Конспект Изготовление колокольчиков в технике папье-маше
Конспект урока по предмету Технология
Тема: Изготовление колокольчиков в технике папье-маше
Класс: 3
Цель урока: познакомить учащихся с техникой изготовления игрушки папье-маше.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные: освоение приемов работы с бумагой.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из объяснения учителя.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и последовательность действий, работать по образцу.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, излагать свое мнение.
Оборудование: у учителя: кисточка, краски, бумага, пластилин, тряпочка; у учащихся: конверты с бумагой, баночки с водой и клеем, листы газеты и бумаги, клеенка, пластилин, тряпочка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Организация рабочего места
-Всё ли готово к уроку?
-Назовём материалы и инструменты. (Д. пластилин, бумага, конверты, баночки с водой и клеем, тряпочка.(слайд 1-2).
2. Вступительная беседа.
- Какой праздник приближается? (Д. Новый год.)
Приближается Новый год, а затем светлый праздник православия - Рождество Христово. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
-А зачем в Рождество звонят в колокола? (Д. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа).
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь. До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом, люди приветствуют пришествие Христа. В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии - погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа
3. Сообщение темы урока.
-Ребята, что мы сегодня будем делать на уроке? (Д. Колокольчики).
Для чего можно использовать колокольчики? ( Д. Это новогоднее украшение, такой сувенир можно подарить близким, колокольчики магнит украсят ваш холодильник и т.д)
4. Анализ образца.
- Какой формы колокольчики? (Д.Формы груши, лампочки)
-Из какого материала изготовлены колокольчики? (Д. Из бумаги)
-Из каких деталей состоит? (Д. Из кусочков бумаги)
- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей много. Это кусочки бумаги различной длины и формы.
-Как они соединены? (Д. Все детали соединены клеем)
Все детали в изделии мы соединяем таким образом: полосы бумаги, намазанные клеем, послойно покрывают форму. Такой процесс изготовления изделий называется папье-маше (маширование).
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым видом искусства, которое называется папье-маше (слайд 3) (чтение про себя и вслух). Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно из Китая, тогда, когда была изготовлена бумага. Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага». Почему жеваная? Об этом вы узнаете позже.
Папье-маше - это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим- же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы. Из папье-маше можно делать самые разнообразные предметы: наглядные пособия по природоведению, рисованию, математике, игрушки и маски для кукольного театра. Все они изготовлены из смеси бумаги и клея (слайд 4,5).
5. Планирование работы.
Прежде чем приступить к выполнению работы, нам надо знать, какая бумага больше всего подходит для изготовления колокольчиков в технике папье-маше.
-Какие виды бумаги вы знаете ? (Д. Газетная, бытовая, для рисования и т. д.)
- Какие свойства бумаги вы знаете? (Д. Хорошо рвется, легко мнется, хорошо впитывает воду).
-Нам нужна бумага, которая хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху мы оклеиваем бумагой, на которой удобно рисовать. Для того, чтобы лучше справиться с этой задачей, заполним таблицу .
свойства
газета
калька
бытовая
для рисования
миллиметровая
окрашиваемость
-
-
+
+
-
отношение к влаге
+
-
+
+
+
мягкость
+
-
+
-
-
отношение на разрыв
+
+
+
-
+
сминаемость
+
+
+
-
+
Первая графа таблицы - окрашиваемость. Сейчас я кисточкой с краской проведу по каждому листу, а вы мне скажете, какая бумага лучше всего окрашивается.
Какая бумага подойдет для изготовления верха колокольчика?
(Д. Бытовая или рисовальная бумага, т.к она лучше всего окрашивается)
Ставлю знак "+" в графе окрашиваемость там, где написано бытовая и рисовальная бумага. Во всех остальных клеточках этой графы ставлю "-". Теперь откройте конверты и достаньте из них лист газеты. Положите лист на парту, прижмите его и аккуратно оторвите небольшой кусочек.
-Хорошо рвется газета? (Д. Газета хорошо рвётся).
Теперь помните этот кусочек в руках.
-Какой вывод из этого следует? ( Д.Газета хорошо мнется, мягкая она на ощупь)
Значит, в графах мягкость и сминаемость я тоже ставлю знак "+". Теперь аккуратно возьмите баночку с водой и поставьте ее на клеенку. Опустите кусочек газеты в баночку с водой.
