Конспект урока по окружающему миру на тему Наши помощники-органы чувств
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.
Дата проведения: г.
По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.
Цель:
Формировать понятие «органы чувств».
Задачи урока:
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
Познакомить с правилами охраны органов чувств.
Развитие исследовательских умений, речи, логического мышления, познавательной активности детей.
Воспитание интереса к предмету
Методы обучения: ИКТ, наглядный метод, экспериментирование, игра, частично – поисковый метод, проблемный метод, здоровьесберегающие технологии.Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование для проведения урока (для учителя):
проектор, ПК, презентация «Органы чувств»
материалы для экспериментов (конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов: белый, красный, желтый, синий; конверт с геометрическим материалом, одного цвета, но разной формы и размера; коробка с заводными игрушками, мячом, моделями машинок; книги, журналы, открытки с репродукциями картин)квадраты для рефлексии зелёного и жёлтого цветов;
аудиозапись спокойной мелодии, 2 банки с сахаром и солью, карточки на дидактическую дорожку, карточки со слогами на зрительные метки
Оборудование для проведения урока (для учеников):
Учебник «Окружающий мир» для 2 класса Н. Ф. Виноградовой
План урока:
Организационный момент. Физкультминутка «Мозговая гимнастика».
II. Актуализация.
III. Постановка проблемы.
IV. «Открытие» детьми новых знаний, исследовательская работа.
1.Исследование органа вкуса.
2.Работа с дидактической дорожкой
3. Исследование органа зрения. Работа в группах.
4. Работа по СУС (схеме универсальных символов).
5. Работа со зрительными метками.
6. Исследование органа осязания. Игра «Узнай, что в корзинке».
7.Самостоятельная работа с учебником (стр. 28).
8.Динамическая смена поз.
9. Исследование органа слуха.
10. Игра: “ Узнай по звуку”.
11. Исследование органа обоняния.
12. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент.Физкультминутка «Мозговая гимнастика».
Качание головой. ( упр. стимулирует мыслительные процессы)
«Ленивые восьмёрки (упр. активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание)
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия речи).
Моргание (полезно при всех видах нарушения зрения).
II. Актуализация.
Учитель: – Ребята, спросите меня о чем-нибудь.
Ученики: – О чем?
Учитель: – Ну, например, какое у меня настроение.
Ученики: – Какое у Вас настроение?
Учитель: – Очень хорошее!
Ученики: – Почему у Вас хорошее настроение?
Учитель: – А как вы думаете?
(Дети высказывают свои предположения.)
Учитель: – Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Кто может угадать, о каких помощниках я говорю?
(Ответы детей.)
III. Постановка проблемы.
- Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. Слайд №2.
(изображение человечка, но без лица)
- Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.) -Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? Слайд №2.
Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам.
Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово).
Какого помощника мы будем исследовать в первую очередь?
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
1.Исследование органа вкуса.
-У меня 2 банки, в которых находятся вещества. Что это за вещества?
Найдите и составьте слово среди букв:
для девочек: фирсахардж (сахар)
для мальчиков: сольпащуе (соль)
- Все эти вещества белого цвета. Помогите определить, что находится в каждой банке?
- Итак, какой помощник помог определить нам эти вещества? (Язык)
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? (вкуса) Слайд №4.
- Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. - Про этот орган чувств немало сложено поговорок, пословиц. Прочитаем на дидактической дорожке: когда так говорят?
2.Работа с дидактической дорожкой. (Дидактическая дорожка предполагает чтение предложения, разбитого на слоги, с правой и с левой стороны классной комнаты на уровне глаз учащихся.)
Прог ло тить я
зык.
-Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку.
На доске запись:
органы чувств
язык
3. Исследование органа зрения. Работа в группах.
– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)
Я предлагаю разделиться на 4 группы и приступить к исследованию.
Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)
1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).
2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.
3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.
4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.
Задания для групп.
1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?
2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.
-Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?
Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:
1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.
2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.
3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.
4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Слайд №5.
органы чувств
язык
глаза
Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.
-Что полезно для глаз? (зарядка).
4. Работа по СУС (схеме универсальных символов). Дети «бегают» глазами по заданному направлению: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке под звучание спокойной мелодии. Каждая траектория отличается от других цветом.
103441555880
- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
- А сможете ли вы найти на зрительных метках слово среди слогов?
5. Работа со зрительными метками. (Тренаж со «зрительными метками» предполагает организацию работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности. Карточки с числами или словами располагаются на «зрительных метках» на всех стенах классной комнаты.)жа лэ ко ря ны- Какое слово спряталось среди слогов? (кожа)
6. Исследование органа осязания.
Игра «Узнай, что в корзинке».
Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.). Корзинка закрыта салфеткой.
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.
Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.
Значит, кожа тоже наш помощник? Что мы ощущаем с её помощью?
(Ответы детей)
– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
: органы чувств
язык
глаза кожа
Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело. Слайд №6.
Учитель: – Надо ли заботиться об этом помощнике? Об этом вы узнаете самостоятельно прочитав материал учебника.
7.Самостоятельная работа с учебником (стр. 28).
8.Динамическая смена поз.
Дети меняют свои позы «Стоя-сидя» за рабочим столом. В позе «стоя» ребята работают на массажных ковриках.
9. Исследование органа слуха.
Учитель:
– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
Учитель: – Что же произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
(Ответы детей)
Учитель: – Слух – большая ценность для человека. А какие помощники, какие органы нам помогают слышать?
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего?
(Ответ детей)
Учитель: – Давайте проведем опыт. Закройте уши. Что произошло?
Ученики: – Перестали слышать, исчезли все звуки.
10. Игра: “ Узнай по звуку”.
Учитель дает ребенку карточку с изображением животного. Ученик, не показывая карточку, издает звуки, которые свойственны этому животному. Все должны отгадать, какое животное изображено.
Учитель: – А нужно ли заботиться об ушах? Как?
Ученики: – Защищать уши от ветра, сильного шума, не ковырять в ушах, регулярно мыть уши, если уши заболели, обратиться к врачу.
И уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку. Слайд №7.
На доске запись: органы чувств
язык
глаза кожа уши
11. Исследование органа обоняния.
- Проведем опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?
- Отгадайте, что вы нюхали (ученику завязываются глаза и дают понюхать: духи, дольку чеснока).
– Вы хорошо справились с заданием.
А умение человека различать запахи получило название обоняние.
– Кто сможет дать научное определение? Нос – это…
органы чувств
язык
уши нос глаза кожа
Слайд №8.
- Нос нам поможет только тогда, когда он чистый, когда в нем не скапливается слизь, грязь. Давайте отдохнем и подышим воздухом.
12. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.
- Руки за спину положим
И легко – легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрей…
Дышим левою ноздрей…
Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть, поменявшись местами.
– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает в этом наш помощник - орган обоняния - нос.
V. Закрепление изученного материала.Кто же они, наши верные помощники? Как они называются?
Учитель: – Помните, в начале урока я вам сказала, что у меня хорошее настроение. Теперь вы поняли почему?
Я надеюсь, что у вас у всех тоже хорошее настроение, что все ваши помощники здоровы.
(Всем детям раздаю маленькие солнышки)
Учитель: – Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза)
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей)
Игра «Полезно – вредно».
-Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
VI . Итог урока.
-Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?
- Какие органы чувств вы знаете? Слайд №9.
VII. Рефлексия.
- Как вы работали на этом уроке? Если считаете, что работали в полную силу, отвечали всегда верно, поднимите зеленый квадрат. Если вы могли работать лучше, то поднимите желтый.
Используемая литература:
1.Программа «Начальная школа ХХI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой издательский центр «Вентана – Граф», 2008 г.
2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с. - (Начальная школа XXI века)
.