Исследовательская работа Обрядовые куклы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Болотская средняя общеобразовательная школа»
Белевского района Тульской области





















Выполнили:
Горохова Анастасия,
Бурмистрова Мария
5 класс
Руководитель : учитель ИЗО
Князева Ольга Николаевна








Болото, 2015
Оглавление


Введение3
1.Основная часть:
1.1.История обрядовых кукол 5
1.2.Виды кукол 11
1.3.Куклы нашего края 19
1.4.Мастер класс 20
2.Анализ анкетирования младших школьников 21
Заключение 22
Список источников 23
Приложения 24
















Введение
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков-Щедрин
Мы живем в России - стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Интерес к народному творчеству сегодня необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются народные праздничные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма. И народная тряпичная кукла сейчас стала очень популярна!
Знакомство с традиционными русскими куклами позволило нам открыть новые грани истории и культуры нашего народа. А самодельные тряпичные куклы вошли в нашу коллекцию творческих работ и стали ценным подарком нашим друзьям и близким.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. А какая у нее интересная история.
Актуальность темы
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы подсознательно тянутся к размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла. 
Гипотеза:
Древнее искусство создания традиционных народных обрядовых кукол актуально и востребовано в современном мире.
Цель:
Исследовать историю возникновения и актуальность традиционных народных обрядовых кукол.
Задачи:
Изучить историю возникновения обрядовых кукол.
Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников
Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол
Привлечь внимание современников к старинному искусству создания кукол
Методы исследования:
Анкетирование учащихся 1-6 классов
Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников
Интервью (работник Белевского художественно-краеведческого музея)
Определение технологии изготовления кукол
Объект исследования: рукотворные обрядовые куклы
Сроки исследования: декабрь 2014г. – апрель 2015 г.
















