Обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Развитие творческих способностей на занятиях декоративно – прикладным искусством через применение нетрадиционных художественных материалов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств № 4 г. Южно-Сахалинска
(МБОУДОД ДШИ № 4 г. Южно-Сахалинска)
Автор педагогического опыта:
Архипцева Е. М., преподаватель
изобразительного искусства.
Обобщение актуального педагогического опыта
«Развитие творческих способностей на занятиях декоративно – прикладным искусством через применение нетрадиционных художественных материалов»
Условия возникновения, становления опыта.
Современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.
Основополагающими требованиями также является изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков, умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка.
Конкурентоспособность государств, зависящая от достижений в области передовых технологий, требует интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Система обновления современного образования ориентирует учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения.
Актуальность и социальная значимость опыта
Ответом на социальный заказ в области образования, средством реализации стратегических задач образования может выступать, на мой взгляд, в первую очередь, развивающая система. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью жизнеспособной, саморазвивающейся, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить. Поэтому повышение качества образования должно быть связано с формированием разносторонне развитой, творчески активной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации, анализировать и разрешать возникающие проблемы, - то есть личности, способной активизировать свой творческий потенциал.
Приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства, провозглашается в законе «Об образовании» Российской Федерации. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой творческой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Ребенок с творческими наклонностями - это Человек, умеющий воспринимать красоту окружающей природы, способный с радостью и нежностью смотреть на всё окружающее его, любящий искусство – это эстетически воспитанный человек. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки. Творческий ребенок .видит необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; и способен создать нечто новое, оригинальное. Для этого необходимы такие качества как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе, поскольку формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность.
Система дополнительного образования детей определяет одним из своих направлений и важнейших задач именно развитие творческих способностей подрастающего поколения, что выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе, поскольку формирует в личности способность к сотрудничеству, независимость, стремление к открытиям, находчивость, вдохновленность. Дополнительное образование- необходимое звено воспитания и образования многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б. М.Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения".
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» – В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы педагогов, я пришла к выводу, что на уроках ДПИ применяются в основном традиционные художественные материалы и техники и не достаточно широко используется нетрадиционные, так называемый «бросовый материал», не достаточно разработаны художественно – творческие задачи на вариацию, импровизацию с таким материалом. Исходя из этого, я считаю, возникает необходимость повышения заинтересованности и совершенствования развития творческих способностей детей на занятиях декоративно-прикладным искусством с применением на этих занятиях нетрадиционных художественных материалов – эта проблема является актуальной и перспективной.
Инновационный характер педагогического опыта обусдовлен тем, что он осуществляется в условиях модернизации образования, предполагающих внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Методологическую основу педагогического опыта составляют системно – деятельный подход, развивающее обучение.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в развитии творческих способностей учащихся путем проведения непосредственно организованной деятельности по декоративно-прикладному искусству с использованием нетрадиционных материалов для изготовления художественных изделий на уроках ДПИ.
Проблема развития творческих способностей у учащихся в системе обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-прикладного искусства, которое является частью цельной народной культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий (различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Но наряду с традиционными материалами в современном искусстве становится актуальным применение различного бросового материала. Коробки, пластиковые бутылки, одноразовая посуда, фантики от конфет – этот неприглядный, на первый взгляд, «нехудожественный» материал вызывает у детей неподдельный интерес – как же можно применить этот мусор и как превратить его в полезную вещь или вещь для любования, для игры. И, если традиционным декоративным техникам, народным промыслам присущи некоторая выработанная заданность, шаблонность образов, то в работе с нетрадиционным материалом нет строгого контроля, а есть творческая свобода. Творчество – это создание нового, и основной критерий творчества – новизна.
Работа с разными бросовыми материалами способствует активизации творческого потенциала ребёнка, позволяет поддерживать устойчивый интерес к обучению. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления. Именно нетрадиционность в выполнении изображения дает большой толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает их к творческой активности, творческой свободе, дает подлинную радость и эффективный результат.
Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Цели и задачи работы:
Цели:. Создавать условия для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Формировать осознание учащимся важности участия в решении актуальных вопросов, попытки найти и предложить свои варианты решения проблем и самостоятельного применения нетрадиционных изобразительных материалов, использование самостоятельного творческого мышления. Воспитание интересной творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение имеющихся у учащихся знаний и навыков по данной теме;
- формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствование умений и навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Воспитательные:
- воспитание бережливости и осознание роли человека во взаимодействии с природой;
- воспитание аккуратности при выполнении творческой работы, умение работать в группе и индивидуально;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
- развитие практических навыков применения бросового материала;
- развитие пространственного воображения;
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, прикладника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовных качеств и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Применение на уроках ДПИ «мусора» как художественного материала имеет ряд положительных аспектов:
- экологический аспект:
с древних времен перед человечеством стояла проблема мусора, но никогда она не стояла так остро как сейчас. Среднестатистический житель выбрасывает за год более 360 кг твердых бытовых отходов, а есть еще промышленные и строительные отходы, которых мы выбрасываем намного больше. Весь этот мусор нуждается в утилизации: в уничтожении или переработке. При сжигании мусора в в атмосферу выбрасывается огромное количество сажи и вредных органических соединений, к тому же он плохо горит. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Организуют свалки – что не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Изготовление изделий из бросового материала конечно же полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть. Создавая работы под лозунгом - вторая жизнь вещей - ребята приучаются к практичности использования уже имеющего материала.
