Конспект урока Изготовление новогодней игрушки Снеговик в технике папье-маше

Конспект урока
«Занимательный труд» 4 класс
Работа с бумагой, папье-маше
Тема: «Изготовление новогодней игрушки «Снеговик»
в технике папье-маше

Кадьярова Любовь Ивановна,
учитель МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида № 92

Цель: Изготовление новогодней игрушки «Снеговик» в технике папье-маше.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки рисования елочки по рисунку.
Научить детей поэтапному изготовлению снеговика.
Совершенствовать умения и навыки изготовления снеговика, используя технику папье-маше.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, наблюдательность через включение в урок задания практического характера.
Развивать мелкую моторику рук с помощью тренировочных упражнений (выкладывание елочки из ниток на поролоне)
Формировать творческие способности и практические умения при выполнении практической работы.
Совершенствовать умения и навыки работы с инструментами и материалом.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к аккуратному выполнению новогодней игрушки.
Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Развивать творческие способности и фантазию.

Форма урока: урок-путешествие, творчество.
Форма работы: индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практическая работа.
Сохраняющие здоровье технологии: неформальное общение, музыкальная терапия, физкультминутка, физминутка для глаз.

Оборудование:
– основа для изготовления «снеговика» - пластмассовая бутылочка;
– бумага офисная и газетная;
– отделочный материал для украшения снеговика (нитки, крышка, декоративные глаза, ватные палочки);
– краски гуашевые;  
– клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка;
– магнитофон, экран, компьютер.
Во время урока звучит классическая новогодняя музыка.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Все за парты тихо сели,  На меня все посмотрели. Руки ровно положите, Вместе руки поднимите. Превосходно! Опустили, Сядьте прямо, улыбнитесь!


Постановка цели урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами продолжаем путешествовать по НОВОГОДНЕМУ календарю. Сегодня на уроке мы продолжаем учиться слушать собеседника, выделять главное и делать выводы.
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– Я рада, что у вас хорошее настроение.
– Желаю Вам успехов в течение всего урока!
III. Повторение прошлого урока.
– Что нового вы узнали на прошлом уроке?
В России Новый год стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января, до этого отмечали начало нового года 1 сентября.
К концу XIX века ёлочки стали главным украшением и городских, и деревенских домов. Новый год – самый длинный из всех праздников.
Новый год – это самый сказочный и волшебный праздник. Под Новый год загораются разноцветные елки, покупаются и готовятся праздничные подарки.
– У кого мы были в гостях на прошлом уроке? (Мы были в гостях в мастерской у Гнома – Лесовичка.)
– Что изготовили мы в мастерской у Гнома – Лесовичка? (Мы изготовили белую, пушистую ёлочку из ватных дисков).
– Какой материал мы использовали для изготовления ёлочки? (Для изготовления ёлочки мы использовали ватные диски).
– С чего мы начинали работу, при изготовлении ёлочки? (Для изготовления ёлочки мы разрезали ватные диски на 4 равные части).
– Что продолжили выполнять дальше? (Приготовленные детали – «четвертинки» наклеивали ряд за рядом, пока не обклеили весь конус).
– Молодцы! Ответили правильно.
IV. Работа над темой.
И так, ребята, мы с вами снова отправляемся в путешествие по НОВОГОДНЕМУ календарю. (Вывесить на доску новогодний календарь с темами уроков, по которым идет путешествие)
Закрываем все глаза (звучит музыка), мы отправляемся в зимний заснеженный лес. Снежная буря занесла нас в гости к лесному жителю, волшебнику и фантазеру лесовичку – Боровичку.

Дети открывают глаза.
(Показать фрагмент мультика «Новогодняя сказка»).
– Ребята! Чем мы сегодня будем заниматься в мастерской, я пока не знаю. Чтобы узнать, чем будем заниматься, нам надо прочитать письмо, которое нам оставил лесовичок – Боровичок. (На столе лежит большой конверт с загадками и карточки со словами). Нам нужно отгадать загадки, чтобы составить кроссворд. Полученное ключевое слово, будет заданием, которое мы будем мастерить в мастерской у лесовичка – Боровичка. (Отгадывают загадки, дети подходят к доске и наклеивают слова в кроссворд и читают полученное ключевое слово).
1. Загадки к кроссворду:
1. Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет –
    Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
3. Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту. (Снег)
5. Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
    Это – клен, а это – ива,
    Вот и пальма предо мной.
    Как рисует он красиво
  Белой краскою одной! (Мороз)
7. Кто снег белый разбросал,
    Речку крепким льдом сковал?
    С вьюгой, холодом пришла.
    Как зовут ее? (Зима)
2. Все лето стояли,
    Зимы ожидали,
    Дождались поры,
    Помчались с горы. (Санки)
4. Нелегко иногда
    Забираться туда,
    Но легко и приятно
    Прокатиться обратно! (Горка)
6. Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром – в школу,
   Днем – домой. (Валенки)
8. В таких башмаках
    Неудобно ходить,
    Но очень удобно
    По льду в них скользить. (Коньки)
- Молодцы.

С
О
С
У
Л
Ь
К
А

С
А
Н
К
И


С
Н
Е
Г




Г
О
Р
К
А



М
О
Р
О
З




В
А
Л
Е
Н
К
И



З
И
М
А





К
О
Н
Ь
К
И




–    Ребята, какое слово получилось в выделенных клеточках? (СНЕГОВИК) Правильно. Молодцы!
– Значит, сегодня мы с вами будем мастерить вот такого «Снеговика». (Показать).

