Доклад:«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»


Управление образования Карагандинской области.
КГУ Областная специальная школа-интернат №3 для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Доклад на педагогический совет«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» Подготовила: Жапарова М.Ж.Педагогическая профессия относится к группе «человек - человек» (социометрическому типу по Н. Л. Климову). Именно поэтому влияние профессиональной деятельности на здоровье учителя представляет собой актуальную научную и практическую задачу.
Профессия специального педагога -высоко социально значима, поскольку направлена на коррекцию и развитие личности учащихся с особыми нуждами. К профессионально личностным качествам педагога дефектолога можно отнести эмпатиность, гуманизм, терпение, доброжелательность и тактичность. От специального педагога требуются не только глубокие знания в области педагогики и психологии лиц с функциональной или органической патологией развития, безграничное уважение к воспитанникам, но и, наверное, самое главное - вера в успешный результат своей профессиональной деятельности. С другой стороны, деятельность педагога данной категории отличают: большие психо-энсргстичсскис затраты при обучении и воспитании, обусловленные сложностью педагогических ситуаций, осознанием ответственности за детей с проблемами развития, понимание непредсказуемой судьбы таких детей в реалиях современной жизни, социальной незащищенностью самих педагог ов и т. д. Все эго, безусловно, оказывает отрицательное влияние на состояние психологического здоровья педагогов дефектологов. В связи с этим с особенными учащимися может приводить к личностным деформациям специального педагога, одним из проявлений которых может стать формирование симптомов психического выгорания, т.е. профессионального выгорания.
Выгорание - это психологическое явление, оказывающее негативное воздействие на психологическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, не страдающих психопатологией. (1 слайд)
Поэтому существует явная потребность в теоретико- экспериментальном изучении психологического влияния данного
феномена, имеющегося у специальных педагогов, на психологическое здоровье проблемных школьников. Среди педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений достаточно часто наблюдаются симптомы выгорания.
Международные исследования показали, что в частности, 41% специальных педагогов характеризуются сниженным эмоциональным фоном, равнодушием, эмоциональным перенасыщением, опустошенностью и усталостью. У каждого третьего педагога в данной профессиональной среде (33,5%) обнаружены деформации отношений с другими людьми: негативизм, циничность установок и чувств по отношению к детям с особыми нуждами, коллегам но работе. 39,9% педагогов- дефектологов негативно оценивают себя, свои профессиональные достижения и успехи.
Существуют факторы риска возникновения психического выгорания у педагогов специальных (коррекционных)'школ, а именно: возраст, стаж, уровень образования, наличие специальной подготовки.
Причин снижения чувства успешности и негативного отношения к своим обязанностям у псдагогов-дефсктологов множество, но основные из них это: (2 слайд)
а) низкая оплата труда преподавателей, когда многие вообще не думают о школьной карьере и в учреждении остаются менее приспособленные;
б) наличие патологии, которая существенно тормозит положительную динамику в развитии ребенка;
в) неадекватная самооценка, которая растет с увеличением стажа работы .
Зависимость выгорания от условий организации педагогической деятельности в уровне развития симптома «деперсонализация» может быть связана с: (3 слайд)
д) характером нарушения детей (сравнение ограниченных возможностей интеллекта);
б) несколько иными условиями труда (школы VIII вида работают в режиме интернатов);
в) меньшей психолого-педагогической компетентностью;
г) малой степенью владения навыками эффективного разрешения стрессовых, конфликтных ситуаций.
Нередко олигофрено-педагоги относятся к контингенту учащихся как изначально мало перспективному, возможности развития которых при стойкой, органической патологии в сфере познавательной деятельности менее значительны. Уход от концентрированности на сильных сторонах личности ученика (восприятие сквозь призму проблем и трудностей) приводит к процессу отчуждения в диаде «учитель-ученик». Кроме того, в основе недоброжелательности отношений со стороны педагога, может лежать низкий уровень развития эмпатии вообще.
Несомненно, взаимодействие педагогов с детьми с ОВР усложняют и следующие индивидуально-личностные особенности последних: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, низкий уровень восприятия, отставания в развитии памяти, речевые нарушения, незрелость эмоций и др. Таким образом, ребенок с общим стойким недоразвитием в силу своих особенностей, меньше всего подходит под образ «идеального» ученика, не соответствует уровню завышенных ожиданий специальных педагогов.
Существенным фактором риска возникновения и развития психического выгорания является недостаточная степень дефектологической и психологической подготовки. Кроме того, из- за дефицита педагогических кадров в коррекционные образовательные учреждения нередко устраивались лица не всегда готовое к адекватному взаимодействию с учащимися, имеющими нарушения в психическом развитии. Такие «псевдоспециалисты» безусловно ощущают нехватку знаний о психолого-педагогических особенностях проблемных детей и методах коррекции и компенсации отклонений в развитии. Недостаточно компетентный специалист в связи с отсутствием практического опыта работы пытался обучать, воспитывать детей исключительно благодаря
своему личному примеру и интуиции, что неминуемо влечет неуспех и психотравму для него самого. В этой связи значительная часть сотрудников нуждаются в специальной подготовке, формировании соответствующих знаний, умений, личностных качеств, минимизирующих психоэнергетические затраты и способствующих преодолению профессиональных трудностей.
Таким образом, выделенные нами факторы риска возникновения и развития синдрома психического выгорания: индивидуальные (возраст, педагогический стаж, специальное образование) и организационные (характер нарушения ребенка, социально-культурные условия осуществления педагогической деятельности) достаточно часто наблюдаются среди педагогического персонала специальных (коррекционных) школ.
Обобщая полученные данные, можно сформулировать выводы.
Особенности профессиональной деятельности специальных педагогов сопровождаются формированием у них синдрома психического выгорания. (4 слайд)
У учителей и воспитателей специальных (коррекционных) школ, присутствует неравномерная выраженность симптомов выгорания, в зависимости от таких факторов как возраст, педагогический стаж, специальное образование, характер нарушения ребенка.
В синдроме психического выгорания занимает симптом «редукции личных достижений» При этом у педагогов- дефектологов отмечается либо тенденция к негативному оцениванию себя, своих возможностей, либо редуцирование собственных профессиональных достоинств, ограничение своих обязанностей по отношению к другим, снятием с себя ответственности и перекладывании ее на других, что часто происходит в нашей школе.
С.целью снижения риска возникновения психического выгорания, сохранения и восстановления психологического здоровья, а также профессиональной эффективности необходимо организованное проведение с педагогами системы специального образования профилактической и коррекционной работы.
(5слайд) Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже “выгорают” оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляций, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей, сплочённый коллектив и поддержка со стороны семьи.