1.Основная часть

1.1.История обрядовых кукол
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).
Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства.
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.
Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.
            На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило...
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
Старинные куклы, явно магического характера, выполняли роль оберегов от зла.
Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Обрядовая кукла не игрушка. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит игрушки священны. Они по-прежнему остаются оберегами.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережены вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
      Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами, и он выздоровеет.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Издавна основным занятием русских людей было земледелие. Поэтому основная масса праздников, обрядов на Руси имела земледельческий характер. Календарь русского крестьянина включал в себя знание человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт. Это своеобразный дневник крестьянского быта с его буднями и праздниками.
Традиционный земледельческий календарь был ориентирован не на числа, а на времена года, на сроки подготовки и выполнения основных сельскохозяйственных работ. И праздники, и обряды тоже складывались по временам года.
Обряды с января до марта подготавливали уход зимы, воскресение солнца и природы, наступление весны. В старину под Новый год молодёжь рядилась в вывернутые мехом наружу полушубки, надевали маски козы, медведя, брали с собой кукол – Меланку мать и Меланку дочь. Парни и девушки обходили дома, поздравляли хозяев с праздником. Меланка – персонаж новогоднего обряда – приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного и приносит людям добро, истину, благополучие. Меланка - мать изображала замужнюю женщину - поэтому на голову ей повязывали платок. Меланке – дочери заплетали косу, а на голову надевали венок из бумажных цветов. Кукла – мать представляла собой старый уходящий год, а кукла дочь – новый, только что начавшийся. Канун Нового года - щедрый вечер, в этот день готовили богатый стол – достаток и изобилие на весь год. Хозяйка дома одевалась во все новое и даже несколько раз переодевалась, чтобы у всех и всегда были обновы.
Свита Меланки водила с собой «Козу» (ряженый персонаж). Часто делали куклу Козу, которую также носили по дворам. Коза – символ благополучия, богатства, процветания. Одета была коза в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза» была символом жизненной силы, эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Рождество Христово - это один из главных православных праздников. По традиции под этот праздник ходили кладовщики. Они желали хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. В Рождество, так же, как и в Новый год наряжались, надевали всевозможные маски.
Кладовщики носили с собой обрядовые куклы «Коляда». Тряпичная кукла была одета во все белое, укрывалась белой меховой накидкой; бусы, серьги и кокошник на голове делали из блестящего бисера или жемчуга, что символизировало льдинки, снег, иней. Юбка пышная в горох на белом поле. Это означало поле, засеянное семенами и поле это, укрытое пышным снегом, уродит богатый урожай. У куклы нет рук. В народной традиции – это бездействие. Поле спит до весны, работ никаких не проводится. Такую куклу носили из дома в дом, пели колядки, и эта кукла должна была принести в каждый дом счастье и богатый урожай.
Коляда – по представлениям древних славян – это солнце-младенец – мальчик или девочка. Поэтому так рядились в «Коляду» на святки: если девка, то надевала порты и картуз, если парень – юбку и платок. Считалось, что помочь солнцу может сила людская, энергия молодых горячих сердец, песня, шутка. Было в эти дни весело и сытно, поэтому почитали Коляду как божество веселья, достатка и людского благополучия.
Проходила зима, и наступал праздник Масленицы. Масленица – праздновалась повсюду - и в деревне, и в городе. Это был самый веселый праздник на Руси.
Основным объектом всего масленичного гулянья является чучело масленицы. В разных местностях делали разнообразные куклы-чучела. Это и Масленица - Молодайка, Масленик в мужском костюме, и Масленица – Девица с косой, и Масленица – Младенец, Масленица Старуха.
Куклу Масленицу наряжали в праздничные одежды, или же в лохмотья. Кукла в лохмотья более соответствовала символу стужи, холода, тьмы. Устанавливали ее в понедельник на самое высокое место, а в последний день праздника куклу «провожали», то есть сжигали – это означало конец веселью, разгулу.
Накануне праздника со всей округи собирали для масленичного костра старые вещи. Сжигание старых вещей, в том числе и самого чучела Масленицы, символизировало похороны Зимы, всего отжившего, состарившегося, пришедшего в негодность времени и вместе с тем обновление природы, зарождение Весны, новых сил плодородия. И Масленицу-то старались нарядить во все старое, а если наряжали куклу в новые одежды, то перед сожжением раздевали ее.
Сожжение Масленицы, как правило, происходило в поле. Остатки чучела, пепел разбрасывали по ветру, для того, чтобы урожай был богаче, чтобы придать силы посевам. Солому, из которой делали куклу Масленицу, иногда давали скотине, так как этой соломе приписывали целебные свойства. Сжигание Масленицы – типичный пример жертвы, в обмен на которую человек ожидал хорошего урожая. Так прощались с Зимой и встречали Весну.
“Домашняя Масленица’’ – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. “Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, “Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту. 
Молодые женатые пары становились главными действующими лицами Масленицы. Из семи дней Масленицы наиболее известен по поговоркам пятый, называемый «Тещины блины». Когда молодой зять первый раз после свадьбы ехал в отчий дом жены. Он ехал с дружкой, прихватив с собой ведро пива. Теща встречала гостей, выставив на стол горшок масла, блины, жареного поросенка и яичницу, в середине которой лежал серебряный рубль для зятя.
Гости молодого мужа шли в родительский дом его жены «ряжеными». Любое ряженье у крестьян считалось опасным соприкосновением с неведомыми злыми силами. Поэтому теща и делала куклу, которая должна была отвлечь на себя влияние злых сил при посещении дома «ряжеными». Куклу выставляли в окно перед приходом гостей. Такая кукла хранилась в доме, либо сжигалась в печке.
К Пасхе и Вербному воскресению делали праздничных кукол «Вербниц». Лица таким куклам делали из красного лоскута. Куклами украшали праздничный стол, ставили и в красный угол. Дарили близким вместе с куличами и крашеными яйцами. Детям делали в подарок «пасхальных голубей», «пасхальных зайчиков и куколок». В знак любви ко всему сущему дарились куколки «пасхальные голубки».
Первый покос издавна считался в деревнях праздником. Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещали набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формировали голову и перевязывали нитками. Из излишков ткани по бокам делали руки. На куклу надевали юбку, передник (но должна быть видна «рубаха» - светлая основа куклы), повязывали платок. Считалось, что светлая кукла принесет достаток.
Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Из яркой ткани привязывали лямки сарафана. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Русский крестьянин был твердо уверен в существовании домового. Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей. По легендам Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домового бывали и жены, и ребятишки, стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путем».
Домовой устраивался жить в подполье, под печь. Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на лохматых лаптах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый.
Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке – соседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке. Люди считали, что он особенно внимателен к лошадям, хорошо знает их и нередко советует хозяину дома какую надо покупать.
Домовой знает наперед о событиях, которые должны совершиться в доме. О них он предупреждает, вещает веселыми танцами (к свадьбе), тяжелыми вздохами и стонами (к смерти), душит ночью (к болезни).
С Покрова (14 октября) после уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно нанимались на работу в других местах. Нанимались на работу и взрослые мужчины.
Но дом не мог жить без хозяина. Поэтому делали куклу «Хозяин». Его кормили, с ним разговаривали, чтобы представители злых сил не заметили отсутствия главы семьи и не навредили дому. А когда настоящий хозяин возвращался домой, куклу в специальной лодочке сплавляли по реке. А в Новгородской губернии делали еще и куколку «Новгородскую купеческую» на удвоение богатства. Изготавливали ее также, как и «хозяина», когда мужчина уходил на заработки. Куклу ставили на подоконник, лицом на улицу – ожидать его возвращения, а когда хозяин возвращался, ее поворачивали лицом в комнату, чтобы заранее заработанное богатство не уходило и дома.
14 ноября – день Кузьмы и Демьяна – праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали, отчего и зовут их бессеребренниками. В народе этот день еще и Кузьминками и повсюду считался праздником не только кузнецов, но и девичьим праздником. Девушка-невеста в день Кузьмы и Демьяна была хозяйкой в доме. Она приготавливала для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы «Кузьма и Демьян». Куклы были призваны приносить в дом благо и здоровье. Куклы ритуальные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.
Народная кукла эко логична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
        Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

