ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «Магия черного цвета»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
«Магия черного цвета»
Выполнила:
Об-ся ГБОУ СПО БТИС
группы №23
Петровская Ирина Сергеевна,
Руководитель:
Михалева Марина Леонидовна
Тел: 74-13-68
Брянск - 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………..2
Из истории «черной вышивки»…………………………...5
Загадка черного цвета……………………………………..8
Методы выполнения……………………………………….9
Инструменты и приспособления…………………………10
Советы для черной вышивки……………………………..12
От простого к сложному…………………………………..13
Заключение ……………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………….16
Приложение 1……………………………………………………..17
Приложение 2……………………………………………………..18
Приложение 3……………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.
Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла — вот весь несложный материал для вышивания, что каждая любительница рукоделия может всегда иметь его при себе.
Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы. Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы, цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д. Фоном для вышивания служат льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент и прочие материалы. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом. Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение ткани.
Изобразительное искусство и архитектура, украшение интерьера и роспись по ткани - классическое сочетание черного и белого неподвластно времени. Вышивка счетным крестом черными нитками на белой ткани - техника, которая великолепно вписывается в эту категорию. Черная вышивка - как ее называют сегодня - это техника, чьи истоки разнообразны и древни. Геометрические повторяющиеся узоры с давних пор использовались как элементы отделки, появлялись в мозаиках, напольном покрытии... Черная вышивка существует со времен Древнего Рима, Греции и других античных цивилизаций. Образцы черной вышивки были найдены по всей Европе и до сегодняшних дней дошли в виде традиционной вышивки крестьян славянских стран. 
Актуальность работы. Черная вышивка – увлекательное рукоделие, которое удивляет и увлекает настолько, что становится «образом жизни». Любая работа цениться не столько по стоимости материала, сколько по вложенному в работу труду, терпению, по художественной ценности и мастерству исполнения.
Цель работ:
Практически изучить технику черной вышивки;
Пополнить коллекцию работ, изготовленных своими руками;
Доставить радость себе и окружающим.
Задачи:
На основе анализа специальной литературы изучить историю черной вышивки;
Практически освоить шов «Гольбейн», выполнить экспериментальные работы – «Клубничка», «Поцелуй бабочки».
Закрепить освоенную технику, выполнив работу – «Лебединое озеро».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты моей работы могут быть использованы:
Учащимися на занятиях кружка по вышивке;
Всеми, кто желает собственными руками украсить интерьер дома.
ИЗ ИСТОРИИ «ЧЕРНОЙ ВЫШИВКИ»
     Черная вышивка использовалась в Англии до эпохи Тюдоров для украшения костюмов и тканей, а пика популярности достигла во время правления Генриха VIII. Расцвет начался с прибытия Екатерины Арагонской, дочери короля Фердинанда и королевы Изабеллы Испанской, ко двору Тюдоров в 1501 году.
     Екатерина была английской королевой в течение 25 лет. Ее страстное увлечение «испанской работой» разожгло любопытство придворных, техника получила признание и оставалась в моде в течение 125 лет!
Екатерина любила эту технику, которая становилась все более и более популярной в Испании в 15-16 веках, особенно под влиянием мавританской цивилизации.
Чаще всего такие рисунки использовались для украшения постельного белья и других предметов быта, а так же рукавов, воротничков, манжетов, где стежки были выполнены двойным наметочным швом. Металлические нити, известные как серебряно-позолоченные, использовались для украшения и оживления чёрно-белой вышивки. Промышленное производство металлических нитей очень скоро вытеснило позолоченную серебряную нить, вокруг шелковой нити стали обматывать золотистую или просто оставлять золотую металлическую проволоку. Мода на чёрную вышивку в Англии продолжается, начиная с XVI века со времен Елизаветы. Прекрасный пример чёрной вышивки как украшения сложных костюмов, одеваемых знатью, можно увидеть на портретах, но, к сожалению, сохранилось не так много образцов вышитой ткани, сделанной в первой половине XVI века.
Лучший черный шелк для вышивки импортировали из Голландии, но стоимость делала его недосягаемым для низших сословий, единственной альтернативой для которых были нити, окрашенные вручную.
Для низших сословий изысканная черная вышивка была альтернативой дорогостоящему кружеву, которое облагалось налогом во времена Тюдора и раннее якобинское время. Королевским указом было запрещено ношение кружев всем кроме высочайшей знати.
В результате этого указа чёрная вышивка, как украшение одежды и мягкой мебели, стала указывать на принадлежность к аристократии, стремящейся выдвинуться.
     Поскольку развившаяся текстильная промышленность предложила больше цветных и разнообразных нитей, чёрная вышивка была забыта на несколько веков как довольно унылая и вышедшая из моды. Однако в прошлом столетии наблюдалось возрождение чёрной вышивки в 20-30-х годах большей частью в виде отдельных фигур, заполненных узорами, в строгом стиле Тюдора.
    Сегодняшний интерес к чёрной вышивке, как технике, начался в 60-х годах прошлого века с более свободного использования геометрических узоров, позволяющего создать глубину тона и структуры, а также использовать другие, не только чёрный, цвета. Не заметно, чтобы этот интерес уменьшался, создано множество моделей для чёрной вышивки, книг, схем и наборов, которые можно приобрести. Похоже, что с ее очаровательными историческими верительными грамотами чёрная вышивка как универсальное искусство собирается развиваться и в этом тысячелетии.
  Черная вышивка, как следует из названия, - вид вышивки с использованием чёрных нитей. На первый взгляд, кажется, что она полностью отлична от вышивки крестом, но все же не настолько. Обе техники относятся к счетной вышивке и выполняются на ткани с одинаковым количеством нитей переплетения на единицу длины и ширины. Энтузиасты вышивки крестом могут найти эту технику весьма освежающей.
