Технологическая карта урока русского языка на тему Составление рассуждения, критерии оценивания текста. ритерии оценивания (3 класс)


Технологическая карта урока
Родченко Елена Николаевна
Класс 3
УМК Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
Предмет: русский язык
Тема: «Составление рассуждений, критерии оценки текста - рассуждение»
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа.
Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок (ему предшествовали два урока: 1) постановки учебной задачи; 2) урок моделирования).
Цели урока:
- создать условия для развития речи учащихся;
- отрабатывать навыки правописания;
- создать условия для сотрудничества в учебной деятельности.
Задачи:
- учить обосновывать (приводить доказательства) свою точку зрения;
- учить строить собственное рассуждение, опираясь на модель;
- учить оценивать орфографические действия, устные и письменные рассуждения по критериям, по способу действия (далее СД).
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, мерило оценки.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
УУД
регулятивные познавательные коммуникативные личностные
Совершенствование компонентов учебной деятельности.
Формирование умения составлять связное высказывание.
Закрепление умения соблюдать орфографические и грамматические нормы.
Учится удерживать учебную задачу (целеполагание).
Приобретает навык осуществлять пошаговый контроль выполнения действия
(по СД, по модели).
Учится определять качество и уровень выполненной работы (оценка). Научится выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. Учится планировать учебное сотрудничество, управлять поведением партнёра. Учится оценивать нравственную сторону содержания изучаемого материала.
Ход урока
Название
этапа урока
Задача, которая должна быть
решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) Формы организации деятельности учащихся Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные,регулятивные) Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
1 Актуализация имеющихся знаний учащихся Актуализация имеющихся знаний учащихся Фронтальная Учитель предлагает детям отгадать загадки об овощах и фруктах, богатых витаминами, записать отгадки.
С орфографической точки зрения, что это за слова?
Нужно ли приводить доказательства, проверочные слова, обосновывая написание безударных гласных в этих словах?
Объясните написание слова «с…лёный».
А в этом случае вам пришлось доказывать выбор буквы?
А какой текст вы произнесли, обосновывая выбор буквы в слабой позиции? Регулятивные УУД
(целеполагание)
Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков).
Повторили:
- правописание
словарных слов и слов с гласной в слабой позиции в корне слова, проверяемой ударением;
- признаков текста-рассуждения.
2 Воспроизведение способа действия Учится удерживать учебную задачу. В парах Как строится рассуждение?
Эта модель – критерий, по которому мы будем оценивать ваши рассуждения на заданные темы. Коммуникативные, познавательные УУД.
Дети в парах из опорных слов (вывод, доказательство утверждение, слово-связка) выстраивают модель рассуждения.
Две пары учащихся предъявляют результат сотрудничества, учащиеся оценивают умение воспроизводить модель текста-рассуждения. Воспроизвели структуру текста-рассуждения
3 Решение частных задач на конкретизацию общего способа действия Учится выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. Фронтальная, в парах Рассуждаем на орфографические темы:
Запишите слова, какое из них лишнее, почему?
Тростник, вестник, вкусный, звёздный.
Подстаканник, подоконник, подружка, подрыв.
Для работы в паре:
Придумайте в паре подобное задание.
Регулятивные, познавательные УУД.
Дети оценивают правильность выбора лишнего слова и умение выстраивать рассуждение по модели. Построили устное рассуждение
4 Решение конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия Учится выстраивать речевое высказывание в устной и письменной форме. Учится осуществлять пошаговый контроль выполнения действия
В паре или в группе Сколько может быть доказательств в рассуждении?
А может человек, рассуждая, сначала привести доказательства, а потом произнести утверждение?
Знакомимся с текстом № 268 стр.73 (Что такое вежливость?)
Составьте (в паре) рассуждение:
Если человек…Когда человек…, значит, это вежливый человек.
Рассуждая, нужно привести насколько доказательств.
Заслушиваем несколько вариантов подобных рассуждений.
Коммуникативные, личностные УУД.
Учащееся выстраивают рассуждение на заданную тему (в рассуждении сначала приводятся доказательства, а потом следует утверждение), оценивают их. Критерий оценивания – модель способа действия. Построили письменное рассуждение
5 Контроль, оценка. Учится осуществлять пошаговый контроль выполнения действия по СД (контроль).
В паре, индивидуально На одной шкале оцениваем умение сотрудничать (работать в паре), на другой шкале – умение составлять рассуждение по СД, на третьей шкале – как ощущал себя на уроке (уверенно, смело, испуганно, некомфортно).
Д.з. №265 стр. 71. Регулятивные УУД: оценка того, что уже усвоено, уровень усвоения. Выполнили самооценку работы на уроке