внеклассное занятие Славянские обрядовые куклы. Кукла-колокольчик
«Кукла-мотанка». «Кукла-колокольчик»
Славянские обрядовые куклы.
Цель:
Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге.
Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения славянских кукол.
Вызвать интерес к русской народной кукле.
Активизировать познавательную деятельность детей;
Поэтапное ориентирование в задании, в правильной последовательности выполнять его.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Развивать творческую фантазию и воображение;
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал:
Презентация, современные куклы, куклы-мотанки (в сундучке), заготовки из ткани, нитки, вата, пиктограммы настроений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы не раз видели кукол и играли с ними. И в нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть пупс которого можно кормить и усаживать на горшок, есть говорящие куклы, есть большие, маленькие и совсем крошечные куклы. (Рассматривают.) Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы и бабушки и даже прабабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а вот какими куклами играли наши бабушки и прабабушки мы узнаем, заглянув в бабушкин сундучок. (Демонстрация кукол-мотанок из сундучка). Посмотрите, ребята, какие интересные куклы они совсем не похожи на ваших современных кукол.
Такая кукла называлась – кукла-мотанка (Указать на карточку в словарной работе). Ребята, а как вы думаете, почему куклу называли мотанка? (Предположения и ответы детей). В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вязали и не шили, её только мотали, создавали ее путем намотки ткани и ниток.
Еще её называли кукла-оберег (Указать на карточку в словарной работе). А кто из вас, ребята, может сказать, что означает слово оберег? (Предположения и ответы детей). Считалось, что народные куклы-обереги обладали определенной силой и помогали во времена невзгод своим хозяевам, приносили счастье в дом, спасали от нечистой силы.
Народные куклы-обереги создавались безликими (Указать на карточку в словарной работе). Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка и у неё нет глаз, носа, рта. Она безлика. Считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям.
Изготовление таких кукол своими руками началось еще в самой древности. Все игрушки наряжались в красивые платья. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье.
Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий. Каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, например масленица, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать как кукла-кубышка.
Куколки бывали самые разные, их делали не только из ткани, но и из глины, и из соломы, даже из золы.
Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду.
В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре.
Воспитатель: Ребята, все слушали внимательно, кто скажет, почему куклу называли кукла-мотанка? (Ответы детей). Правильно, а как её еще называли? (Ответы детей. Оберег). Молодцы! А чего у этой куклы нет? (Ответы детей. Глаз, носа, рта) Правильно, и поэтому про неё говорили … Ребенок: она безликая.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня я расскажу про особую куклу, про которую в древности с ожиданием весны говорили так:
- что-то весна к нам все никак не придет, опять снег да снег, наверно, плохо весну закликали. И начинали закликать:
Жаворонки, жаворонки,Прилетите к нам,Принесите к намЛето теплое,Унесите от нас,Зиму холодную,Нам зима холоднаяНадоскучила,Руки, ноги отморозила!
Попробуем и мы колокольчиком ее завлечь. Для этого мы и создадим вот такую куклу-колокольчик
Говорят, что эта кукла с Валдая, где отливали знаменитые валдайские колокола.
Нижнюю часть колокола называли “юбочкой”, а форма колокола похожа на сарафанчик. Вот и у куколки три юбочки из круглых кусочков ткани. Эта кукла считалась приносящей добрые вести.
Воспитатель: Ребята скажите для чего делали эту куклу? (Ответы детей: зазывать весну). Правильно! А с чем сравнивали эту куклу? (с колоколом) Молодцы! А какие вести приносила эта кукла? (добрые вести).
Воспитатель: Молодец! Вы, наверное, устали? Я предлагаю провести физминутку, прошу всех встать и выйти из-за стола. ФизминуткаК нам весна в село пришла. (топают на месте)
Земля проснулась ото сна.
Глаз открыла, потянулась,
Подмигнула, улыбнулась. (по тексту)
Веточками покачала,(руки вверх покачали)
Листиками пошуршала, (пальчиками пошуршали)
Травками пошевелила (руки вниз и руками поводили)
И травой лицо умыла. (ладонями обтирают лицо)
Руки в боки уперла. (по тексту)
Ногу вправо отвела.
Покачалась так немного.
Думает: «Работы много. (руки к голове и покачать головой)
Хватит спать, пора вставать
Пора работу начинать».(руки опустить)
- А теперь бодрые и отдохнувшие, приступим к изготовлению игрушки.
Итак, начнем, посмотрите внимательно, что у вас на столах – 3 разных размеров круга: большой, средний и маленький, а также квадрат белой ткани и треугольник из цветной. Кусочек ваты, нитки.
СНАЧАЛА берем самый большой кружок, в центр кладем вату, перевязываем ниткой
ПОТОМ сверху накладываем средний кружок, также перевязываем нитками, тоже повторяем с маленьким кружком
ЗАТЕМ сверху повязываем белый квадрат и завязываем ручки.
И НАКОНЕЦ, повязываем платок, перекрещивая на груди, завязываем на спине. Кукла-колокольчик готова!
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня все очень старались, у вас всё получилось. Пусть эта кукла приносит вам только добрые вести!
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Каким стало настроение к концу занятия? Покажите пиктограмму своего настроения. (Дети выбирают пиктограмму)