Конспект урока ИЗО Пятно как средство выражения (6 класс)


Предмет Изобразительное искусство Класс 6
Тема: Пятно как средство выражения.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное- светлое. Композиция листа. Линия и пятно.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Используемые методы или приемы
Результаты этапы
1 Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет .-Попробуйт опрдлить тему урока.
Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.) оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами? Какая цель нашго урока?
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Ставят перед собой цель учебной деятельности
- П ятна очень выразительны, без лишних деталей.
- пятна как средство выражения
- узать роль пятна в изображении. Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.Личностные: проявляют познавательную активность
беседа
2 Изучение нового материала

– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:
– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить
на мой вопрос?
– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный).

А сли сравнить серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)

Темное и светлое образуют контраст.
Белый, черный и серый – резкий контраст.
Два серых разного тона – мягкий контраст.
– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу.
(задание в рабочей тетради)
Раскрасьте полоску, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши.
На работу 7 минут.
– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами…

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.
- Серый лист необходимо сравнить!
- Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы
Объяснительно-иллюстративный
Фронтальная,
индивидуальная работа
3 Творческая практическая деятельность Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).
На работу 25 минут Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты
Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности
Самостаятельная работа
4 Итоги урока.
Рефлексия
-прослушайте отрывок:
«Графических  материалов  много.  Это  может  быть  простой  карандаш,  уголь,  сангина,  соус,  пастель  и  др.  И  каждый  из  них  имеет  свои  особенности,  каждый    по-своему  может  выразить  художественные  особенности  изображаемых  предметов», -  прочитал  я  в  учебнике  по  рисунку.  Только  лишь простой  карандаш,  которым  работаю  на  каждом  уроке.  Скучно.  И  вдруг я  вспомнил,  что  вчера  мы  с  папой  жгли  сухие  листья  и  среди  них  попадались  веточки  нашей  старой  березы. 
   Покопавшись  в  кострище,  я  нашел  несколько  угольков.  А  вот  и  белая  стена  папиного  гаража.  Какая  же  яркая  получается  линия!  Жаль,  что  стереть  её  трудно.  На  этом  месте  остаются  серые  пятна.  И  тут  я  понял,  что  углем  можно  не  только  линии  проводить,  но  и  растертые  изображения  могут  быть  частью  рисунка.
      Самым  древним  графическим  материалом  является  уголь.  С  его  помощью  выполняются  очень  эмоциональные  рисунки,  так  как  он  позволяет  проводить  и  тонкие  линии,  и  с  нажимом,  дает  возможность  передачи  тональных  отношений  через  пятно,  при  этом  работы  получаются  «бархатистыми».
– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
-Проанализируем, одну из сегоднишних работ. (по желанию)
Критерии:
- Целостность композиции;
- декоративность;
-аккуратность.
- какое впечатление осталось у вас от проделанной работы?
- Спасибо всем за урок. - Пятно – основное средство изображения на плоскости.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

Беседа