновка сюжетного рисунка.
Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу.
Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины» («Мой любимый город Нижневартовск») Практическая работа в Р.Т. на стр. 4 – 5 . 2 Перевод наблюдаемого в художественную форму. Архитектура разных мест. Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Работа на плоскости. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.
Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека.
Материал: акварель, тушь. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Архитектура. Познавательные: линия и пятно как художественно – выразительные средства живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу. Презентация «Нижневартовск» Практическая работа в Р.Т. на стр. 20 – 21. 3 Сюжетные композиции: «Базары», «На площади». Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над рисунком. Работа на плоскости. Работа на большом формате (работа в малых группах по 2-3 человека). Материал: гуашь, акварель, белила.
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа.Силуэт, линия горизонта, плановость. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные: самоанализ и самоконтроль результата. Знакомство с произведениями живописи: Д. Веласкес, П. Пикассо, В.И. Сурикова. Практическая работа в Р.Т. на стр. 48. 4. Перевод наблюдаемого в художественную форму. Ахроматическая и хроматическая гамма. «Цветущий луг». Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Point). Работа на плоскости. Работа на малом формате в ахроматической и хроматической гамме.
Материал: гуашь. Понятия об ахроматической и хроматической гамме.Передача пространственных отношений между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Практическая работа в Р.Т. на стр. 8 – 9. 5. Знакомство с пропорциями тела человека. Портрет. Передача характерных особенностей модели графическими средствами. «Портрет любимого литературного героя». Работа на плоскости. Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости фигур в движении. Материал: цветные мелки, гуашь.
Формирование понятий о цветовой гамме, формате картины. Познавательные: уметь последовательно выполнять элементы построения портрета.
Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Дискуссия по картинам: А.Я. Головин «Автопортрет», К.А. Коровин «Портрет актрисы Т.С. Лобатович, В. Ван Гог «Крестьянка в соломенной шляпе» Практическая работа в Р.Т. на стр. 40 – 41. 6. Изображение с натуры цветка. Рисование с натуры одного предмета в разной цветовой гамме – передача в рисунке: а) окраски предметов хроматическими цветами; б) окраски предметов лишь тональными отношениями; в) цветка, в окраске которого имеется сближенная цветовая гамма.
Материал: акварель. Работа на плоскости. Рисование с натуры цветка. Пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Решение композиции как натюрморта, портрета или сюжета, на заднем плане которого происходят события или развёрнуто пространство. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата. Знакомство с произведениями живописи: натюрморты П. Сезанна, В. Ван-Гога «Подсолнухи», К.С. Петрова-Водкина «Натюрморт с красным чайником», И.Э. Грабаря «Груши на зелёной драпировке». Практическая работа в Р.Т. на стр. 36. 7. Рисование по памяти или представлению на тему «Праздничный город» Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов с учётом его пропорций и конструкций, масштаба деталей, выразительности изображения; отображение настроения в картинке. Работа на плоскости. Рисование по памяти или представлению картинок родного города.
Материал: акварель, белила (на цветном фоне») Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предметов. Сюжетно- смысловая компоновка. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные:контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению. Практическая работа в малых группах. 8. «Портреты богатырей Русской земли». Рисование по представлению. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Работа на плоскости. Наброски зарисовки на передачу характера человека. Рисование человека пером, тушью по наблюдению. Передача характера героя через одежду. Материал: карандаш. Сюжет. Композиционный центр. Законы изображения человека в движении. Основные пропорции фигуры. Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Знакомство с произведениями живописи: О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В.А. Серов «Автопортрет», И.Е. Репин «Портрет П.М Третьякова». Практическая работа в Р.Т. на стр. 60. 9. Круговое распределение фигур в пространстве. Наблюдения, предварительные зарисовки и наброски с натуры, по памяти или наблюдению.
Работа на плоскости. Иллюстрация к стихотворению А. Барто. Материал: акварель, гуашь, цветные мелки. Круговое распределение фигур в пространстве.Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Иллюстрации к стихотворениям А. Барто «Не одна», «Хоровод», «Дети лепят снеговика». Практическая работа в Р.Т. на стр. 47 10. Работа в объёме и пространстве. «Традиционное ремесло крестьян и их одежда» Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (скотовод, погонщик верблюдов, балалаечник, сапожник и др.). Лепка из глины или пластилина фигуры человека с соблюдением пропорций тела. Материал: глина, пластилин. Для разных занятий и событий существовала своя одежда. Жанровая композиция. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: планировать свои действия.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Сенокос», А.П. Рябушкин «Втёрся парень в хоровод» Практическая работа в Р.Т. на стр. 31. 11. Работа в объёме и пространстве. «Посиделки», «Весна-красна», «Масленица», «Святки». Знакомство с песенным фольклором. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам. Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике. Материал: глина, пластилин, бумага, гуашь. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Знакомство с произведениями музыки: А.П. Бородина «Князь Игорь» (тема русского Востока), М.И. Глинка «Арагонская хота». Практическая работа в группах по выбранным темам. 12. Работа в объёме и пространстве. «Национальный костюм: орнамент, крой, силуэт». Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. Установление связи костюма с климатическими условиями региона. Работа в объёме и пространстве. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.
Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Материал: гуашь. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты графическими средствами. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата. Исследование: изучение традиций народа. Использование книг, энциклопедий, видеоматериалов. Создание композиций по результатам исследования. Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15. 13. Декоративно-прикладная деятельность. Панно «Бабочки, жуки». Симметрия и асимметрия в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений Изображение бабочек и жуков с последующим изготовлением панно (коллективная работа).
Материал: акварель, гуашь, перо. Сюжетная композиция, передающая динамику. Выполнение работы в нестандартном (активном) формате. Познавательные: знакомство с техникой передачи в объёме формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу. Презентация «Насекомые нашего края». Знакомство с произведениями: Т.А. Маврина «Заячьи тропы», «Сороки» и др. Коллективная работа. Д/з: самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 33 14. Декоративно-прикладная деятельность.Пейзаж «Восход солнца». Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Понятие сюжета. Создание большой коллективной работы (панно): выкладывание из квадратов. Материал: цветная бумага. Отрывная аппликация из цветной бумаги. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетнуюкомпозицию; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Знакомство с произведениями музыки: В.А. Моцарт «Фантазии до минор и ля минор», И.С. Бах «Концерт ре минор» (ч.1). Практическая коллективная работа 15. Декоративно - прикладная деятельность. «Волшебное растение». Разработка узора по теме. Выполнение эскизов рельефных украшений. Разработка фрагмента узора и его трафарета для печатания в два цвета или выполнение эскизов рельефных украшений (по выбору). Материал: бумага, ножницы, ткань, гуашь, пенопласт. Представление о мироздании. Изображение Мирового древа. Форма и узор. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Знакомство с произведениями Н.А. Коротковой «Мировое древо», « Мировое древо. Четыре времени года». Практическая работа в Р.Т. на стр. 50 – 51. 16. Работа в объёме и пространстве.
Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства. Проведение исследовательской работы по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел в ближайших населённых пунктах. Декоративно-прикладная деятельность. Исследовательская работа (по группам). Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей. Особенности традиционного декоративно - прикладного искусства у разных народов.Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.Творческое исследование. Знакомство с произведениями живописи: Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», Ф.А. Малявин «Девка», произведениями мастеров декоративно-прикладного искусства. Исследовательская работа (по группам). Самостоятельная работа в Р.Т. на стр. 10 – 11, 16 – 17, 12 – 13. 17. Декоративно-прикладная деятельность. Экспедиции в места народных промыслов (заочные). Изучение формы народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.Передача в работе взаимозависимости материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково и др. народные промыслы). Декоративно-прикладная деятельность. Подготовка экспонатов для передачи в школьный музей. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Определять цветовой и средовой характер композиции. Познавательные: знать правила работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов; уметь выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам; знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:способность к адекватной самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Исследовательская работа в Р.Т. на стр. 10 – 13, 16 – 19.
Пополнение школьного музея экспонатами народного искусства, собранными собственными силами. Практическая и самостоятельная работа 18. Развитие фантазии и воображения. Работа на плоскости «Нарисуем песню». Мир искусства разных эпох и народов. Особенности жизни разных этнических и социальных групп. Понятие устное народное творчество, литературная сказка. Этнос. Работа на плоскости. Самостоятельное вычленение творческой задачи. Создание «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы и иллюстрации к ним. Представления об устном народном творчестве и народной сказке.Выполнение графических работ на основе результатов обсуждения. Познавательные:знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета предметов.
Коммуникативные:выражать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Личностные:учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Заочная экскурсия в мир искусства разных эпох, народов.Творческие работы по воображению и представлению. Практическая работа в Р.Т. на стр. 54 – 55. 19. Работа на плоскости «Гражданская война» Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. Работа по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Работа на плоскости. Рисование по представлению на обозначенную историческую тему. Материал: графический материал. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Презентация «Гражданская война». Знакомство с произведениями музыки: М.И. Глинка «Патриотическая песня», А.Ф. Львов «Марсельеза» Практическая работа в Р.Т. на стр. 60. 20. Работа на плоскости «Боярские хоромы». Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Декорирование (украшение) фасадов домов. Узорная резьба наличников, причелин, крыльца избы и ворот. Работа на плоскости. Выполнение графических работ по материалам обсуждения. Материал: графический материал. Разработка фрагмента узора и его трафарета. Эскизы рельефных украшений. Элементы декора.Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные УУД: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.Презентация « Старинная изба».