     Популярность чёрной вышивки, безусловно, сильно выросла во время правления Генриха VIII, и на картинах с изображениями английского двора того времени мы видим людей в изящной одежде с воротниками и манжетами, украшенными чёрной вышивкой. Немецкий живописец Ханс Гольбейн столь точно изобразил на своих полотнах двойной наметочный стежок, который обычно заканчивал узоры, что стежок стал известен как стежок «Гольбейна». 
ЗАГАДКА ЧЕРНОГО ЦВЕТА
Существует миф о возникновении стиля черной вышивки, согласно которому это направление стало развиваться как способ экономного вышивания, поскольку черные нити были редкостью, и их было трудно производить. Однако на самом деле известно, что черные нити были достаточно просты в производстве, и ими очень широко пользовались. Нити разной толщины пряли преимущественно из льняного волокна, затем выкрашивали в черный цвет. Вышивальщицы тюдоровской эпохи имели доступ к ввозимому в страну шелку. Процветала торговля вышивальным шелком из Ближнего Востока, еще до того, как научились красить нити. Но в целом красители ниток еще не были прочными. Этот факт и породил миф о том, что черные нити были редкостью и драгоценностью, поскольку они не сохранились для истории в окрашенном виде.
МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
9766301449070 Существует два основных способа выполнения рисунка черной вышивкой. Чтобы работа одинаково выглядела на лицевой и изнаночной стороне, следует работать стежком «гольбейн». Этот стежок выполняется в два приема.
Альтернативным приемом является использование стежка «назад иголку». Его выполняют простыми стежками, которые накладываются рядами на ткань в виде счетного узора с симметричной композицией, выдержанного внутри контура. Применение стежков в две и одну нить создает живописные тени, а незаполненные вышивкой участки — эффект света, отражающегося на поверхностях.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
К инструментам для вышивания относятся ножницы, иглы, пяльцы, наперсток, сантиметровая лента и карандаши.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания. Самые тонкие иглы №1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы № 2 – 5 – для работы на льняных тканях. Толстые иглы № 6 – 12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда. Также используют специальные иголки с тупым концом. Такие иглы называют «гобеленовыми».
Пяльцы бывают круглой или прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец – держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами – для подрезания ниток и большие – для раскроя.
Приспособлениями для вышивки служат карандаши, копировальная бумага и калька.
Для перевода рисунка на ткани нужны остро отточенные твердые и мягкие карандаши. Цветная копировальная бумага используется для переноса рисунка (узора) на ткань. Применяется бумага желтого, красного или зеленого цвета.
Калька – это лист прозрачной белой бумаги. Она используется для перевода изображений, рисунков, орнаментов и т.п.
Для выполнения черной вышивки используются нити черного цвета.
Рамка. Вышивку по всем сторонам нужно ровно обрезать и хорошо отутюжить. Ее можно укрепить тонкой прокладкой, например, проутюжив с изнаночной стороны флизелин. Затем нужно вырезать картон, соответствующий размеру рамки, и уложить на изнаночную сторону вышивки. Если вы хотите сделать картину немного выпуклой, проложите между вышивкой и картоном слой объемной прокладки. После этого заверните срезы вышивки вокруг картона и приклейте. Затем вставьте вышивку в рамку и с обратной стороны для аккуратного внешнего вида положите картон.
Если вы хотите вставить вышивку в паспарту, постарайтесь перед этим посоветоваться со специалистом.
Можно приобрести готовые рамки со стеклом и паспарту. Чтобы вставить в такую рамку вышивку, ее нужно только обрезать до размера стекла и обметать срезы.
СОВЕТЫ ДЛЯ ЧЕРНОЙ ВЫШИВКИ
Избегайте длинных протяжек по изнанке работы, протянутая нить будет просвечивать на лицевую сторону. Обматывайте нить на изнанке вокруг готового стежка, чтобы перейти к другому участку вышивки.
Вышивка пойдет быстрее и проще, если перед началом работы вы изучите схему и найдете лучший порядок перехода от одного участка работы к другому.
Используйте более толстую нить для вышивания контуров. Это увеличит изысканность сложных узоров и объединит отдельные элементы дизайна.
При создании собственных схем имейте в виду, что вышивка может выглядеть темнее или светлее в зависимости от толщины стежков. Создайте утонченный дизайн, используя игру света и тени.

6. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
15970251325245 Для того чтобы попробовать свои силы в этом виде вышивки я изготовила мини проект, изображающий клубничную ягоду (приложение 1). Предлагаю его выполнить всем, кто заинтересуется данной техникой вышивки.
14461162452066
Потом я решила попробовать сделать проект большего размера – «Поцелуй бабочки» (приложение 2).
Выполнив эти работы, решила закрепить эту технику, выполнив
работу - «Лебединое озеро» (приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования темы и выполнения изделий я пришла к следующим выводам:
Изучение большого количества теоретической литературы позволило мне расширить мой кругозор, помогло мне научиться творчески, смотреть на окружающий меня мир.
Практическое освоение технологии, дало мне возможность пополнить коллекцию работ, изготовленных своими руками.
Я думаю, что результаты моей работы помогут всем, кто желает собственными руками украсить интерьер дома или свою одежду.
Перспективу своей работы я вижу в пополнении созданных мною коллекций картин, а также в применении элементов, выполненных в технике черной вышивки для украшения одежды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Карягина О.Ф. Вышивка крестом – практический курс, М.:РИПОЛ классик, 2007
Журнал «Вышиваю крестиком» №5 – 2005, №7 – 2006, №5 – 2007.
www.frosya.ruwww.hand-made-grana.ruwww.rukodelie.ruПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3