- социальный аспект:
занятия ДПТ и применение на занятиях «бросового материала» дает возможность привлечь для совместного творчества детей и родителей. Сбор материала - «хлама» , обдумывание идеи сближает , объединяет вокруг общего дела. Неравнодушие, заинтересованность родителей радует и вдохновляет детей. Очень важно вовлекать взрослых в мир ребенка, привлекать к активному участию в школьной творческой жизни ребенка и радоваться его успехам.
- экономический аспект:
Ребенок учится понимать, что использование вторичного сырья позволяет в какой то мере экономить природные ресурсы. Бросовый материал является доступным по материальным затратам для большинства семей. Проявив немного фантазии можно вдохнуть вторую «жизнь» в «ненужный», казалось бы, материал. Такой вид творчества иногда называют ремейком (англ. remake — букв. переделка) – переделкой, джанк-арт (вторая жизнь ненужных вещей), трэш-арт (англ. Мусор), энвайронментальное искусство (англ. Окружающая среда). Сырьем для работ служат уже использованные материалы, которые используются в повседневности: коробки, проволока, кусочки ткани, пластиковые бутылки, старые газеты, журналы, фантики от конфет и пр. Сохраняются природные ресурсы, а старые и ненужные вещи получают новую жизнь. Дети с удивлением и восторгом рассматривают произведения художников, работающих с «мусором».
Но применение нетрадиционных материалов – это не только защита экологии или новые способы использования мусора для всеобщего блага. Такие занятия несут в себе огромную радость, которую доставляют детям игра, творчество, рукоделие, общение , решение общей задачи, проблемы. Радость оттого, что кажется ненужный предмет он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для совместного творчества. Экспериментируя разнообразием материала и способами его выражения, дети погружаются в состояние вдохновения и творческого порыва. Они очень гордятся своими шедеврами.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику нетрадиционного изобразительного материала, видеть богатую палитру красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы, выражать свое отношение к ним, передавать характер. Если Дети научатся замечать красоту обычных материалов, которые не считаются художественными, и самостоятельно использовать их в творчестве, они почувствуют себя художниками – изобретателями. И тогда у них пробудится желание придумывать что-то новое, красивое и увлекательное.
Реализация опыта.
Занятия с применением бросового материала я планирую и провожу с детьми разного возраста, и с младшими школьниками, и ребятами среднего звена, и со старшими, ориентируясь на возрастные особенности учеников.
Уроки по работе с нехудожественным материалом дети назвали «Мастерской дизайнера». Такая мастерская – это место для развития , на мой взгляд, самого главного : самостоятельного инициативного творческого мышления, умения создавать художественные образы и воплощать их с помощью самых разных материалов и технологий. Создание объемных изделий формирует проектное мышление, дает большие возможности для самореализации учащихся. Осознание своего авторства, значимости своего творения имеет большое значение в становлении личности.
Для реализации опыта необходимо создавать материальную базу. Для этого в начале года провожу беседу с родителями, раздаю им памятки, с указанием материалов пригодных для творчества, знакомлю их с работами учеников из фонда школы по этой теме. И в течении года собирается ненужный в доме хлам. Это всевозможных размеров коробки, полиэтиленовые бутылки, высохшие фломастеры, пуговки, проволока, одноразовая посуда, детали от наборов школьного конструктора, старые ключи, монеты, лампочки, ракушки. Все эти случайные использованные вещи отличный материал для творчества, в который нужно вдохнуть «вторую жизнь».
Я работаю вместе с детьми как художник, мастер. Происходит процесс совместного творчества, во время которого дети могут наблюдать за работой педагога, перенимая какие - то приемы конструирования или декорирования изделий, работы с материалом. В процессе этой работы, возникает творческое взаимодействие с детьми, складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. О таком сотрудничестве говорил С.Л. Рубинштейн «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит». Таким образом, в мастерской создаются наилучшие условия для творческого труда, дети раскрываются для общения, творческих находок.
Младшие школьники осуществляют совместные творческие проекты – проектные игры: «Город будущего», «Сказочный город», где примеряют на себя роль архитектора, дизайнера и все вместе создают дома из коробок различных размеров, объединяя их в город. В процессе учебы- в течении учебного года- город «оживляется» - добавляются фигурки людей, животных, придумываются рассказы, причем многие поделочки выполняются дома.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения и закрепления школьниками учебного материала в процессе выполнения творческого проекта. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, коммуникабельность, умение обсуждать и договариваться, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества.
Нравится младшим школьникам и такие материалы как компьютерные диски, одноразовая посуда, формы. Оживлять их и превращать в рыбок, черепашек, снежинки, маски: «Волшебная снежинка», «Золотая рыбка».
