Мастер-класс изготовление тряпичной куклы Северная берегиня
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ «СЕВЕРНАЯ БЕРЕГИНЯ»
(мастер-класс для учащихся 1-2 классов)
Цель занятия: познакомить с технологией изготовления тряпичной куклы-оберега, изготовить куклу- «Северную Берегиню».
Задачи:
Образовательные:
формировать практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественное изделие в традициях народного искусства;
познакомить с куклой-оберегом, техникой ее изготовления;
обогащать словарный запас;
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус;
развивать индивидуальные задатки и творческие способности;
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус, живой интерес детей к северной народной культуре.
воспитывать аккуратность, самостоятельность;
Познавательные УУД
- отвечать на простые вопросы учителя
- определять тему;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель выполнения заданий на занятии, под руководством учителя.
- учиться высказывать свое предположение (версию)
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
.Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- слушать и понимать речь других.
Тип занятия: практическое.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, практические - самостоятельная работа.
Ожидаемые результаты:
Умение изготавливать куклу «Северная Берегиня»;
Усвоение знаний о традициях русского северного народа.
Оборудование и материалы:
1. Семь лоскутков разноцветной ткани прямоугольной формы размером 18 х 6 см.
2. Лоскуток белой ткани размером 18 х 6 см для рук.
3. Лоскуток красный треугольной формы для платка 16 х 16 см.
4. Нитки.
5. Ножницы
6. Народные тряпичные куклы.
7. Технологическая карта «Этапы изготовления куклы»
Конспект занятия
1. Организационный момент и готовность к занятию.
Педагог: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас на занятии. Давайте улыбнемся друг другу. Мне снова приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
2. Постановка темы и цели занятия
Ребята, наше занятие я хочу начать со стихотворения.
Сядем рядом с бабушкой
И сошьем мне Ладушку.
Куколку тряпичную
С русою косой.
Личико как солнышко,
Назову Аленушкой.
Буду я любить ее,
Как родную дочь.
Милая хорошая
На меня похожая.
В танце мы покружимся,
С нею мы подружимся.
И шагать по жизни нам
Вместе веселей.
Будут зимы с веснами.
Скоро стану взрослой я.
Подарю Аленушку
Доченьке своей. ( Т.Новик)
Вопрос к учащимся : Какая тема нашего занятия? То же мы сегодня будем делать? А чему мы должны научиться? ( Сделать, смастерить куклу, аккуратности)
Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать из ткани куколку-ОБЕРЕГ - «Северную Берегиню».
Существовал в старые времена обычай: каждый год женщина-хозяйка изготавливала с любовью куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя. Куклу так и называли БЕРЕГИНЯ.
Вопрос к учащимся: Ребята, а что значит берегиня? Как понимаете это слово?
Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Кукла была бережнёй, берегиней , хранительницей доброго духа, домашнего очага. Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Вопрос к учащимся: - Что такое оберег?
Оберег - это предмет, обладающий волшебной силой. Который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.
Так и появились куколки-обереги. Тряпичные куклы –обереги могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Это игрушка, с которой не играли, так как она обладала особенной силой: берегла от болезней, защищала от завистников и недоброжелателей.
О куклах – оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Сейчас предлагаю прочитать отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». (Отрывок читают дети).
Куколка давала Василисе хорошие советы, делала за нее трудную работу, спасала от Бабы-Яги… «Ах, ты , избавительница моя! – говорила Василиса куколке. Ты от беды меня спасла. Вот и мы с вами сделаем такую куклу, помощницу в трудную минуту.
Вопрос к учащимся: А почему СЕВЕРНАЯ Берегиня?
Потому что эта куколка распространена в северных районах России и еще потому, что этот оберег ставился в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие и удачу.
Ребята, посмотрите, какая красивая и нарядная куколка. Какое у нее яркое платье. А какого цвета больше в ее наряде? (Красный).
- В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
- Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? (Нет лица).
- Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица. Нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы).ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы на месте засиделись
Да на кукол засмотрелись.
Надо нам скорей размяться
И со стульчиков подняться.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх- вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели.
