План урока математики в 3 классе УМК Начальная школа XXIвека в технологии проблемного обучения


План урока на основе технологии проблемного обучения
УМК «Начальная школа XXI века» 3 класс.
Урок 86.
Тема раздела: Умножение на однозначное число.
Тема урока: Умножение двузначного числа на однозначное число. Алгоритм вычисления в столбик.
Цели (предполагаемый результат урока):
Предметные: составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик;
Учить выполнять умножение, записывая числа столбиком;
Совершенствовать умение представлять первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых.
Личностные:
Использовать полученную математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
Совершенствовать коммуникативные умения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при групповой работе, в коллективном обсуждении.
Метапредметные:
Определение наиболее эффективного способа достижения результата;
Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
Адекватное оценивание результатов своей деятельности.
№ п\пУчебная ситуация МикроцелиДеятельность учащихся Методы, приемы Формы
1.Организация учебного процесса
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Задание для пробного действия.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самоконтроль с самопроверкой
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Какой раздел в курсе математики мы завершили?
Была ли успешной ваша работа?
На сегодняшнем уроке вы продолжите изучение внетабличного умножения с однозначным числом. Вас ждёт открытие, что-то совершенно новое, связанное с этой темой. Что особенного будет в вашей работе?
В каком случае вы сможете получить новое знание?
Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.
Учитель открывает на доске задание
9,3,5,4,8,6,2,7
- Как одним общим словом назвать все эти числа?
- Умножьте каждое число на 8.
Учитель записывает их на доску:
72, 24, 40, 32, 64, 48, 16, 56.
- Как одним общим словом назвать все эти числа?
- Умножьте каждое число на два.
- Почему это задание не смогли выполнить?
- Чем оно отличается от предыдущего?
- Сформулируйте тему урока.
- Назовите цель работы на уроке.
- Если подумать, то вы вспомните, что уже научились умножать двузначное число на однозначное, только по частям.
- Все группы справились с заданием правильно. Ответы получились одинаковые.
- Подумайте, как можно знакомый способ решения перенести на решение нового задания.
- Вы справились с этим заданием. Скажите, какую операцию вы только что выполнили?
- Что интересного заметили?
- Существует более быстрый способ умножения двузначного числа на однозначное. Он тоже основан на поразрядном умножении.
Попробуйте записать множители не в строчку, а в столбик. Вы удивлены?
- С какими трудностями столкнулись при умножении?
-Составьте для себя алгоритм, по которому будете выполнять операцию.
- Проверим нашу гипотезу. - Выполните задания с доски, опираясь на свой алгоритм.

- Сравните свой вывод с образцом записи примера в учебнике на с.43.
- Выполните задание на с. 45 №186
- Составьте и решите задачу №184.
Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке?
Достигли ли вы цели? Докажите.
Кто из вас по-настоящему «заслужил новые знания»? Кто смог «открыть» новое знание сам? Докажите.
Кто не смог? Почему?
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха».
Какие вопросы остались на конец урока?
Как и где их можно развеять?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
С.49, № 206, №207. Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: внетабличное умножение;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Цель:
1) повторить алгоритм умножения суммы на число
2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
Цель:
построить план и определить средства достижения цели.
Создание алгоритма
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
Цель:
зафиксировать во внешней речи алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение выполнять умножение двузначного числа на однозначное.
3) повторить составную задачу на нахождение суммы и стоимости по цене и количеству с использованием нового способа решения.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Активизация усвоенных знаний.
«Умножение вида 50х9 и 200х4»
Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и постараемся сами «открыть» новое знание.
Если мы сами будем стараться его открыть.
Однозначные числа.
Дети называют ответы: 72, 24, 40, 32, 64, 48, 16, 56.
- Это двузначные числа.
Дети индивидуально пытаются выполнить умножение.
- Мы умеем умножать только однозначные числа.
-Первый множитель – двузначное число.
-Умножение двузначного числа на однозначное.
- Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Задания на карточках одинаковые, значит, и ответы должны быть одинаковыми: (6+9)х7; (8+7)х9; (3+9)х4; (7+7)х7
72х2, 24х2, 32х2, 64х2, 48х2, 16х2, 56х2
1)Представим первый множитель разрядными слагаемыми .2)Умножим сумму на однозначное число.
3) Каждое слагаемое умножаем на второй множитель.
4) Сложим полученные результаты.
72х2=(70+2)х2=140+4=144
24х2=(20+4)х2=40+8=48
32х2=(30+2)х2=60+4=64
64х2=(60+4)х2=120+8=128
48х2=(40+8)х2=80+16=96 и т.д.
- Мы умножили двузначное число на однозначное.
- Мы умножали по разрядам: сначала десятки, потом единицы, а результаты сложили.

Дети самостоятельно записывают на черновике примеры в столбик.
Пробуют вычислять.
- Записывать нужно строго по разрядам.
-Умножение выполнять нужно с разряда единиц, а потому умножать на десятки.
Алгоритм
1.Записываем двузначное число по разрядам (каждая цифра в своей клеточке)
2.Второй множитель записываем под единицами.
3. Умножаем сначала единицы, а затем десятки.
4.Складываем полученный результат.
14х2 13х3
11х9 32х3
21х4 42х2
Дети выполняют у доски с комментированием по составленному алгоритму.
цена количество стоим
Краска 23р. 2 банки ?
кисть 3р.50к. 1 шт. - Научились умножать двузначное число на однозначное столбиком.
Вопросно-ответная технология
Устный счет
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Комментированное управление.
Побуждающий диалог
Эвристический метод
Метод применения знаний, взаимообучения.
Метод применения знаний, взаимообучения.
Репродуктивный метод (работа по алгоритму) – комментированное управление с записью на доске.
- Самопроверка по опорным схемам.
Активизация деятельности учащихся
Метод контроля и оценки
Фронтальная работа
Групповая
Парная
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Работа в группах
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по записи на доске
Фронтальная и индивидуальная работа