2. Дополнительный материал.

Техника, в которой мы будем сегодня работать, называется папье-маше (слово вывешивается на доску). Этим приемом мы еще не работали. Бумагу мы с вами вырезали, обрывали по контуру, и полученные детали наклеивали на картон или цветную бумагу. А сегодня нам предстоит изготовить объемную работу из отдельных кусочков бумаги. Техника работы папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения.
Считается, что папье-маше появилось во Франции в XVI-XVII веках.
Папье-маше – это масса, получаемая из бумаги и клея. Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага», либо «рваная бумага». (Два высказывания вывесить на доске).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Анализ образца.
– Давайте, посмотрим на образец.
– Какого цвета у нас снеговик? (Снеговик белого цвета).
– На голове у снеговика что есть? (На голове у снеговика есть ведро, волосы, нос, глаза и рот).
– Что повязано на шее у снеговика? (На шее повязан шарф). Какого цвета шарф? (Шарф красного цвета).
– Что выглядывает из-под ведра у снеговика? (Из-под ведра выглядывают волосы).
– Что держит в правой руке снеговик? (В правой руке снеговик держит метлу).
– Что располагается у снеговика спереди по туловищу? (По туловищу располагаются пуговицы). Какого цвета пуговицы? (Пуговицы черного цвета).
– Молодцы. Вы хорошо описали нашего снеговика.
Для того, чтобы сделать снеговика из папье-маше, нам понадобится:
– Основа (показать), на которую будем наклеивать бумагу.
– Бумага (белая офисная и газетная бумага). (Показать)
– Клей ПВА (показать).
– Емкость для клея.
Прежде, чем приступить к работе, выполним несколько небольших заданий.
4. Коррекционная работа для рук.
Вывешивается лист бумаги, на листе нарисована ёлочка.
Задание:
Пройтись глазками по рисунку ёлочки (учитель показывает указкой).
Пройтись указательным пальцем вытянутой руки (правой, а затем левой) по рисунку ёлочки (учитель показывает указкой).
Выложить нитку по рисунку ёлочки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

3. Правила техники безопасности при работе с клеем.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
V. Практическая работа.
Для того, чтобы выполнить практическую работу, я для вас приготовила бумагу и клей для работы. Подойдите к столу, возьмите две тарелочки: в одной тарелочке бумага белого цвета, в другой тарелочке газетная бумага.

Выполнение практической работы под классическую музыку.
Оказание индивидуальной помощи слабым ученикам.

Гимнастика для пальчиков.
Взять ребристый карандаш в руки.
Катание ребристого карандаша между ладошками.
Вначале медленно, потом быстро, снова медленно и снова быстро.
Поменять карандаш.
Взять круглый карандаш в руки.
Повторить все те же движения с круглым карандашом.

Опрос детей во время практической работы.
– С чего начнешь работу?
– Что ты делаешь?
– Что ты будешь делать?
– Что будешь делать дальше?
План работы по изготовлению снеговика.

1. Намазать кусочек газетной бумаги клеем.
2. Наклеить кусочек газетной бумаги на основу.
3. Намазать следующий кусочек газетной бумаги клеем.
4. Наклеить второй кусочек газетной бумаги рядом с первым кусочком так, чтобы он немного заходил на первый.
И так продолжаем дальше. Продолжаем клеить газетную бумагу до тех пор, пока она не закроет всю основу.


Физминутка.
Музыкальная новогодняя разминка
«В лесу родилась ёлочка»

Гимнастика для глаз.
Физминутка для глаз «Снеговик».
(показ физминутки на экране, под музыку)

5. Для второго слоя использовать белую бумагу.
Сделать это для того, чтобы было четко видно, где уже наложен новый слой, а где еще нет.


6. Наклеить три слоя бумаги на основу.



Продолжение практической работы.

7. Скатать из бумаги две толстые трубочки. Слегка загнуть и наклеить на основу, имитировать руки у снеговика.
Вставить палочку для отверстия для метлы.


8. Наклеить четвертый слой бумаги (белый) на основу.


9. Сушится изделие при комнатной температуре.


10. Далее на голове прикрепить декоративные глаза, нос из ватной палочки – покрасить и приклеить, рот нарисовать красками, ведро – крышечка от баночки, толстые ниточки – будут имитировать волосы.


11. Нарисовать пуговицы, завязать шарф на шею и вставить готовую метлу в отверстие.


12. Наш снеговик готов.


13.Работы убираем на подоконник. Вытираем парту салфеткой, идем мыть руки. Салфетки убираем в тазик с водой.



VI. Итог о проделанной работе.
Ребята, давайте проведем небольшой итог о проделанной работе.
– Что нового вы узнали на уроке? Техника, в которой мы сегодня работали, называется папье-маше. Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага». Папье-маше – это масса, получаемая из бумаги и клея.
– Какую работу вы сегодня выполняли на уроке? (Мы наклеивали кусочки бумаги на основу).
– Как называется этот прием? (Этот прием называется папье-маше). – Какую бумагу для работы я для вас приготовила? (Вы приготовили белую и газетную бумагу).

VII. Оценка качества выполненного изделия.
– Молодцы! Сегодня все хорошо потрудились, показали свое мастерство, но на этом наша работа не закончилась. На следующем уроке мы с вами снова продолжим работу.

– Закрываем все глаза, и под музыку мы снова отправляемся в наш класс.
– Всем спасибо за урок!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315