Знакомство с произведениями музыки: М.П. Мусоргский «Борис Годунов». Практическая работа в Р.Т. на стр. 6 – 7. 21. «Путешествия на машине времени»: «Я в пещере древнего человека», «В центре космонавтики», «Я принцесса». Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетной композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа. Разработка эскизов костюмов к ним, предметов быта, эскизов вышивки, росписи тканей, посуды, печи и др. Работа на плоскости. Создание коллективной композиции из индивидуальных эскизов.Организация коллективных «путешествий» всем классом на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Работа в объёме и пространстве:
глина, пластилин, бумажная пластика (по выбору). Участие в коллективной творческой работе. Переключение с одной деятельности на другую. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата, ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Создание на заданные темы объёмно-пространственных коллективных композиций: космических зданий, предметов быта, одежды. Практическая работа в группах. 22. Иллюстрации к сказкам разных народов (Севера, Юга, Азии, Африки, Индии, России и др.) Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги. Работа на плоскости. Распределение сюжетов среди учащихся в классе. Создание под руководством учителя коллективной «Книги народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата. Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). Практическая работа в группах. 23. «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка» «Путешествие» на «машине времени» в другие миры, эпохи будущего. Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных коллективных композиций. Работа в объеме и пространстве. Создание космических зданий, предметов быта, одежды. Материал по выбору. Созданиеколлективного панно, подбор музыкального сопровождения к событию.
Оформление класса к праздничным датам. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: самоконтроль действий. Слушание музыки космоса, песен о космосе и космонавтах. Практическая работа в Р.Т. на стр. 56 – 57. 24. «Кованые изделия – застывшая музыка». Эскиз необычного здания. Создание декоративной композиции на передачу активного движения. Построение нового необычного образа.
Воображение, образ, объект. Работа в объёме и пространстве. Выполнение работы в рабочей тетради. Создание дома, взяв за основу один из предметов, которыми пользуемся каждый день. Объекты и явления окружающего мира вдохновляют архитектора на создание необычных и часто забавных по виду зданий. Познавательные: знакомство с техникой передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Презентация «Необычное в обычном». Практическая работа в Р.Т. на стр. 52 – 53. 25. Образ предметно - пространственной среды. Создание школьниками необычной среды (в классе, своей комнате дома). Составление собственных узоров для крестьянской одежды: мужской рубашки и женского сарафана. Дизайнер. Работа в объёме и пространстве. Создание аппликации, роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов.Создание коллективной работы. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Познавательные: знать приём выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства; уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Личностные:оценивать правильность выполнения действия. Проведение исследовательских работ: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях. Практическая работа в Р.Т. на стр. 14 – 15, 16 – 17. 26. Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики. Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения. Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Работа в объёме и пространстве. Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных работ.Цветовое решение композиции. Схожесть и различие традиций каждого народа, орнамент, оформление жилища, обустройстве дома в целом. Отличия в орнаменте у каждого народа. Познавательные: выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:самоанализ и самоконтроль результата. Презентации «Русская народная вышивка», «Русский народный костюм». (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы). Практическая работа в Р.Т. на стр. 58 – 59. 27. Декоративно-прикладная деятельность. Изготовление костюмов, предметов быта. Подготовка одного большого «художественного события» на темы сказок.
Постановка, инсценирование, декор и декорация. Декоративно-прикладная деятельность. «Вживание» в образ сказочных героев; проигрывание сценок из их жизни, придумывание своих сюжетов с известными героями. Постановка кукольного спектакля. Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Личностные:познавательный интерес Создание коллективного панно, эскизов и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения к событию.
Оформление класса к празднику. Постановка кукольного мини-спектакля. 28. Декоративно-прикладная деятельность. «Весна-красна». Оформление художественного события в различных техниках.Создание композиции по мотивам народного декоративно - прикладного промысла.
Роспись. Декоративно-прикладная деятельность. Оформление класса к праздничной дате в технике аппликации, коллажа.
