Изготовление традиционной народной куклы- закрутки


Тема урока: Изготовление традиционной народной куклы-
закрутки
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с традициями русского народа
ролью тряпичной куклы в жизни наших предков
особенностями технологии изготовления куклы-закрутки
научить изготавливать куклу-закрутку
Коррекционно-развивающие:
развивать интерес к русским обычаям и традициям;
развивать творческий подход к выполнению работы и кругозор школьников;
корректировать и развивать речь, мышление, внимание
совершенствовать тонкую моторику рук
Воспитательные:
способствовать воспитанию любви  к народному  творчеству 
прививать  эстетический вкус при выполнении работы
воспитывать чёткое соблюдение технологии, аккуратность, бережное отношение к материалам и изделию
Методы обучения:
наглядно-иллюстративный (мультимедийная презентация, инструкционные карты, образцы кукол,);
словесные (рассказ, беседа, объяснение, фольклорные песни, инструктаж);
поисковый (сообщения учащихся, сбор материала для урока);
репродуктивный (практическая работа).
Метод контроля : тестирование
Методы воспитания
Материально-техническое оснащение:
-мультимедиа установка, наглядные пособия, материалы и инструменты (лоскут белой ткани, цветные лоскутки, вата, нитки, пряжа, образцы кукол-закруток) Ход урока
I. Орг. Момент: (слайд 1)
1.Прозвенел звонок веселый,Мы начать урок готовы,Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.
Сегодня на уроке гости! Давайте порадуем их своим трудом, своими знаниями и умениями.
II. Актуализация знаний
Дети, послушайте и отгадайте загадку:
«Что всё это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять?»
Учитель: - О какой игрушке говорится в загадке? ( О кукле)
Тема нашего урока: « Изготовление традиционной народной куклы-
закрутки».(слайд 2)
III. Изучение нового материала
Ребята, наш урок можно назвать немножковолшебным, потому что мы ненадолго сможем перенестись во времена наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы-закрутки, вспомним русские народные традиции.
Земля наша испокон веков славилась добрыми мастерами, творившими яркое самобытное искусство.
(Обращаюсь к выставке народного творчества). Готовясь к нашему уроку, мы с вами познакомились с различными народными промыслами, удивлялись мастерству народных умельцев, посетили наш школьный музей, музей народного творчества «Школа ремёсел» (слайд 3,4), узнали много интересного о традициях и культуре нашего народа, об истории народных промыслов Коломенского края. Узнали, что повсюду были мастера рукоделия (кукольники), которые берегли и передавали мастерство своим ученикам.
Кукла была рядом с человеком всю жизнь (слайд 5,6) – с самого его рождения. Русские крестьяне очень старательно готовились к появлению в семье ребёнка. Вместе с пелёнкой с уголком и одеяльцем от дурного сглаза будущему младенцу сооружали куклу. Делали её без иголки и без ножниц, так как её нельзя было ни порезать, ни уколоть, в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок, и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая (слайд 7): «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Она называлась очень просто «Пеленашка»
Так кукла отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так её и называли БЕРЕГИНЯ или оберег. (Вывешиваю слово на доску) (слайд 8,9)
Тряпичную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя дочь на замужество. Потом куколки в красных платьях украшали свадебный пирог. А невесте дарили кукол, чтобы родилось побольше детишек. Традиция «приглашать» кукол на свадьбу сохранилась до наших дней. И сейчас молодожёны украшают нарядной куклой свадебную машину.
В старину куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. Куклой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». (Настя)
Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, соломы. (слайд 10) Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица.
Рассказ подготовленного ученика(Краснов Максим)
Считалось, что, если кукла будет очень походить на человека, в неё может вселиться живой дух и навредить ребенку . Кукол-берегинь любили, передавали по наследству. Ими любовались, носили с собой, и, наконец, стали ими играть.
Как вы поняли, в Древней Руси кукла сначала была оберегом, а потом игрушкой. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что, чем усердней ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Пока девочка была маленькой, кукол для неё делали мама, бабушка, или старшие сёстры. А когда малышке исполнялось пять лет, она уже делала кукол сама. Это было не трудно.
«Не трудное дело, да не всякому даётся», - говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы кукла вышла крепенькой да ладненькой, нужна была определённая ловкость. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, фантазия маленькой портнихи. (слайд 11)
В куклы играли и девочки-малышки, и девочки-подростки, и девушки «на – выданье». По красоте самодельной куклы судили о мастерстве её хозяйки. Выходя замуж, девушка брала с собой куклы, они переходили к ней «по наследству». О русской народной кукле можно рассказывать много интересного. Куклы делались в основном из мягких материалов - льняных, шерстяных тканей и ниток, хлопка и мочалки. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный - это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; желтый - тепло, младенчество; зеленый - здоровье, молодость; синий - высокие помыслы и духовное общение; черный - сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали мягкие и яркие лоскутки. Их руками отрывали от самых «счастливых» платьев и связывали в куколку.(слайд 12) Первую куклу ласково называли нянюшкой или «Пеленашкой» Её нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место этой куклы возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку-закрутку. Прежде, чем работать разомнем пальчики.
