Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству. Изготовление поделки Куклы из ниток»

Конспект занятия.
Тема: Изготовление поделки «Куклы из ниток»
Цель: научиться выполнять куклу из шерстяной нити /пряжи/
Задачи урока:
Образовательные:
овладение навыками изготовления куклы,
расширение представлений об обычаях народов, о символизме вещей в обрядах;
создавать условия для развития умений целеполагания и планирования.
закрепить знания по технике безопасности (работа с ножницами);
развивать мелкую моторику рук;
Развивающие:
развитие творческих способностей и творческого мышления.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к русским традициям;
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать умение слушать, помогать своим сверстникам.
Тип урока: изучение нового материала
Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение, музыка, информатика.
Материалы: набор шерстяных ниток.
Инструменты: ножницы.
Оборудование: картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, ИКТ (использование компьютерного обеспечения - презентация)
Готовое изделие: образец куклы «Мартиничка», показы на каждый этап работы
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
анализировать свою деятельность;
осуществлять совместную практическую деятельность;
умение слушать педагога.
Предметные результаты:
понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
осваивать способы работы с нитками, наматывание ниток на шаблон из картона;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД (универсальные, учебные действия):
определять с помощью преподавателя тему и цель урока;
выявлять совместно с преподавателем проблемы урока.
Познавательные УУД (универсальные, учебные действия):
искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы;
излагать свое мнение.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
Уважительное отношение к результатам своего труда и труда своих сверстников.
Умение слушать преподавателя и своих сверстников, высказывать свое мнение.
Предметные результаты:
Умение готовить и убирать рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
Способность справляться с доступными практическими заданиями с опорой на знание.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД(универсальные, учебные действия):
Определение с помощью педагога и самостоятельно цели деятельности на занятии.
Планирование практической деятельности на занятии.
Способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД(универсальные, учебные действия):
Умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.



ХОД УРОКА
Включение в учебную деятельность
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний
- Ребята для вас я подготовила интересный музыкальный сюрприз, произведение: Музыка Зары Левиной Слова Зои Петровой, прослушайте и подумайте, о чём оно?
/звучит мелодия/
(Ответы учащихся)
- А знаете ли вы стихотворения о куклах?
Ученики читают стихотворения о куклах.

/Подборка стихов для педагога/
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Вшивает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток.
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными,
И волшебное сама выдумаю имя.

- Кто попробует сказать, чем мы будем заниматься на уроке?
3. Определение темы и постановка цели урока.
Тема: Изготовление поделки «Куклы из ниток»
Цель: научиться выполнять куклу из шерстяной нити /пряжи/
Формируемые УУД(универсальные, учебные действия):
Умение осознавать и формулировать тему, цель, задачи работы с помощью педагога.
Умение слушать педагога и сверстников, высказывать свое мнение.

- Но куклу мы будем выполнять необычную.
Рассматривая у меня на столе некоторые изделия, скажите, пожалуйста, какой материал мы будем использовать?
/педагог обращает внимание детей на предметы и вещи изготовленные из пряжи: вязаные игрушки, рукавички, варежки, одежду. Дети должны дать ответ – пряжа./
- Правильно. Куклу мы будем изготавливать из шерстяной нити, а правильно эта нить называется – пряжа. И цель нашего занятия научиться изготавливать куклу из пряжи.