Материал: гуашь. Создание коллективного панно для художественного события. Познавательные: уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Регулятивные:адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Коммуникативные:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: познавательный интерес Знакомство с произведениями живописи Б. М. Кустодиев «Ярмарка», «Масленица». Практическая работа по созданию панно. 29. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Композиция в изобразительном искусстве. Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, нюанс, равновесие, динамика, статика, композиционный центр). Проявление индивидуальной манеры художника в композиции. Интерьер. Связь предметов в пространстве интерьера. Интерьер и хозяин. Работа на плоскости. Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему; уметь изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Просмотр видеоматериалов, заочная экскурсия. Знакомство с произведениями живописи: К. А. Коровин «В мастерской художника», К. Е. Маковский «В мастерской художника», А. Матисс «Уголок мастерской». Практическая работа. 30. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства (заочная) Функциональность народного искусства. Символика в искусстве. Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Викторина «Народные промыслы». Представления об особенностях мотивов, характерных для народной росписи и декоре игрушек. Самостоятельное сопоставление, сравнение, анализ произведений народных промыслов России. Познавательные:умение систематизировать знания по изученной теме.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; соблюдать правила поведения в общественных местах.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия.
Личностные:ориентация на понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Экскурсия в музей. Результаты викторины. 31. Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр. Продолжение знакомства с жанрами изобразительного искусства: анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.
Анималистический жанр. Работа на плоскости или работа в объеме и пространстве. Выполнение работы в анималистическом жанре. Передача характерных движений и повадок животных. Материал: акварель, гуашь. Представления об анималистическом жанре.Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в живописи (работа от пятна). Познавательные: знать о линии и пятне как художественно – выразительных средствах живописи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу. Знакомство с творчеством художников, работавших в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.) Практическая работа в Р.Т. на стр. 34 – 35. 32. Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр. Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл. Работа на плоскости. Выполнение работы в мифологическом жанре.
Материал: акварель, гуашь. Сюжетный и мифологический жанры.Создание несложных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Познавательные: уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Регулятивные:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Личностные:познавательный интерес к новому учебному материалу. Презентация «Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства». Практическая работа. 33. Экскурсия в природу на открытое пространство. Воздушная и наблюдательная перспектива в изобразительном искусстве. Наблюдения за изображением предметов в пейзаже у различных художников. Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения у каждого художника. Познавательные: делать предварительный отбор источников информации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные:учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса науроке.
Личностные:ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Знакомство с произведениями живописи: К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», И. С. Остроухов «Золотая осень», пейзажи А. П. Остроумовой-Лебедевой, А. Матисс «Вид из окна. Танжер». Экскурсия 34. Знакомство с крупными музеями России. Экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею (заочная) Музеи. Знакомство с особенностями художественного фасада Государственной Третьяковской галереи В.М. Васнецовым.
Проведение самостоятельных мини-исследований детей по изучению коллекции музея и художника, представленных в Третьяковской галерее. История создания музеев. Экспонаты музеев. Художники: В.А. Фаворский, Б.М. Кустодиев, И.Е. Репин, С.Т. Коненков, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Познавательные:перерабатывать полученную информацию; делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в сов-местной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные: учиться отличать вер-но выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса науроке.
Личностные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.Самостоятельные творческие рассуждения на данную тему: Что отличает одного художника от другого? Какими выразительными средствами пользуется художник для передачи характера человека, для создания художественного образа? Мини исследование во время экскурсии. 8. Описание учебно-методического иматериально-технического обеспеченияобразовательного процессаДля реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование:
- персональный компьютер учителя – 1 шт.
- интерактивная доска – 1 шт.
- документ-камера – 1 шт.
- принтер – 1шт.
- сканер – 1 шт.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф, 2014г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Печатные пособия.
иллюстрации разных авторов к одной сказке;
народная игрушка;
образцы детских работ прошлых лет;
образцы посуды;
печатные и самодельные открытки;
разнообразные игрушки с ярко-выраженным образом;
Музыкальный ряд:
напевные песенные тексты;
народная музыка в инструментальном исполнении;
народные плясовые;
русская народная песня;
Литературный ряд:
пословицы, поговорки, русские народные сказки, былины.
Сайты музеев:
- www.getty.edu/art/exhibitions/devices-www.hermitage.ru-www.rusmuseum.ru-www.artsedge.kennedy-center.org-http://som.ru/Resources/Moreva/st-http://art.edu-studio.narod.ruРабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 класса и специфики данного классного коллектива.
9. Лист корректировки рабочей программыРиски Выполнение программ
класс предмет дата кол-во часов
тема дата предмет тема
4 б Изобразительное искусство
10. Приложение к программеСистема оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:
Соответствие теме задания.
Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
•Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
Аккуратность исполнения.
Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.