1.2.Виды кукол
В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы: свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой, шитые.
Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на:
игровые,
обереговые,
обрядовые.
Обрядовые текстильные куклы также имеют свою классификацию:
по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и др.);
по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих);
по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую.
      Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.




Неразлучники.
Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.
Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить". Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.
Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.
Мировое дерево
Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место.
Мировое дерево это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.


Кукла Коза
Часто делали куклу Козу, которую также носили по дворам. Коза – символ благополучия, богатства, процветания. Одета была коза в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза» была символом жизненной силы, эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Обрядовая кукла Коза символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования, (обхода дворов ряжеными). У славян это и символ плодородия, также Коза амулет хорошего настроения. 

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.
 У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.





Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка")
После уборочной страды куколку наполняли отборным зерном нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
Для того чтобы в доме сытно и богато было, делали куклу-«Зерновушку» («Зернушку», «Крупеничку»). Её изготавливали после сбора урожая. В основе такой куклы был мешочек с зёрнами, собранными с поля. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы. Ставили куклу на ларь с мукой.   Первые горсти отборного зерна для посева брали именно из «зерновушки». После уборочной страды куклу-мешочек опять наполняли зерном нового урожая. Считалось также, что эта кукла поможет женщине стать матерью.

Кубышка-Травница
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.







Коляда
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни
Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.
Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Капустка
Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, готов ли к женитьбе. Делала эту куколку девушка, когда приходило время выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.



Колокольчик
Кукла добрых вестей. Основа куклы – колокольчик, поверх него – три юбки. Это символ тройственной природы человека. Кукла приносит в дом радость, веселье, бережёт хорошее настроение.






Кузьма и Демьян
14 ноября – день Кузьмы и Демьяна – праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали, отчего и зовут их бессеребрянниками. В народе этот день еще и Кузьминками и повсюду считался праздником не только кузнецов, но и девичьим праздником. Девушка-невеста в день Кузьмы и Демьяна была хозяйкой в доме. Она приготавливала для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы «Кузьма и Демьян». Куклы были призваны приносить в дом благо и здоровье. Куклы ритуальные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.
Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.





Купавка
Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.
Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.


Масленица
Куклу Масленицу наряжали в праздничные одежды, или же в лохмотья. Кукла в лохмотья более соответствовала символу стужи, холода, тьмы. Устанавливали ее в понедельник на самое высокое место, а в последний день праздника куклу «провожали», то есть сжигали – это означало конец веселью, разгулу.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.
Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Домашняя Масленица – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. "Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.































