Конспект урока по окружающему миру Органы чувств, 3 класс


Конспект урока для начальных классов подготовила: Васильцова Анна Владимировна,
учитель начальных классов,
email: anya.vasiltsova@mail.ruАвтор: Васильцова Анна Владимировна
Класс: 3 класс
Предмет: окружающий мир
Тема: « Органы чувств».
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Задачи:
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Методы: 
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; коробка, железная вилка, деревянная ложка и тп); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»; лимон.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы : фронтальная, групповая
Планируемый результат:
Знать
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы органов чувств;
- ставить опыты с помощью учителя;
- формулировать результат опыта;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей.
К нам сегодня на урок пришли гости. Ребята, повернитесь и поприветствуйте их. Поделитесь своим отличным настроением.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Сообщение темы урока
– Ребята, вы нарисовали такие замечательные портреты.
И мы оформили такую замечательную выставку с автопортретами.
–Я тоже захотела нарисовать портрет своей знакомой .– Вот что у меня получилось.
На доску вывесить портрет без лица.
– Что-то не так?
– Чего нет на портрете? (Глаз, носа, ушей, рта.)
– А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?(ответы учеников)
-Кто догадался что мы будем сегодня изучать на уроке?
(органы чувств)
- Да, действительно, вы сами назвали мне тему сегодняшнего урока.
- Поднимите сигнальные карточки кто согласен, что глаза важнее ушей. Если вы так считаете, поднимаете зеленый цвет. Спросить несколько.
- А интересно узнать, какой же орган чувств важнее?? (ДА)
А что еще интересно узнать? (как за ними ухаживать, правила гигиены, для чего они нужны человеку)
– Сегодня на уроке мы узнаем, для чего человеку нужны эти органы.
Какой из них главнее. Как их беречь. Это и будут цели нашего урока.
Сегодня нам предстоит провести исследования.
Так кто же будет предметом нашего исследования?
Мы будем исследовать человека.
Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
Работа над темой урока
Орган зрения.
- С какого органа мы начнем наше исследование узнаем, если отгадаем загадку:
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
Глаза – самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Игра «коробочка».
Я предлагаю вам поиграть со мной в игру.
- У меня есть коробочка, в которой лежит предмет. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
- Какой цвет этого предмета? Какая форма?
- Почему не можем сказать? (Не видим, он спрятан в коробке)
- Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)- Откройте глаза.
- Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?- Потому, что мы не видели.
Сейчас мы узнаем, что нам помогают определять глаза. Давайте разделимся на группы по рядам.
Каждая группа получит своё задание.
1-я - конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов. И с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
2-я – игрушки (машинки). Рассмотрите игрушки, покатайте.
3-я – журналы. Рассмотрите журналы.
- Проведите исследование с помощью этих предметов и сделайте вывод.
Выступление представителей от групп:
1-я – приходит к мнению, что глазами мы различаем форму, величину и цвет предмета.
2-я - с помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.
3-я - с помощью глаз мы можем читать журналы и книги.
Вывод:
- Благодаря глазам мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.
Ребята, вы сейчас поработали в группе, оцените свою работу в группе.
Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
- Что вам помогло?
- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.
МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ ГЛАЗ – ЭТО ОРГАН ЧЕГО?
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?
Сообщение – орган зрения. ( _____________________)Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.
В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
-Берегите зрение!
А важно ли беречь наше зрение? (да)
А как же сберечь его? Кто знает? (ответы детей)
Хорошо. А теперь давайте проверим, правы ли мы в своих ответах или нет. Откройте, пожалуйста, ваши учебники на с. 126. Найдите заголовок Глаза – орган зрения. Кого-то спросить читать
Правила
1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
4. Не читай лежа.
5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.
8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
9. Пользуйся чистым носовым платком.
10. Не стесняйся носить очки.
Вывод: Из всего, вышесказанного и увиденного, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен) Прикрепить восклицательный знак
Орган слуха.
- О каком органе следующая загадка?
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз… (уши)
Игра «Угадай кто сказал?».
-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай кто сказал?». Один ученик выходит к доске и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить. Ученик должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека). Мы будем говорить громко одно слово «ПРИРОДА». А ___________ будет говорить кто сказал.
– Что помогает нам слышать речь, звуки? (уши)
Итак . наши уши – это орган чего?? СЛУХА
Сообщение – орган слуха.( _________________________)
С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее
ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.
Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
- А как же нам сохранить наш слух? (ответы)
- Давайте прочитаем тк ли это в нашем учебнике
на с. 127. Читает _______
Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? Этот орган важен? (Орган слуха тоже очень важен.)
Прикрепит восклицательный знак
- А когда устают наши глазки, что мы делаем на уроках? (Физминутку для глаз)
- А когда устают наши ушки, какую музыку нужно послушать?? (спокойную)
- Сейчас мы проведем физминутку для наших глазок и ушек. Посмотрите на интерактивную доску.
Физминутка для глаз и ушей
3. Орган обоняния.
-Проведем опыт. Вы должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы.
(Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсин, лук, кофе). Показать надо как нюхать.
-Что? Как узнали?
Какой орган чувств помогает почувствовать запах? НОС
- Как называется этот орган чувств? ОРГАН ОБОНЯНИЯ
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Об этом любопытном органе нам расскажет ____________________________
Сообщение – орган обоняния
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.
Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.
Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

ФИЗМИНУТКА
4.Орган вкуса
- Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:
-Всегда во рту, а не проглотишь. (ЯЗЫК)
- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
- Прежде, чем говорить далее, мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой. Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода?
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (ЗАТРУДНЯЮТСЯ)
- А что для этого нужно сделать?
(нужно попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)
(вызываются ученики для проведения опыта и пробуют воду языком)
- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечает)
- Какие ещё качества пищи различает язык?
(горячее и холодное, твёрдое и мягкое, жидкое и густое)
Язык помогает различать вкус еды.
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус.
Сообщение – орган вкуса.
А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.
А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.
А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем?
(Орган вкуса тоже очень важен.) Восклицательный знак
5. Орган осязания.
- И еще одна загадка:
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта (КОЖА)
Игра «Угадай, что это?»
- Проведем последнюю игру. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо кисточку для рисования, вилку, теплый предмет, тяжелый предмет: гирю).
- Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
Сообщение – орган осязание (______________)Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.
Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.
Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
Вывод: – Какой орган чувств помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)
Общий вывод.
Вот и подходит к концу наше исследование.
- Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».
Как же это понять?
На слайде:
Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.
Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
Итак достигнута ли цель нашего урока
7. Подведение итога урока. 10.35
-Итак, какую же тему мы сегодня изучали на уроке?
«Органы чувств» СЛАЙД
-Какие цели мы с вами ставили на урок?
-Выполнили ли мы намеченные цели?
Да достигнута – мы выяснили, что без исключения органы чувств все важны!
Итак, сколько у человека органов чувств? (5: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Какие органы за них отвечают? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
А надо ли беречь органы чувств? ( Да.)
- А где в жизни нам могут пригодиться знания по сегодняшней теме?
Выберите и продолжите любое предложение. СЛАЙД
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
На этом уроке самым интересным для меня было…
Рефлексия:
-Мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По моей команде ваши ладошки соединятся в хлопке (знания объединились), и вы хором скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
Экран рефлексии. СЛАЙД
- Мне всё удалось
- У меня были ошибки, но я всё исправил сам
- Ничего не получилось
Рефлексия
Оценки за урок…
Домашнее задание
Спасибо за урок.