Конспект урока по изобразительному искусству на тему Пятно как средство выразительности.Силуэт. (3 класс)
Урок ИЗО 3 кл.
Тема: Пятно как средство выразительности .Силуэт.
Цель: 1. Ознакомить учащихся с общими понятиями силуэта, силуэтной графики; определить художественные выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством украинского художника-графика Г. Нарбута.
2. Развивать наблюдательность, воображение, умение выделять главное; учить передавать характер формы линией, пятном, силуэтом.
3. Воспитывать любовь к творчеству, интерес к изучению загадок природы.
Оборудование: материалы: лист белой или черной бумаги (при наличии альбома с шаблонами, учащиеся работают на отведенной основе); белый и черный карандаши, черный фломастер, тушь, белая краска; альбом с шаблонами; зрительный ряд: репродукции иллюстраций Г. Нарбута; детские работы.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Назовите выразительные средства графики.
— Какие материалы и инструменты используют художники-графики?
— Каковы особенности линейного рисунка и рисунка тоном?
III. Объявление темы урока
На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с силуэтной графикой и изготовим композицию «Научные открытия».
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
В произведениях графики мы часто встречали известные нам реальные формы изображенными упрощенно, с некоторыми условностями. Тем не менее такие скупые, на первый взгляд, средства графики, как пятно, линия, кляксы неопределенной формы, позволяют распознать на рисунках что-то известное. Кляксогра-фия позволяет создать нечто удивительное, необычное, фантастическое, воображение художника дополнит кляксу и получится новый художественный образ.
Давайте обратим свое вынимание на композицию, на которой мы видим дерево, изображенное линиями и пятном, и образы трех девушек. (Учитель демонстрирует рисунки в альбоме с шаблонами.)
Среди художников достаточно распространена и любима техника силуэтной графики. Чтобы говорить об этой технике, необходимо определить, что же мы называем силуэтом.
Силуэтное решение в произведениях искусства имеет многовековую историю. Предшественниками современных мастеров силуэта были крестьяне, которые в свободное время вырезали из цветной бумаги различные композиции. Само название «силуэт» берет свое начало в XVIII в. от фамилии Этьена Силуэта, министра финансов при дворе Людовика XV. Но сам он не был художником, а лишь время от времени вырезал крохотные фигурки из черной бумаги. Слову «силуэт» придавали значение мелочности, простоты. Если сравнивать силуэтную графику с живописными полотнами, то на первый взгляд она кажется простоватой.
Итак, однотонное изображение фигуры и предмета называют силуэтом, а линия, которая очерчивает силуэт и выражает характерные детали, называется контуром. Силуэтная графика не отвлекает нас ни цветом, ни особенностями объемной формы, а все внимание обращает на контур. Выразительным средством в силуэтных композициях является контраст белого и черного.
В этой технике работал великий художник-график Г. Нарбут. Художник восхищался искусством XIX в., коллекционировал фарфор, покупал антикварную мебель, носил фрак и зачесывал баки по моде пушкинского времени. Именно на XIX в. приходится расцвет техники силуэта, который художник выбрал для. создания иллюстраций к басням И. Крылова.
Художник с огромным воодушевлением передал не только сюжет басен, но и воспроизвел дух эпохи.
Давайте рассмотрим композиционные особенности графических работ Г. Нарбута. [Учитель демонстрирует иллюстрации Г. Нарбута.) Массивный силуэт плотной фигуры И. Крылова на фоне лирического осеннего пейзажа создает оригинальный контраст. Древнегреческий меандр выступает как характерный элемент стиля эпохи (ампира), и вносит чувство ритма в неторопливую походку баснописца. В иллюстрации к басне «Волк на псарне» художник изобразил Наполеона, Кутузова и казака Платова, легендарного героя войны 1812 года. На фоне ночного неба — комета, которую автор видел в Мюнхене. Это зрелище настолько его потрясло, что нашло отражение во многих последующих произведениях художника.
Кроме сюжетных графических композиций Г. Нарбут создал огромную галерею силуэтных портретов.
Силуэтная графика не отвлекает нас ни цветом, ни особенностями объемной формы, а все внимание обращает на контур. Выразительным средством в силуэтных композициях является контраст белого и черного.
V. Практическая работа
1. Слово учителя.
Совсем недавно была открыта новая планета. При помощи спутника в космический центр Земли были переданы фотографии с этой планеты, на которых видны черные и белые пятна. Ученые доказали, что на этой планета существует жизнь, однако оптические приборы не смогли нам передать, как же выглядит мир этой планеты. Давайте поможем ученым расшифровать фотоснимки и показать животных, растения, населяющих эту планету. Если мы посмотрим на «снимок» неизвестной планеты, то увидим, что на нем расположены черные и белые пятна неопределенной формы, но с четким контуром. Чтобы обитатели планеты стали видимыми, необходимо решить, в какой среде будет находится животное, и в зависимости от этого выбрать основное средство изображения.
2. Создание композиции «Научные открытия». Этапы выполнения работы.
1) Определите, какие живые формы вы разместите на белом, а какие — на черном фоне.
2) Как лучше изобразить предмет на черном фоне, на белом?
3) Подумайте, как изобразить животное, если оно находится на пересечении границы света и тьмы.
4) Решите, будете ли вы использовать в одной композиции пятно, силуэт, контурную линию.
5) Выполните силуэтный рисунок, четко представьте абрис формы и аккуратно изобразите контур.
6) Закрашивая силуэт черным цветом, стремитесь к равномерному закрашиванию формы.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VI. Завершение работы
Учитель Гаркуша Р.В.