2.Куклы нашего края
Исследуя жизнь обрядовых кукол, мы обратились к сотруднице белевского художественно- краеведческого музея, Савиной Галине Георгиевне, которая проводит занятия по истории и изготовлению текстильных кукол. Она нам рассказала , что народное искусство по созданию кукол, живет и развивается и в нашем городе.
У каждого мастера свой путь в лоно народного творчества. Одни с детства приобщаются к рукоделью старших членов семьи, другие в молодом возрасте однажды увидели творения народных умельцев и не смогли устоять перед соблазном внести свой вклад в сохранение и развитие замечательных ремесел предков, а третьи, уже поднакопив житейской мудрости, осознанно посвящают себя обогащению и популяризации истинно народного декоративно - прикладного и художественного искусства.  И трудно выделить, представители какой из названных категорий  становятся наиболее успешными, признанными. Очевидно, главное все же – в таланте! Вот Ирина Владимировна Агаева прежде, чем прославиться большим мастером и великим знатоком кукольных дел, дошедших до нас из седой старины, окончила Московский государственный институт культуры. Женщина более тридцати лет работает в Тульском областном краеведческом музее (ныне ГУК ТО "Объединение "ТОИАЛМ") заведующей отделом методической и культурно-образовательной работы. Казалось бы, основных забот и хлопот больше, чем предостаточно.
Но лет двадцать назад попала ей в руки простая тряпичная кукла и  загорелась желанием разузнать, откуда в наш быт пришла эта незатейливая, скромная старинная игрушка, что она выражает, почему прошла через столетья, через многие поколения и сегодня вызывает повышенный к себе интерес? Эта любознательность подвигла всерьез и самой заняться изготовлением бесшитьевой куклы. В рукоделье Ирина Владимировна   вкладывает и накопившиеся знания, и прирожденную сноровку, и душу. Оттого ее куклы получаются довольно милыми, аккуратными, эстетичными – как у предков.
Неустанный труд и творческий поиск позволяют мастерице добиваться  очень больших успехов. За восстановление забытых образов и изготовление целой коллекции традиционных народных обрядовых и игровых кукол, широко распространенных некогда в Тульской губернии, И.В. Агаевой в 1996 году присвоено почетное звание: «Народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Российской Федерации».
Свое уникальное мастерство Ирина Владимировна ни от кого не держит в секрете. С историей бесшитьевой куклы, сложившимися в отношении игрушки поверьями, способами и тонкостями ее изготовления мастерица охотно делится со всеми, кто проявляет к этому рукоделью интерес. Она открыта для начинающих, с удовольствием проводит мастер-классы  для тех, кто стремится познать древнее ремесло. Она постоянно участвует  в многочисленных международных и всероссийских, межрегиональных и областных фестивалях, выставках, смотрах, ярмарках, семинарах, где ее работы  отмечаются всевозможными наградами.
За большой вклад в развитие народной культуры в Тульской области, в 2011 году Ирина Владимировна Агаева удостоена Почетной грамоты Министерства культуры РФ.
И.В. Агаева приежала в наш музей и проводила мастер-классы по изготовлению кукол.Ее опыт переняла сотрудница музея Лопарева Ирина Алексеевна,которая долгое время занималась изготовлением кукол. На сегодняшний день изготовлением народной куклы в нашем районе занимается Савина Галина Георгиевна.
Она рассказала нам много интересного об обрядовой кукле,о том какие куклы бытовали в Тульской области и в частности в Белёвском районе.Мы узнали что кукла Белёвские неразлучники отличались от традиционной.Они не выполнялись на единой палочке.а были сделаны из единого куска красной материи и были связаны между собой.
Так же в белевском районе существовала парная кукла -Коляда и Коляд, такого не было в других областях.В Тульской области изготавливали куклы Покосницу, её делали из соломы ,когда косили траву . Замужняя женщина в Тульской губернии делали куклу Птица-радость. На праздник Вознесения изготавливалась кукла-Кукушка, на праздник Ивана-Купалы изготавливалась кукла-Мокридина
Обрядовые текстильные куклы использовали как для семейных, так и общественных обрядов. В зависимости от этого они могли различаться по величине. Так же в Тульской губернии изготавливалась «Малая Масленица», предназначенная для семейных обрядов, была небольшой, около  30-40 см в высоту, а высота «большой Масленицы», изготавливаемой для народных гуляний во время Масленицы, превосходила человеческий рост.