Работа с таким материалом воспринимается детьми весело, но вместе с тем происходит формирование художественных умений: изобразительной грамотности (чувство композиции, умение подбирать колорит, соответствующую форму, составлять пропорции) и технических умений (умение владеть инструментом, умение регулировать движение, сенсомоторные умения). В оформлении изделий сохраняется в основном традиционная закономерность орнаментального построения, ритмичное заполнение плоскости, применяются различные способы работы с бумагой. Отрабатывается умение складывать бумагу, вырезать, правильно пользоваться инструментом. Ребята с удовольствием используют дополнительные украшения - бусины, бисер, пуговички и пр «украшалки».
Дети учатся чувствовать, видеть и понимать особенности бросового материала, разнообразие красок, форм, фактуры и на основе этого создавать различные художественные образы. Это способствует развитию воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок и т. д.
Проектная деятельность применяется мной и для детей 11-13 лет. Ребята изучают народное творчество, и выполняют традиционные росписи – Гжель, Хохлома, Городец – на компьютерных дисках витражными красками, контурами, сохраняя характерные особенности росписи. Это эффективный способ объединения традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями в процессе обучения ДПИ, закрепляет и обобщает знания, умения и навыки, приобретенные ранее при изучении народных промыслов. Такой необычный способ изображения воспитывает усидчивость, аккуратность, вырабатывает твердость руки, внимательность и ответственность. Новизна и нетрадиционность подхода к теме вызывает интерес и позволяет поддерживать его на протяжении всех лет обучения. Результатом является индивидуальное панно по какому либо виду росписи или коллективная работа.
Создание игрушек из картонных коробок тоже увлекает ребят 10-11 лет. Эти дети еще любят игрушки. Универсальность этого материала позволяет полностью раскрыть свои творческие способности. Даже сейчас, когда все готовое можно купить в магазине, наши дети с не меньшим удовольствием изготовляют поделки из коробок. Ведь уже сам процесс создания поделок (игрушек) из бросового материала способствует развитию у ребенка творческого мышления и воображения. А так же развитию логического, пространственного, ассоциативного мышления Приступая к созданию дизайнерской игрушки ребята подбирают коробки, обязательно делают эскизы, продумывают материал для оформления, это могут быть ткани, бумага , картон, использование красок. Многие делают игрушку для младших брата или сестры. Работы получаются разнообразными в своем исполнении, насыщенными новыми образами, но выдержаны в определенном художественном стиле.
В старших классах (13 -17 лет) детей больше интересуют современные формы декоративно – прикладного искусства, нетрадиционные техники, применение и сочетание необычных материалов. Интернет пестрит разнообразием техник и ребятам, конечно же, хочется тоже создать что-то необычное. Мы познакомились с техниками «терра», «стимпанк», «инсталляция», где бросовый материал приобретает новое художественное звучание. Ребят увлекло новое направление современного искусства – Трэш – арт /англ. Мусор/ - искусство, где задействован старый хлам, который люди отправляют на свалку. С интересом рассмотрели творчество зарубежных художников, работающих с «мусором»: Птолемей Элрингтон (Великобритания) – использует в работе автомобильные колпаки и покрышки , Джон Дальсен (Австралия) – находит материал для своих картин – коллажей на родном пляже, Том Денингер – «пишет» портреты, пейзажи, используя вместо красок мусор. И, конечно же с основоположником искусства из мусора Куртом Швиттерсом.
Сегодня тенденция мирового сообщества к снижению выбросов, а так же движение в защиту окружающей среды, являют на свет новые явления, увлечения и даже новые направления в искусстве. Молодые художники и дизайнеры творят необыкновенные картины, скульптуры, предметы интерьера и даже детали гардероба из обычного мусора.
Свои произведения дети тщательно продумывали, определялись с техникой, создавали эскизы, подбирали и собирали материал ( в этом им активно помогали все, и семья, и учащиеся, и просто посторонние люди). Работы у всех получились разные и совершенно замечательные.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, отношение к миру. В результате работы дети учатся творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения.
Работы в технике «Терра»
Работы в технике « Стимпанк»
Техника «Инсталляция»
Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества, дать понимание свободы творчества, свободы от стереотипов мышления, развивать у ребенка чувство свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. вдохновить ребят на творчество, Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, все это обязательно пригодиться ему в жизни.
Результативность работы опыта
Одной из форм результативности являются выставки детских работ. Творческие работы детей с успехом принимают участие в выставках, конкурсах различного уровня: городского, всероссийского, международного и отмечены грамотами и дипломами различных степеней.
Заключительный вывод
Считаю опыт своей работы «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ДПИ через применение нетрадиционных материалов » перспективным, так как он позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. активизировать познавательную и творческую активность, ведет к накоплению профессиональных навыков умений, развивает природные задатки детей. настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную самостоятельную деятельность, что удовлетворяет стремление к самореализации и проявлению личностных качеств детей.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
3. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Диссертация д-ра пед. наук. - М., 1993.
4.- Лыкова И. А. Художественные способности и их развитие как педагогическая ценность. «Школа духовности», 1999 г. № 5
5. о http://creativing.net/art/iskusstvo-iz-musora-ot-toma-deningera.html
-