IV.Пальчиковая гимнастика. Каждый возьмите по горошинке или бусинке, положите на ладошку, мы ее будем катать круговыми движениями, повторяем вместе со мной:
«А мы горошинку катали
И желания загадали
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести»
Отложите горошинку, в нашей работе нам она больше не понадобится.
V.Практическая работа.Приступаем к изготовлению куклы-закрутки.
Текущий инструктаж.
Учащиеся вместе с учителем последовательно выполняют основу куклы, а затем «одевают» её.
Практическая работа у нас будет проходить в форме посиделок. Представьте себе, что мы в обыкновенной избе, где нет ни радио, ни телевизора. (слайд 13)В старину ничего этого не было и девушки на посиделках во время работы пели песни. Сейчас мы их называем фольклорными. (слайд 14) Они тоже передавались из поколения в поколение. Мы будем слушать народные песни, и крутить куклу, пользуясь инструкционной картой.
- инструктаж по выполнению работы;
- разбор инструкционной карты (лежит на партах и изображена на слайде)
- включаются старинные песни (учащиеся изготавливают куклу)
Бытовое название этой куклы – закрутка. От слова «крутить», закручивать. Она проста в исполнении. Особенностью этой куклы является то, что при её изготовлении иголка не нужна.
1 шаг. Возьмите кусочек ткани 20х20. Отогните нижний край наизнанку на 2-3 см и не очень сильно закрутите. Свободный край бокового среза тоже загните наизнанку. У вас останется только один открытый срез сверху. Эта заготовка называется «скалка».(слайд 15,16)
2 шаг. Теперь перевяжите тряпичную скалку хлопчатобумажными нитками на линии шеи и талии. Вот и получилось так называемое «тулово». (слайд 17)
3 шаг. Далее делаем голову вместе с руками
Прежде, чем делать голову, отдохнем
VI. Физкультминутка:
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо, влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
И закончили разминку.
Слайды 18-21
Продолжим работу. Далее делаем голову вместе с руками. Возьмем такой же лоскуток белой ткани, подложим кусок ваты, накроем по центру лоскутом, сформируем шарик-голову и крепко затянем её ниткой. Чтобы сделать ручки, нужно подогнуть срез и забрать лишнюю ткань внутрь рукава, а кисти перетянуть ниткой. Оставшуюся ткань следует затянуть на линии талии, при этом можно дать рукам любое направление.
4шаг. (слайды 22-27) Одеваем куклу в сарафан, для этого подойдёт прямоугольный лоскут ткани, предварительно вырезаем отверстие для головы и перетягиваем ниточкой по линии талии. Затем из прямоугольного лоскута ткани выполняем фартук, перегибая его пополам, с помощью пряжи закрепляем по линии талии.
Вот и получилась у нас красавица кукла – берегиня.
VII.Закрепление нового материала
1.Как называется традиционная народная кукла, выполненная путём закручивания ткани? (кукла-закрутка)
2.Откуда пошло название куклы «Оберега»? (…она «оберегала» будущего малыша)
3.Почему народную куклу называют безликой? (у неё не прорисовывались черты лица)
4.Почему первые тряпичные куклы на Руси были безликими? (считалось, что вместе с лицом в куклу может вселиться злой дух)
Поэтому лицо мы с вами тоже рисовать не будем. Пусть у нас будет настоящая кукла-берегиня, как у наших предков.
VIII.Подведение итогов практической работы
Продемонстрировать лучшие работы.
Выявить типичные ошибки.
Тест (слайд 28)
1. Почему кукла-оберег безлика?
не было красок
была без души и не могла нанести вред человеку
просто так принято
2.Почему при изготовлении куклы ткань и нитки рвали руками?
тогда не было ножниц
чтобы было ровно
чтобы жизнь была «не резаная и не колотая»
3. Какую куклу клали в колыбельку младенцу?
капусткустолбушкупеленашкукрупеничкуIX. Выставление оценок за тест и практическую работу.
X. Итог урока. (слайд 29)
Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Ответьте мне на вопрос: «Где мы можем применить полученные знания, умения и навыки? Мы ведь не просто крутили сегодня куклу, а делали это с какой-то целью
-ответы детей (изготовление оберегов для дома, семьи; талисман себе; подарок сестре, подруге; можно просто играть )Хорошо, молодцы. То есть, своё мастерство можно передать не только другим людям, но и научить потом своих детей и внуков. Таким образом, передаются знания из поколения в поколение и сохраняются вековые традиции русского народа. Кроме этого, у вас появилась возможность выполнить проектную работу на эту тему, тем самым, расширив знания. А также научиться самостоятельно крутить других куколок.