3.Анкетирование младших школьников
Для того, чтобы узнать насколько обрядовая кукла известна моим современникам, мы провели анкету (см. Приложение 1 Анкета). Всего отвечали: учащиеся начальных классов-10 и учащиеся 5-6 класса -7 человек.
Какие игрушки есть у тебя?
Какие обрядовые куклы вам известны?
Какие народные куклы вам известны?
Какие из них ты любишь больше всего?
Отвечая на вопрос «Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла?», большинство учеников (85%) ответили «да» .Оставшиеся (15%) учащихся затруднились ответить на поставленный вопрос ,т.к. некоторые считают , что «обрядовая кукла» - новы вид современных кукол , часть из них считают ,что это куклы больше подходят для игр , а не для обрядов.

Несмотря на предыдущие уверенные ответы, 70% опрошенных никогда не делали такие куклы и 47% из них и не хотят научиться их делать. Но подавляющее большинство опрошенных детей (53%) желают научиться древнему мастерству изготовления народных кукол.
Таким образом, гипотеза о том, что интерес к рукотворным традиционным куклам жив среди моих современников, подтвердилась. Также можно сделать вывод: знаний по этой теме и практики у ребят пока недостаточно.













Заключение
Наша гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол живёт до сих пор.
В традиционной славянской обрядовой кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.
Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это символ Большой Матери, которая сотворила всё сущее и бережёт до сих пор рождённые ею души.
Играя, дети воспроизводят жизненные ситуации (свадьба, прием гостей, рождение младенца), это приобщает их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. Тем самым куклы вводят ребенка в большой мир. И сегодня среди разнообразия современных кукол народные куклы из ткани являются особым видом с необъятной энергетикой, благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Кукла – это символ, образ, в котором заключено время, история русской культуры, нашего народа.
Традиционная тряпичная кукла сейчас переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. С ними у нас устанавливается эмоциональный контакт.
В ходе выполнения работы мы изучили историю возникновения обрядовой русской народной куклы и ее виды, познакомились с техникой выполнения кукол. Мы встретилась с мастерами нашего района, увидели их работы.
Мы многому научились. Научились подбирать ткани, делать кукол с помощью узелковой техники, узнали некоторые секреты мастеров. И еще мы поняли, что создание кукол – это кропотливая и тонкая работа. И не только рук, но и души, и сердца.
Cписок источников
Берстенева Е.В, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.
Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009.
Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006;
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь.2008.
Энциклопедия по истории, М, 2004;
Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://stranamasterov.ru Страна мастеров
http://www.treeland.ru История народной куклы
http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
http://www.rukukla.ru Народные куклы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Обрядовые_ куклы















Приложение 1
Анкета
1.Какие игрушки у тебя есть?
Куклы______________________________(да или нет)
Машинки___________________________(да или нет)
Мягкие игрушки_____________________(да или нет)
Конструктор________________________(да или нет)
Солдатики__________________________(да или нет)
Игрушечное оружие__________________(да или нет)
Компьютерные игры__________________(да или нет)
Настольные игры_____________________(да или нет)

2.мои любимые игрушки. (подчеркните)

3.какие вы знаете народные игрушки?
1.
2.
3.
4.
5.

4.есть ли у вас дома народные игрушки? И какие?
1.
2.
3.

5.хотите ли вы узнать
О народной кукле?_____(да или нет)
Научиться изготавливать
Ее собственными руками?_____(да или нет)











Таблица 1

Варианты ответов
Ответы

1
Куклы
Машинки
Мягкие игрушки
Конструктор
Солдатики
Игрушечное оружие
Компьютерные игры
Настольные игры
5
8
14
9
5
6
17
9
7%
11%
20%
12%
7%
8%
23%
12%

2
Куклы
Машинки
Мягкие игрушки
Конструктор
Солдатики
Игрушечное оружие
Компьютерные игры
Настольные игры
2
2
7
2
2
0
13
6
6%
6%
20%
6%
6%
0%
38%
18%

3
Матрешка
Филимоновская игрушка
Свистулька
16
8
13
43%
22%
35%

4
Есть
Нет
10
7
59%
41%

5
Хотят узнать
Хотят сделать своими руками
10
7
59%
41%















13PAGE \* MERGEFORMAT14215







Обрядовые куклы

Исследовательская работа

Раздел: краеведение



Wђ Заголовок 1Џђ Заголовок 215