-Какой знак я должна поставить в графе отношение к влаге? (Д.Плюс)
Аналогичная работа проводится и с остальными видами бумаги. Если бумага не обладает данным свойством, то в графе ставится знак "-".
Внимательно посмотрите на таблицу, которую мы с вами заполнили.
-Какую бумагу возьмём для изготовления колокольчиков в технике папье-маше?
Д. Газету. Она хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем. А сверху мы оклеиваем бытовой бумагой, на которой удобно рисовать.
Пошаговая инструкция выполнения( с использованием ИКТ):
1шаг.
Сделайте из пластилина колокольчики. Эти колокольчики используйте в качестве формы (слайд 6)
2 шаг ( слайд 7)
Слоёное папье-маше (маширование).
Изделие послойно склеиваем на модели из маленьких кусочков бумаги. Газетную бумагу ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать на кусочки.
Первый слой используем влажную бумагу без клея.
Второй и третий слои клеим из белой бумаги.
3 шаг (слайд 8).
И снова добавляем несколько слоёв (до 10) из газеты.
Последний слой –два сделаем из белой бумаги.
Дадим заготовкам хорошо просохнуть. Сушить изделия надо при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
4 шаг (слайд 9).
Готовые, полностью высохшие заготовки надо аккуратно снять с форм.
5 шаг (слайд 10).
Окрашиваем изделия гуашью.
6 шаг (слайд 11)
Лак (после очередной просушки) всего лишь закрепит полученный результат (слайд 11)
7 шаг (слайды 12)
Ленточки, мишура и ваша собственная фантазия помогут сотворить Вам из колокольчиков подлинный шедевр (слайды 12)
Сегодня на уроке мы выполним только часть работы
6. . Практическая часть. Работа с пошаговой инструкцией
Прочитайте первый шаг.
-Как вы думаете, а для чего нам понадобиться сегодня пластилин? (Д. Из пластилина сделаем форму колокольчика)
Сделайте из пластилина колокольчики. Эти колокольчики используйте в качестве формы. (слайд 6)
Прежде чем мы начнем работу, надо, чтобы наши руки разогрелись. Тогда нам легче будет выполнять работу.
Физкультпауза для пальцев рук.
Поставьте локти на парту.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
Продолжаем работу в парах (изготовление колокольчиков).
Прочитайте второй шаг.
- Какая бумага подходит для нашей работы? ( Д.Газетная и бытовая бумага хорошо рвется, мнется и пропитывается клеем.).
- Прочитайте следующий шаг.
Продолжаем работу. Давайте подготовим материал. Возьмите большой лист газеты. Положите его узкой стороной к себе, прижмите левой рукой к себе, а правой аккуратно, не спеша отрываем полоски.
Теперь каждую полоску порвите на кусочки. (То же самое с бытовой бумагой.) Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ).
-Слой какой бумаги мы будем наносить первым? (Д. Бытовая бумага хорошо рвется, мнется и пропитывается водой, на ней удобно рисовать)
Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на форму. Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри.
-Почему в первом слое мы будем использовать влажную бумагу без клея? (Д. Чтобы мы потом могли снять газету с формы, и слой газеты не приклеился к пластилиновой форме).
Второй и третий слои клеим из белой бумаги (слайд 7).
Второй кусочек бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность формы была покрыта кусочками бумаги.
И снова добавляем несколько слоёв (до 10) из газеты.
Последний слой– два сделаем из белой бумаги.( слайд 8)
Дадим заготовкам хорошо просохнуть. Сушить изделия надо при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
7. Подведение итогов.
Сколько шагов работы мы выполнили? ( Д.Три.)
На каком шаге работы возникли трудности?
Что нам осталось сделать? (Д.Готовые, полностью высохшие заготовки надо аккуратно снять с форм, окрасить, покрыть лаком и украсить изделие)
Какое изделие мы начали изготавливать? ( Д.Колокольчики в технике папье-маше)
Из чего? ( Д.Клея, газеты и бытовой бумаги)
Как переводится слово папье-маше? ( Д.Слово папье-маше переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага»)
Для чего можно использовать колокольчики? ( Д.Это новогоднее украшение, такой сувенир можно подарить близким, колокольчики магнит украсят ваш холодильник и т.д)
На следующем уроке мы продолжим работу.
8. Выставление оценок, уборка рабочего места.
Все сегодня молодцы!
Спасибо вам за работу на уроке, ребята.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
ЗђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 3ђЗаголовок 515