Сейчас непростые времена, и непростые силы нужны для того, чтобы, несмотря на все события мира, оставаться добрым, отзывчивым, жизнерадостным и любящим человеком. Говорят, то добро, которое ты делаешь миру, вернется к тебе в троекратном размере. Если чувствуешь в себе силы помогать другим – сделай это. Просто так, не ожидая благодарности. Просто для того, чтобы на одну улыбку в мире стало больше.
Помочь человеку и поддержать его можно по-разному. Кто как умеет. Можно словами, можно делами.
Мне же хочется подарить людям, которым сейчас по той или иной причине сложно…
тряпичную куклу. Такую, какой ее помнят еще наши прапрабабушки, сделанную из тряпочек без иголки и ножниц, теплую и уютную. Эта куколка надежный оберег, маленькая подружка, которая выслушает вас, приютившись на ладошке, и безмолвно поддержит.
Дети по желанию дарят куклы гостям.
Задание на дом: найти стихотворение о кукле
Рефлексия «Метод пяти пальцев». (слайд 30)
М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья?
Слайд 31
-Всем спасибо за работу!
Разновидности тряпичных кукол
Куклы «столбушки» с телом из деревянной чурочки, «крестушки» с широко раскинутыми руками, перевязанные ниточкой «младенчики-пеленашки», закрутки из туго скрученной ветоши, «зерновушки» из мешочка, туго набитого крупой, ароматные «травницы», пахнущие полынью, чередой, мятой, сцепившиеся ручками сестрички - «кувадки», что вешались над колыбелью - всё это типы традиционно русской куклы.
4896485259080-10471151744980 Когда-то тряпичная кукла служила оберегом, участвовала во многих обрядах и праздниках. Чаще всего она изображает женскую фигуру с обтянутым белой тряпицей «пустым» лицом. Её лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из обрезков новой ткани делались в подарок – к свадьбе, крестинам, дню ангела. Кукла «закрутка» символизирует гармонию мужского и женского начала в доме. «Кукла – травница» стояла у постели больного и наполняла дом ароматом трав. Маленькие куколки – «кувадки» вешали над люлькой новорождённого как оберег. «Зайчики на пальчик» давали детям с трёх лет в качестве оберега и первого друга.
Домашних кукол для детей «вертели» обычно из старого тряпья – не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Каждая деталь в исполнении была глубоко символична – красный цвет означал жизнь и здоровье, оберегал. Рваные, а не резаные края лоскутков пророчили маленькой хозяйке целостность без изъянов. До XIX века кукла обычно была безликой. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. С появлением игрушечной индустрии, тряпичная кукла уступила место фабричной игрушке, а жаль…
44577001022352343150148590
791845131445
Промыслы Коломенского района
    Не менее интересна история с народными промыслами и народными умельцами. Академик И. Фальк, в XVIII в. посетивший Коломенские земли, отмечал, что «здесь занимаются ремёслами более других уездных городов». Ведь ещё в писцовых книгах указывается, что Коломенский уезд широко славился кустарными ремёслами. Что ни волость – то своё ремесло! На базар везли лапти из Коробчеева и ТроицкихОзёрок, плетёную мебель и корзины из Акатьева, Парфентьева, Непецина, Городца. Из селений Губастово, Елино, Пески привозили гончарную утварь. Давние традиции имели в уезде шорный и ткацкий промыслы. Есть документы о существовании Сергиевскойглиняной игрушки. Возрождению народных ремёсел служат Детские школы искусств. В Сергиевской ДШИ ребята осваивают лозоплетение, глиняную игрушку, в Сосново-Борской – ткачество, русский костюм, в ДШИ «Берёзка» - вышивание золотом, в Радужненской – глиняную игрушку и кожевенное ремесло. Занятия кустарными ремёслами на протяжении столетий оставались одной из важнейших особенностей жизненного уклада крестьян Коломенского уезда. По местному обследованию, проведённому в 1900 г., были выявлены промыслы по волостям. Из селений Губастово, Елино, Пески привозили глиняные горшки. Крестьяне изготовляли пуговицы из рога и кости, а также гребни. Давние традиции имел в уезде шорный и ткацкие промыслы. В Сандырях, Непецино и Парфентьево производились шёлковые и шерстяные материи. А в Колыберевской, Горской и Суковской волости ткали бумажные материи. В 1903 г. в уезде была организована с/х выставка, где Коломенские кустари были отмечены золотыми, серебряными медалями за плетёные корзины, резную мебель, гончарные изделия, лыковые сапоги, бондарные изделия. Славился и Коломенский фарфор. В селе Лысцево было налажено фарфоровое производство братьев Кудиновых. Эти изделия отмечались высоким качеством, они напоминали Гжельскую керамику. Торговали не только с городами России, но и с Персией. Ещё в ХVI в. в писцовых книгах было отмечено о развитии кожевенных промыслов. 8,5% ремесленников были заняты выделыванием кожи, в сёлах Глебово, Колыберево, в с. Лыково были знаменитые вышивальщицы по плетению кружев.