Вопрос к учащимся: Ребята, кто-то из вас уже делал куклу своими руками?
Раньше малышей с пяти лет учили самих делать кукол, передавая им опыт и представления о жизни предков. Кукол делала из того что было под рукой (солома, лен, мочало, лоскутки ткани). Согласно народным традициям, по изготовлению любой обереговой куклы нельзя пользоваться ножницами и иглой. Поэтому тряпочки рвали, а не резали. Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. Все их размеры определялись величиной ладони, пальцев.
Прежде чем пройти в нашу мастерскую, подумайте, какие материалы и инструменты используются для изготовления куклы «Северная-Берегиня»? (лоскутки ткани и нитки).
СЛАЙД
Мы с вами при изготовлении куклы воспользуемся ножницами. Прежде чем мы приступим к работе, хочу еще раз обратить ваше внимание на памятки по правилам труда и работе с ножницами.
Работа с памяткой.
. 1. Не держи ножницы острыми концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
3. Передавай ножницы кольцами вперед.
4. Не маши ножницами.
5. После окончания работы убери ножницы на место.
Учитель: предлагаю вам пройти в нашу мастерскую. И из приготовленных материалов попробовать самим смастерить куклу. . Заняли свои рабочие места.
Но прежде чем приступим к изготовлению куклы, предлагаю подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Поработать захотели»
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (Стучим по столу)
Повертели (Круговые вращения кистью)
Поработать захотели. (Потираем руками)
Ну что ж, немного отдохнули, теперь приступим к работе.
Я для вас подготовила карту –инструкцию последовательного изготовления куколки. Она поможет в её изготовлении.
На доске этапы изготовления. Ребята, да здесь кто-то побывал и перепутал всю последовательность. Мне нужна ваша помощь. Распределите что за чем будем делать.
Карта готова, мы можем приступать.
Мастер-класс
Итак, с добрыми мыслями и любовью - за работу!
(Работать можно в парах. Помогать друг другу. ).
1.Для изготовления куклы нам понадобится семь кусочков ткани. На каждом кусочке ткани находим середину, заворачиваем к середине края и складываем пополам.
2. Все полученные детали собираем вместе.
3. Находим середину и перегибаем. Далее перевязываем нитками, формируя голову куклы.
4. Приступаем к изготовлению рук. У белого лоскутка уголки перевязываем нитками – это будут руки куколки.
5. На голову куколке повязываем красный платок.
( Постарайтесь вжиться в материал, с которым работаете, полюбить его. Не огорчайтесь, если ваши куколки пока не совершенны. Они все равно заговорят на узнаваемом родном языке ).
Наша куколка готова!
Вы настоящие мастера! Какие замечательные, красивые куклы у вас получились. Они мне кажутся добрыми и теплыми, и это не случайно. Куклы хранят в себе теплоту ваших рук, изготавливая их, вы подарили им частичку доброты своих сердец.
5. Итог занятия. Рефлексия.
1. Вспомните, чему мы хотели научиться ? (смастерить куклу). А у вас получились такие куколки?
2.Как называется кукла, которую мы научились изготавливать?
3.Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
4.Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
Я предлагаю нарядить ваших куколок, повязать им нарядные ленточки. , Ленточку вы выберете того цвета, которая соответствует вашему настроению. (Дети оценивают свою работу на занятии).
Красная ленточка – мне понравилось, у меня все получилось.
Зеленая ленточка – было трудно, но интересно.
Желтая ленточка – пока получилось не все.
Ребята, возьмите своих кукол в руки. Давайте трижды повернемся, приговаривая «Отвернись злом, повернись добром». Теперь эти куколки будут вас оберегать. А если вы их подарите своим близким, они будут оберегать и их. Наше занятие подошло к концу. Мне было приятно с вами заниматься. Спасибо за занятие.
Уборка рабочих мест.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – Москва.
Т. Сысоева. Кукольный календарь. – Каргополь, 2006.
Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации/ авт.-сост. В.М. Пашнина. – Волгоград : Учитель, 2013.