Технологическая карта урока Изготовление тряпичной куклы 5 класс 
          Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. 
Технологическая карта урока.
Данные об учителе:  Кузнецова Марина Николаевна учитель технологии МОУ СОШ №4 г. Малоярославец
Предмет: технология    Класс:  5  Учебник (УМК):  О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая «Технология» «Обслуживающий труд» 
Тема урока:  Создание тряпичной куклы     Тип урока:  урок изучения нового материала
Оборудование:  мультимедиа, образцы кукол
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
 предметные УУД:
-имеют понятие «тряпичная кукла», создание тряпичнойкуклы;
 -умеют                                     ;
 познавательными УУД:
- умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные 
Понимания понятия:
История тряпичной куклы, какую магию несли в себе куклы
«значения слова »
 Уметь изготавливать тряпичную куклу
1 уровень  узнавание
Регулятивные 
Планирование собственной деятельности.
1 уровень  выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Познавательные
Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
2 уровень  совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные 
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
1 уровень  выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
Личностные 
 Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.
2 уровень  самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
 Ход урока.
Наглядные материалы
Этапы урока время этапа
Задачи этапа
Методы приемы и формы обучения
Действия учителя
Действия ученика
Универсальные учебные действия
I. Организационный момент. (2 мин)
Поздороваемся пальчиками:
Орг. момент
Организовать
Самоопределение детей  к деятельности на уроке
Фронтальная
Посещаемость. Готовность к уроку.
Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните лодони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь моединяем пальцы со словами: 
Желаю  (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулировать  свои действия,  прогнозировать деятельность на уроке
II. Введение в тему. (8 мин)
 Метод инфоугодайка
Актуализация знаний
7 мин.
Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания.
Беседа.
Фронтальная
  Из чего у нас игрушки –Куклы, мягкие зверюшки?Из искусственного меха.Ткани и резины,Из пластмассы и металла,Дерева и глины.Из таланта и терпенья,Из народного уменья.Яркие, нарядные –Игрушкам очень рады мы.  
Регулятивные:
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Коммуникативные:
умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
III. Основные сведения о пуговицах (35 мин) 
Мотивация (встреча с проблемой) 
4 мин.
Вызвать эмо-циональный настрой  и познаватель-ный интерес к теме.
Беседа. Фронтальная
 А чем пойдет сегодня речь?
Так какая тема урока?
Какие задачи мы ставим перед собой?
Образовательные:
- Расширить кругозор учащихся: ознакомить учащихся с историей народной тряпичной игрушки;
-ознакомить с технологией изготовления народной тряпичной куклы;
Развивающие:
- Развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;
Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.
Развивать координацию движений рук, исполнительские умения;
Воспитательные:
Воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре, приобщение к традициям семейного уклада наших предков;
Воспитание бережного отношения к продуктам рукотворного творчества;
Воспитание эстетического вкуса, внимательности, терпения; привитие навыков культуры труда и аккуратности;
Воспитание творческого отношения к выполняемой работе.
 О кукле.
Создание тряпичной куклы.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства ее осуществления.
Познавательные:
анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные:
работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Метод инсерт: Составление кластера 
Поисково-исследовательский этап
8 мин
Организовать осмысленное восприятие новой информации 
Рассказ. Фронтальная
Что мы знаем о кукле? 
   Перед вами буклет. Выберите информацию и ответьте на вопросы. Какую интересную информацию вы узнали.  
Составить  кластер.
Какие игровые куклы есть?
Виды обереговых кукол?
Почему тряпичные куклы безликие?
Где  есть памятник кукле?
А для вас я приготовила выставку кукол, которая будет показана в конце урока.
 Составление кластера на основе буклета.
Познавательные:
анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные:
работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
·
формулировать, аргументировать.
Дерево опасения ожидания. Предлагается два дерева одно яблочное другое лимонное, и отдельно вырезанные яблоки и лимоны.
Поисково-исследовательский этап
8 мин
Организовать осмысленное восприятие новой информации 
Рассказ. Фронтальная
Я предлагаю сделать самим тряпичную куклу.
Ребята давайте определим, что вы ожидаете от работы и чего опасаетесь.
Например: 
1- если вы не сделаете - то вы можете доделать дома, 
2 - боитесь критики ребят – ничего страшного у каждого должна получиться своя индивидуальная. 
Познавательные:
анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные:
работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
формулировать, аргументировать.
V. Практическая работа (15 мин)
Звучит музыка
Обучение в сотрудничестве работа в группе, работа на диалоге практическом применении
Практический этап (15мин)
 Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Практическая работа. Индивидуально, фронтальная
 Сейчас  попробуем самостоятельно  сделать тряпичную куклу.  Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, мы с вами должны вспомнить некоторые правила.
Как правильно отмерить длину нитки? 
Как завязать узелок? 
Какие инструменты и материалы нужны, что изготовить куклу?  
Какую технику безопасности нужно соблюдать при ручных работах?  
Молодцы, вы все правильно сказали. Значит, можем приступать к практической работе. Используя  инструкционную карту выполняем работу.  Не забываем про технику безопасности.
Взаимооценка работы в группе 
Длину рабочей нитки для шитья можно определить по руке.
Делают на пальце 2-3 оборота, закручивают и затягивают. 
Ножницы, нитки, ткань, отделочные материалы.     
Ножницы и иголки должны лежать в определённом месте, при выполнении ручных работ нужно надевать напёрсток,  нельзя вкалывать иголки в одежду, нельзя отрывать зубами нитку.  
Девочки выполняют практическую работу.
По завершении выполнения задания  ученики обмениваются работами и оценивают правильность выполнения задания. Ученики совместно с учителем находят пути исправления ошибок, если такие имеются.
Регулятивные:
Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; планирование последовательности  операций.
Выполнение  технологических операций с соблюдением установленных норм и ограничений; соблюдение безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.
 Выявление  допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
Умение  соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные:
Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий.
 Соблюдение  безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
 Подбор  материалов с учетом характера объекта труда и технологии.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные:
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Развитие  трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
VI.  Рефлексия. (5 мин)
Волшебный круг
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)
Осмысление процесса и результата деятельности
Беседа.
В парах, фронтальная
Мой вклад в работу группы:
Красный – недоволен своей работой
Желтый - доволен но мог бы и лучше
Зеленый – доволен своей работой
Ребята выбирают кружки и обсуждают
Регулятивные:
владение  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
умение  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владение   устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Личностные:
осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать.
VII. Домашнее задание (5 мин)
Попробуйте дома выполнить  одну из обереговых кукол.
Регулятивные:
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Познавательные:
самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно прикладного искусства
VIII. Итог занятия (5 мин)
Осмысление процесса и результата деятельности
В конце урока отвечая на мои вопросы, мы повторим, что вы узнали нового сегодня на уроке:
  Вы узнали какие бывают куклы   
Регулятивные:
определение  адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
Познавательные:
анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия.
Коммуникативные:
излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
Кукла 
15