4. Работа по теме урока
Знакомство с историей возникновения куклы.
- Ребята, пожалуйста, давайте посмотрим на экран.
/далее педагог транслирует презентацию/
Слайд 1
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества.
Как только появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки. В Древней Руси в простых семьях для своих детей кукол делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики.
Слайд 2
А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.
Слайд 3
Кукол на Руси вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. В других странах использовали другие цвета.
Слайд 4
- Прочитайте на слайде поговорки:
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Делу время, потехе час.
- Как вы их понимаете?
(Сначала нужно сделать дело (например, изготовить куклу),
а потом и отдохнуть, поиграть (например, с этой же куклой).)
5. Анализ изделия
Цель: формировать умение анализировать изделие, выявлять из каких элементов он
состоит; способы сборки изделия.
Формируемые УУД(универсальные, учебные действия): искать подходящие способы решения для достижения поставленной
учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке. Умение слушать
преподавателя и одноклассников, высказывать свое мнение.
Слайд 5
- Изготавливать мы ребята с вами буде вот такую куколку.
Передайте, пожалуйста, материал для занятия. Рассмотрите образец и схему изготовления куклы (технологическую карту).
На сегодняшнем занятии мы изготовим куклу - девочку по простому способу, а в след
·ующий раз вы сможете воспользоваться технологической картой по сложнее или добавить какие - то элементы, если захотите.
Сейчас ознакомьтесь и вкратце, расскажите, как она изготавливается.
Кукла делается из 2 пучков пряжи: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.
6. Инструктаж по технике безопасности
Слайд 6-7
- Ребята, в нашей работе мы будем использовать – ножницами, давайте вспомним технику безопасности.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
7. Коллективная работа.
Цель этапа: Учить планировать практическую деятельность на уроке.
Формируемые УУД(универсальные, учебные действия): развитие умения выполнять практическую деятельность под руководством преподавателя. Умение подготовить своё рабочее место, содержать его в порядке.
Слайд 8
- Начнем выполнение работы с женской фигурки из ниток. С чего начнем работу?
(с изготовления двух пучков ниток).
Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
Слайд 9
- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Вам предоставляется возможность комбинировать нити.
Для этого вдоль более длинной стороны картонки намотаем пряжу, любая пряжа имеет свою толщину, используя данную пряжу, мы будем накручивать 40 раз, пока не получится пучок нужной толщины.
Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.
Слайд 10
- Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.
Слайд 11
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины.
8. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
Чтоб они работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы лепить
- резать
- клеить
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки ручками закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Слайд 12
- Теперь делаем второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны, на 15 витков.
Слайд 13
Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Разрезаем с двух сторон. Получились ручки.
9. Изготовление куклы совместно с педагогом.
Цель: формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Формируемые УУД(универсальные, учебные действия): Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.
- Что нужно сделать с пучками?
(длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон).
Слайд 14
- Оформляем головку куколки.
Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой.
Под головку вкладываем ручки.
Слайд 15
- Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова.
Слайд 16
Аналогично мы будем делать с вами еще одну куколку мальчика. Затем из двух нитей белого и красного цвета сделаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки. Это мы будем делать на следующем занятии.
Далее дети работают по схеме, данной на доске. Помогаю, демонстрирую на своем макете действия. Края пучков по окончании работы слегка подравнивают. Учащиеся самостоятельно изготавливают куклу «Мартиничку».
10. Рефлексия (5 минут)
Цель этапа: умение анализировать свою практическую деятельность.
Формируемые УУД(универсальные, учебные действия):
Развитие умения анализировать учебную цель.
Закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
Воспитание чувства коллективизма.
- Давайте вернемся к теме и цели урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
- Кому можно подарить эту куклу?
Сегодня на уроке мы выполнили маленькие нитяные куколки - мартинички.
И это у вас ребята всё удалось.
- Давайте уберём своё рабочее место, и продемонстрируем друг другу своих кукол.
11. Уборка рабочих мест.
- И в завершении урока, хочется сказать: «Кукла, сделанная своими руками, сохраняет тепло ваших рук, и вы с благодарностью её дарите, желая добра и света».
А наши куколки «мартинички» ценны ещё тем, что ими закликали и встречали весну, желая друг другу здоровья, любви и удачи. Наследующем занятии, когда у нас уже будет выполнена вся композицию из кукол, мы с вами обязательно будем закликать весну красну.
Я сейчас возьмите в руки свои куколки и пожелайте друг другу добра и здоровья.
Давайте скажем хором: «Будьте все здоровы!».
Слайд 17

Технологическая карта куклы «Мартинички»
Для изготовления куклы нам понадобятся:
шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона.
1.Подготавливаем необходимые материалы
шаблон из картона
2.Наматываем нитки на картонку по длинной стороне
3.Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем
4.Нижний сгиб разрезаем
5.Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине,
аккуратно снимаем с картона.
6.Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Разрезаем с двух сторон. Получились ручки
7.Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под головку вкладываем ручки.
8.Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова.

Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.
Получится парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!










мастер-класс, необходимые материалыРисунок 2мастер-класс, необходимые материалыОбъект 3мастер-класс, шаг 1Рисунок 4мастер-класс, шаг 1мастер-класс, шаг 3Рисунок 1мастер-класс, шаг 3мастер-класс, шаг 4Рисунок 2мастер-класс, шаг 4мастер-класс, шаг 7Рисунок 5мастер-класс, шаг 72ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 415